Необходимость правильного формирования экономическими субъектами налоговых обязательств перед бюджетом обусловила широкое распространение на рынке аудиторских услуг налогового аудита, представляющего собой выполнение аудиторской организацией специального аудиторского задания по рассмотрению бухгалтерских и налоговых отчетов экономического субъекта с целью выражения мнения о степени их достоверности и соответствия нормам действующего законодательства. Вопрос проверки правильности исчисления и уплаты налога от доходов физических лиц является одним из наиболее актуальных для руководства и собственников организации.
Целью аудита расчетов с бюджетом по налогу на доходы физических лиц является выражение мнения аудитора о достоверности сальдо по счету 68 «Расчеты по налогам и сборам», субсчет «Расчеты по налогу на доходы физических лиц» в финансовой (бухгалтерской) отчетности, проверку законности процедур по НДФЛ.
При проведении аудита НДФЛ следует:
- провести анализ порядка ведения аналитического и синтетического учета расчетов по налогу;
- оценить правильность формирования налоговой базы согласно стандартам действующего законодательства:
- выявить правильность определения сумм, неподлежащих налогообложению по НДФЛ;
- оценить выплаты, которые были неправомерно исключены;
- оценить в налоговой и бухгалтерской отчетности отражение налоговых обязательств перед бюджетом;
- проанализировать оценку своевременности и полноты уплаты в бюджет налога.
Процесс осуществления проверки правильности исчисления налога на доходы физических лиц включает анализ таких документов, как:
- главная книга или оборотно-сальдовая ведомость;
- регистры бухгалтерского учета по счетам 70, 68 субсчет «Расчеты по налогу на доходы физических лиц»;
- реестры по НДФЛ;
- ведомости по начислению заработной платы;
- трудовые договора;
- штатное расписание;
- кадровые приказы;
- приказы по определенным видам удержаний и начислений;
- коллективный договор или положение о премировании;
- налоговые карточки;
- прочие документы, которые подтверждают применение налоговых вычетов.
При аудите расчетов с бюджетом по налогу на доходы физических лиц используются такие нормативные документы, как:
- Гражданский кодекс РФ.
- Налоговый кодекс РФ (гл. 23 «Налог на доходы физических лиц», ч. II).
- Закон РФ от 06 декабря 2011 г. № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (с дополнениями и изменениями).
Базовыми источниками информации при осуществлении аудита НДФЛ являются те документы, наличие которых отмечается в рабочем документе проверяющего (таблица 1) [7, с. 147-148].
Таблица 1 – Источники информации для аудита расчетов по НДФЛ
№ п/п |
Документ |
Наличие (нет/да) |
Ответственный за ведение, инициалы |
Примеча- ние |
1 |
Положение по оплате труда |
|
|
|
2 |
Правила внутреннего трудового распорядка |
|
|
|
3 |
Положение о премировании |
|
|
|
4 |
Приказ (распоряжение) о приеме на работу (ф. Т-1) |
|
|
|
5 |
Приказ (распоряжение) о предоставлении отпуска (ф. Т-6) |
|
|
|
6 |
Личная карточка (ф. Т-2) |
|
|
|
7 |
Табель учета использования рабочего времени и расчета заработной платы (ф. Т-12) |
|
|
|
8 |
Расчетно-платежная ведомость (ф. Т-49) |
|
|
|
9 |
Расчетная ведомость (ф. Т-53) |
|
|
|
10 |
Лицевой счет (ф. Т-54) |
|
|
|
11 |
Договоры подряда, гражданско-правовые договоры |
|
|
|
12 |
Авансовые отчеты |
|
|
|
13 |
Регистры бухгалтерского учета |
|
|
|
14 |
Сводные ведомости распределения заработной платы |
|
|
|
15 |
Ведомости по расчету НДФЛ |
|
|
|
16 |
Документы, подтверждающие право на получение льгот: справка врачебно-трудо- вой экспертной комиссии, удостоверение участника ликвидации аварии на Черно- быльской АЭС, книжка Героя РФ и т.п. |
|
|
|
17 |
Справки о доходах физического лица |
|
|
|
18 |
Налоговые карточки по учету доходов и налога на доходы физических лиц (ф. 1-НДФЛ) |
|
|
|
19 |
Журналы ордера |
|
|
|
20 |
Справки о доходах физического лица (ф. 2-НДФЛ) |
|
|
|
21 |
Платежные поручения |
|
|
|
22 |
Выписка банка |
|
|
|
Проверка правильности исчисления НДФЛ осуществляется в 3 этапа.
1 этап - ознакомительный. Проверяющим рассматриваются следующие факторы: существующие объекты налогообложения; соответствие применяемого предприятием порядка налогообложения нормам работающего законодательства; уровень потенциальных налоговых нарушений и обязательств. В процессе этого этапа ведется определение ключевых факторов, которые влияют на налоговые показатели; анализ правовых актов, которые регулируют социально-трудовые отношения; анализ документооборота и изучение функций (полномочий) служб, которые ответственны за исчисление и уплату налогов.
