Сетевое издание
Международный студенческий научный вестник
ISSN 2409-529X

--- 1
1 ---

Автобус – механическое транспортное средство, предназначенное для перевозки пассажиров, и приводимое в движение энергией сжигаемого топлива в двигателе внутреннего сгорания. Без него большее число жителей городов не имели бы возможности быстрого перемещения из начального пункта в конечный [1].

Представим транспортную сеть нашей страны через лет тридцать, Вам наверняка придут на ум такие мысли, как бесконечные пробки, отвратительное качество воздуха в атмосфере, замена существующих источников энергии альтернативными, но вы точно не сможете представить, что общественный транспорт превратиться в роботизированную систему, напичканную микроэлектроникой[2].

Уже в некоторых европейских странах данный проект запущен и успешно реализуется. Автобусы курсируют по заданному маршруту, ориентируясь на GPS навигацию и использование лазерных сенсоров, т.е. в диспетчерском центре заранее создали и проложили маршрут по определённым точкам с учётом всех возможных ситуаций. Если разобрать «чудо технологий будущего» в подробностях, то, пожалуй, можно начать с силового привода.

Основой силового агрегата является асинхронный электродвигатель, связанный с ЭБУ (электронный блок управления) посредством датчиков, расположенных в различных узлах автобуса. В дальнейшем возможно использование двигателя внутреннего сгорания, как основного силового привода, работающего на газе или водороде. Ведь, необходимо, чтобы техника будущего была не только выгодна в экономических показателях, но также соответствовала нормам экологичности высшего класса[3]. Следующими важными элементами в автобусе являются камеры видеонаблюдения, смонтированные в разных углах, обеспечивающих максимальный обзор. Все камеры синхронизируются через головной сервер, расположенный в диспетчерском центре, где на огромном экране выводится их изображение. На рис. 1 показан пример камеры видеонаблюдения, применимой в автобусе.

ris30.tif

Рис. 1. Камера видеонаблюдения Zorko IP C1W1

Данная камера работает от беспроводных сетей, к тому же она адаптирована для Российских электросетей. У неё осуществляется передача цветного изображения со звуком с большим углом обзора.

Бортовой компьютер, вмонтированный в панель приборов, имеет заранее заложенную в него программу с картой маршрутов. Сигнал на компьютер подаётся со спутника, далее считывается информация, обрабатывается и индуцируется в блок управления.

Теперь о главном – преимуществах данного вида транспорта. Во-первых, отсутствие водителя экономит до 60 % расходов авто пассажирского предприятия, за счёт того, что не надо платить зарплату, отпускные, больничные. Для самих водителей это, конечно, будет серьёзный удар, но зато сэкономленные средства можно будет вкладывать в развитие «автобусов без водителя». Ещё раз стоит напомнить о том, что данный общественный транспорт будет экологичным, поскольку основными элементами движущей силы будут электродвигатели и ДВС на сжиженном газе или на водороде. Во-вторых, автоматизированные автобусы будут проходить по маршруту с заданным интервалом, без каких-либо опозданий. В Великом Новгороде это очень актуально, потому что общественный транспорт ходит далеко не по расписанию. Да, несомненно необходима слаженная работа городских служб, потому что, например, зимой, по засыпанным снегом дорогах, будут постоянно пробки. Важно реорганизовать транспортную сеть и обновить её полностью, ну или по крайней мере, где это возможно. Насчёт безопасности данного «чуда техники» спорят до сих пор. В тех странах, где они уже эксплуатируются, жители города с опаской относятся к ним, но постепенно привыкают. Автобус имеет не очень большую скорость и вместимость на данный момент, зато имеет выдвижную платформу для пассажиров с колясками. Сомневаюсь, что в наших нынешних автобусах такое есть.

В заключение статьи хотелось бы сказать, что в дальнейшем планируется составить функциональную схему электрооборудования «автобуса без водителя» в программе Fritzing, набросать основные элементы и собрать такую схему для практических опытов системы. Также смоделировать основные силовые узлы двигателя и трансмиссии в T-Flex 3D CAD и проверить их на основные прочностные характеристики. Надеюсь, что в будущем такой вид транспорта заменит существующий и страна продвинется на одну ступень прогресса выше.