Во время западных санкций, издержки производства находятся на первом плане, в результате чего возникает потребность в уменьшении эксплуатационных затрат, это достигается, например, при помощи триботехнических методов.
Трибология и триботехника являются ключом к высвобождению этих огромных «резервов», т.к. повышение долговечности машин, при сохранении их рабочих характеристик, обуславливающихся, в основном, долговечностью узлов и элементов трения, равносильно как пропорциональному увеличению производительности, так и высвобождению огромных ресурсов рабочей силы, сырья, материалов, финансовых средств.
Из-за недостатка средств последние 15 лет основные фонды почти не обновлялись.
Целью выполнения проекта является разработка программно – аппаратного комплекса, задача которого рассчитывать оптимальные режимы работы при бурении. При этом вычисляется коэффициент триады трения стенки скважины с наружной поверхностью труб и соединений, его значения, с использованием специальных приборов – трибометров.
Задачей, необходимой для достижения цели является поиск режимов, при которых выполняются заданные свойства трибосистемы, достигаемый встраиванием в управление испытательной системы программы моделирования исследуемого процесса, ряд параметров которой задается из эксперимента, а также заданием критериев поиска.
Из проведенного патентного исследования выяснилось, что износ деталей буровой установки примерно в два раза снижает ресурс техники. Из этого следует, что уменьшение эксплуатационных затрат за счет внедрения нашего проекта (в сопоставлении с существующими аналогами, в т.ч. мировыми) и интеллектуальной системы управления ведет к значительному экономическому росту.
Помимо экономического эффекта, представленная технология для системы управления позволяет значительно уменьшить износ и удельный расход энергии, а также увеличить КПД бурильной установки и запас устойчивости системы, что позволит достигнуть конкурентных преимуществ, в сравнении с традиционной системой.
По результатам исследований, можно сказать что примерно 80-90 % отказов машин и механизмов происходят из-за износа узлов, деталей и рабочего инструмента. За полный цикл эксплуатации машин, эксплуатационные затраты (расходы, трудоемкость ремонта и затраты материалов на ремонт) в несколько раз превышают затраты на изготовление новых машин.
Ремонтом оборудования в развитых странах занято примерно 30 % от общего числа рабочих и примерно та же часть станочного парка. На ремонт расходуется пятая часть всего выплавляемого металла.
Также значительные расходы обусловлены недооценкой значимости проблем износостойкости и долговечности машин, как ныне эксплуатируемых, так и намеченных к выпуску в ближайшее время.
Планируются: разработка технического задания (ТЗ) на НИР; выбор направлений исследования; публикация в печати научной статьи и получение свидетельства на ЭВМ; теоретические и экспериментальные исследования на базе нефтяной бурильной установки, получение альфа – версии программы; обобщение и оценка результатов исследований; сопоставление результатов эксперимента с теоретическими исследованиями, подготовка научных публикаций и патентов; оценка полноты решения задач, проведение технико-экономических исследований, создание документации к программе; создание конечного продукта и его сертификация.