2 этап - основной. Этот этап предполагает проведение углубленной проверки участков, на которых выявлены ошибки (недостатки): правильности определения налогооблагаемой базы по НДФЛ по видам доходов: доходов, которые получены от источников в России и за ее пределами. Также на данном этапе проводится проверка доходов, которые получены в натуральной форме; проверка доходов, которые получены в виде материальной выгоды; аудит присутствия документов, которые подтверждают право применения налоговых вычетов, в том числе стандартных, имущественных и профессиональных. Ведется аудит правильности определения налоговой базы с учетом налоговых вычетов; правильности определения доходов, которые не подлежат налогообложению; правильности применения налоговых ставок; аудит налоговой отчетности; проверка расчета налоговых последствий для предприятия в случаях некорректного применения правил налогового законодательства; проверка представления и разработки рекомендаций по совершенствованию системы внутреннего контроля правильности исчисления налога.
3 этап – заключительный. Данный этап предусматривает следующие операции:
- процедура анализа осуществления программы аудита;
- классификацию выявленных нарушений и ошибок;
- обобщение итогов аудита;
- оформление результатов налоговой проверки по НДФЛ. Все операции ведутся с использованием определенных тестов, которые утверждены внутрифирменными стандартами аудиторской компании.
При выявлении недочетов в корреспонденции счетов по учету расчетов с бюджетом по НДФЛ, проверяющий может составить следующую таблицу [5, с. 154].
Таблица 2 - Проверка правильности корреспонденции счетов по счету 68
Содержание хозяйственной операции
|
По данным аудируемого лица |
По данным аудитора |
Замечания аудитора |
||
Дебет |
Кредит |
Дебет |
Кредит |
||
Удержан НДФЛ |
70 |
68 |
70 |
68 |
Нарушения не выявлены |
Перечислен НДФЛ |
68 |
51 |
68 |
51 |
Нарушения не выявлены |
Проверяющий сопоставляет данные расчетно-платежных ведомостей с аналитическими данными по учету расчетов с бюджетом по НДФЛ, удержанному с работников предприятия. В случае выплаты дивидендов аудитор выявляет правильность удержания налога на доходы. В итоге проверяющий дает оценку полноты и правильности заполнения налоговых карточек по учету доходов и НДФЛ
Рассмотрим более подробно порядок процедуры аудита расчетов с бюджетом по налогам на доходы физических лиц по ключевым элементам.
1. Аудит субъектов налогообложения. Налогоплательщиками налога на НДФЛ признаются физические лица, которые являются налоговыми резидентами РФ, а также физические лица, которые получают доходы от источников в РФ, которые не являются налоговыми резидентами РФ.
2. Аудит объектов налогообложения. Объектом налогообложения признается доход, который получен налогоплательщиками:
a) от источников в РФ и (или) от источников за ее пределами, — для физических лиц, которые являются налоговыми резидентами РФ;
b) от источников в РФ, — для физических лиц, которые не являются налоговыми резидентами РФ.При аудите определения налоговой базы следует помнить, что доход может быть получен такими способами, как:
3. Аудит налоговой базы. При аудите этого элемента следует руководствоваться в основную очередь ст. 210 «Налоговая база» НК РФ, а также ст. 208, 211-215.
При аудите определения налоговой базы следует помнить, что доход может быть получен такими способами, как:
- наличными деньгами — через кассу предприятия;
- безналичным способом — при перечислении на личные счета граждан;
- в натуральном виде — ТМЦ или в форме выполненных для граждан работ (оказанных для них услуг), а также в форме социальных и материальных благ, которые оказываются гражданам организацией, и в форме разницы между рыночными ценами и ценами реализации товаров (работ, услуг);
- в форме материальной выгоды — по банковским вкладам или договорам страхования, а также по заемным средствам, которые выданы гражданам.
4. Аудит налогового периода. При проведении проверки следует учитывать, что в соответствии со ст. 216 «Налоговый период» НК РФ налоговым периодом является календарный год.
5. Аудит налоговых вычетов. При аудите удержаний по НДФЛ аудитор обязан убедиться в правильности предоставления работающим соответствующего налогового вычета. Главное внимание проверяющий обязан уделить стандартным налоговым вычетам, так как они касаются основной части налогоплательщиков. Стандартные налоговые вычеты предоставляются в размере 3000, 500, 1400, 3000, 6000 и 12000 руб. за каждый месяц налогового периода определенным категориям граждан, указанным в ст. 218 НК РФ.
6. Проверка налоговых ставок НДФЛ исчисляется по различным ставкам, поэтому проверяющему следует проверить правильность применения соответствующих ставок для взимания налога.
- Налоговая ставка устанавливается в размере 13%, если другое не предусмотрено ст. 224 НК РФ.
- Налоговая ставка устанавливается в размере 35% в отношении таких доходов, как:
- стоимость любых призов и выигрышей, получаемых в проводимых играх, конкурсах и прочих мероприятиях в целях рекламы товаров (работ и услуг), в части превышения размеров, указанных в п. 28 ст. 217 НК РФ;
- процентные доходы по вкладам в банках, налоговая база по которым определяется в соответствии со ст. 214.2 НК РФ и которые находятся на территории Российской Федерации
- суммы экономии на процентах, которые превышают размеры утвержденные п. 2 ст. 212 НК РФ, при получении налогоплательщиками кредитных (заемных) средств;
- доходы, выраженные в виде платы за использование денежных средств членов кредитного потребительского кооператива (пайщиков), а также проценты за использованные сельскохозяйственным кредитным потребительским кооперативом средства, которые привлекаются в форме займов от ассоциированных членов сельскохозяйственного кредитного потребительского кооператива или членов сельскохозяйственного кредитного потребительского кооператива. Налоговая база определяется в соответствии со ст. 214.2.1 НК РФ
7. Проверка порядка исчисления налога и сроков уплаты. Сумма налога при определении налоговой базы выплачивается как соответствующая налоговой ставке, которая установлена ст. 224 НК РФ.
Итоговая сумма налога являет собой сумму, которая получается в результате сложения сумм налога, исчисленных в соответствии с п. 1 ст. 225 НК РФ.
Общая сумма налога выявляется по итогам налогового периода применительно ко всем доходам налогоплательщика, дата получения которых относится к соответствующему налоговому периоду.
Сумма налога исчисляется в полных рублях. Сумма налога меньше 50 копеек отбрасывается, а 50 копеек и больше округляются до полного рубля.
В соответствии с существующим законодательством предприятия обязаны ежегодно не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом, представлять в налоговый орган по месту своей регистрации данных о доходах физических лиц и суммах, которые начислены и удержаны по форме, утвержденной ФНС РФ.
Например, программа аудита может быть представлена следующим образом (таблица 3).
Таблица 3 - Программа аудита расчетов по НДФЛ
№ п/п |
Перечень аудиторских процедур |
Рабочие документы аудитора |
1 |
Оценка организации учета расчетов по налогу на доходы физических лиц и аудит оформления первичных документов |
Приказы о приеме на работу, табель учета использования рабочего времени, коллективный договор, личные карточки, перемещение, премирование, увольнение |
2 |
Проверка соблюдения правильного оформления расчетно-платежных документов |
Расчетно-платежные ведомости, расходные кассовые ордера, табель учета рабочего времени |
3 |
Аудит правильности определения дохода для целей налогообложения по налогу на доходы физических лиц |
Расчетно-платежные ведомости, личные карточки, сведения о доходах работников, подаваемые в налоговые органы |
4 |
Проверка обоснованности предоставления налоговых вычетов по налогу на доходы физических лиц и удержаний из заработной платы |
Расчетно-платежные ведомости, личные карточки, сведения о доходах работников, подаваемые в налоговые органы |
5 |
Проверка при исчислении налога на доходы физических лиц правомерности применения вычетов |
Личные карточки, заявления работников на предоставление вычетов |
6 |
Аудит соответствия применяемых ставок налога на доходы физических лиц главе 23 НК РФ |
Расчетно-платежные ведомости, личные карточки, сведения о доходах работников, подаваемые в налоговые органы |
7 |
Проверка правильности отражения оборотов по счетам главной книги с аналогичными показателями синтетического учета и тождественности показателей регистров бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности |
Главная книга, журнал-ордер (сч.70 и сч.68), налоговые декларации по налогу на доходы физических лиц |
В ходе аудиторской проверки расчетов с бюджетом по налогу на НДФЛ могут быть выявлены следующие типовые нарушения:
- основанием для начисления заработной платы являются приказы о зачислении, увольнении и табель учета рабочего времени, подписанные руководителем учреждения; в приказах по личному составу отсутствуют подписи ознакомленного лица;
- трудовые договора принимаются к учету без подписанных актов выполненных работ;
- начисление и выплата премий проводится по списку без приказа руководителя; документы, послужившие основанием для начисления заработной платы, не гасятся штампом «Получено» или «Оплачено» с указанием даты;
- при уходе в отпуск или увольнении не проводится расчет в записке-расчете о предоставлении отпуска (увольнении) и расчетные ведомости не подписываются исполнителем и главным бухгалтером;
- больничные листки не нумеруются в хронологическом порядке с начала года;
- не заполнена справка о заработной плате и сумма причитающегося пособия, лист подписи исполнителя;
- не указывается номер расчетно-платежной ведомости, в которую больничный лист включен для начисления;
- не ведется аналитический учет расчетов по исполнительным листам по каждому получателю с указанием фамилии, номера, даты и срока действия исполнительного лица, суммы удержаний на налоговой карточке.
Все эти нарушения приводят к неточному определению налогооблагаемой базы для расчета НДФЛ и нарушению действующего законодательства.