Сетевое издание
Международный студенческий научный вестник
ISSN 2409-529X

BUSINESS AS ESSENTIAL ELEMENT OF MODERM ECONOMY AND ITS STATE REGULATION

Pervitskaya E.A. 1 Agafonova M.S. 1
1 Voronezh State University of Architecture and Civil Engineering
Entrepreneurial activity is presented as the result of the unity of the institutional environment and the existing resource potential of enterprise structures that determine a set of mutually consistent action on the part of the entrepreneur, employee, and the state as the ultimate goal of which performs economic coordination-cal interests of all its members by preparing and distribution of added value. Methodological approaches to the transformation of business system of state regulation, including formed the key tenets of the ideology and the content of the bipolar approach to the formation of system of state regulation of business activity, significantly develop and concretize business economy. In Russia, on the one hand, there are all the formal prerequisites for the successful development of small business. Adoption of relevant federal laws and numerous regulations on the state support of small enterprises. The necessary infrastructure in the face of government agencies and foundations, business associations. There is a reserve of labor market, including highly skilled workers and di plomirovannyh professionals. The importance of small business sub-firmed speeches of statesmen, politicians, heads of major banks and corporations, and leading academics. On the other hand, the actual state of small business representatives of all the stakeholders is evaluated as extremely unsatisfactory. In the field of study Russia lags far behind the developed countries of America, the EU and China.
entrepreneurship
government regulation
a bipolar approach
methodological approach
infrastructure.

В настоящее время развитие предпринимательства является одним из главных факторов устойчивого роста экономики. Именно гибкость и динамичность предпринимательства позволили ему стать основой экономической жизни в развитых странах.

Немалое социально-экономическое значение предпринимательства определяет не только нужду государственной поддержки его развития, но и свидетельствует о имеющемся собственном потенциале предпринимательских структур.

Анализ данных проблем свидетельствует о необходимости теоретического переосмысления проблемы улучшения и преобразования государственного регулирования предпринимательства на основе анализа применяемых в социально-экономической практике подходов к его реализации.

Цель работы состоит в разработке теоретико-методических основ и организационно-экономических методов осуществления изменения системы государственного регулирования предпринимательства как условия увеличения его эффективности и обеспечения реализации потенциала саморазвития предпринимательских структур.

Предпринимательство представляет собой проявление, задействующее все сферы экономики. При усложнении структуры хозяйственных связей, прогресса производительных сил и производственных отношений, наблюдается расширение понимания о предпринимательстве.

В основе диалектики предпринимательской деятельности находится двойственный характер всей хозяйственной практики людей.

Самоуправление и экономическая свобода тесно связаны, но экономическая свобода продиктована обязанностями и ответственностью предпринимателя.

Предпринимательство одновременно является и экономическим явлением, и процессом. Оно реализуется как форма производственных взаимоотношений по поводу создания и реализации продукции. В этом смысле предпринимательство выражает структуру отношений между предпринимателями и потребителями. Как процесс предпринимательство есть цепочка последовательных действий, начиная от возникновения идеи, затем реализации и предоставления результатов. Процесс оканчивается получением прибыли.

Постиндустриальная ступень развития общества продиктовала другие приоритеты хозяйствования. Рационализация не использования ресурсов, а метода хозяйствования становится главным элементом предпринимателя. Целевые намерения связаны не с максимизацией личного результата, а с обеспечением стабильности организации. Следовательно, в постиндустриальной экономике инновационная практика становится ведущим признаком предпринимательства.

В более обобщенном варианте предпринимательская деятельность определяется как процесс согласования экономических целей субъекта предпринимательства, работника и государства, который и объясняет взаимовыгодность деятельности предпринимательской системы для всех субъектов взаимодействия.

При рассмотрении предпринимательства как объекта государственного контроля необходимо учесть, что оно выступает как последствие единства институциональных требований и ресурсного потенциала предпринимательских структур.

Главным условием трансформации системы государственного контроля предпринимательства является формирование институциональных условий для увеличения экономической и социальной надежности бизнеса.

Таким образом, предпринимательство рассматривается как единство институциональных условий и ресурсных возможностей предпринимательских систем, определяющих совокупность последовательных шагов со стороны предпринимателя, в качестве итоговой цели которых выступает слаживание экономических интересов всех ее сообщников посредством получения и распределения добавленной стоимости. Несоответствие активности предпринимателя по воплощению потенциала предпринимательской системы и заданных государством ограничений ведет к невыполнению предпринимательством своей социально-экономической функции.

Движение от теоретического к конкретному в исследовании человеческого фактора привело к введению термина «потенциал саморазвития». Это понятие применяют для характеристики термина «человеческий фактор». «Потенциал саморазвития» представляет человеческий фактор в динамике в виде непрерывного процесса.

Предпринимательская система как производственный коллектив тоже имеет потенциал саморазвития. С одной стороны, потенциал саморазвития предпринимательства можно представить как единство статики и динамики. С другой стороны, это совокупность внутренних и внешних элементов, выступающих источником развития экономики.

Проявляется потенциал саморазвития предпринимательства через экономические права и социальную ответственность. Экономические права есть власть хозяйствующих субъектов в экономике, достигающаяся посредством экономических средств. Другим проявлением потенциала саморазвития предпринимательства является его социальная ответственность. Принимая участие в социальных проектах, предпринимательская система обеспечивает осуществление своих социальных функций, решая проблемы, связанные с занятостью населения.

Исходя из знания того, что потенциал саморазвития предпринимательства имеет экономическую и социальную компоненты; статический и динамический элементы; внутреннюю и внешнюю составляющие, оценку уровня осуществления потенциала уместно проводить по представленным направлениям.

Предложено оценку уровня реализации предпринимательством потенциала саморазвития проводить на основе вычисления и интерпретации такого показателя как «уровень реализации предпринимательством потенциала саморазвития» – это среднее значение темпов трансформации показателей, характеризующих результативность осуществления предпринимательского сектора. В данную структуру показателей входит группа показателей, которые увеличиваясь, характеризуют положительные тенденции. Такие показатели определены как «прямые»:

  • благотворительные отчисления.
  • вложения в социальную сферу;
  • инвестиции в нефинансовые активы;
  • инвестиции в человеческий капитал;
  • инновационные товары, работы, услуги (% от общего объема);
  • налоговые поступления в бюджет;
  • платежи в социальные и пенсионный фонды;
  • финансовые вложения коммерческих организаций;
  • сальдированный финансовый результат (прибыль);
  • численность предпринимательских систем на конец года;

Другая группа показателей, увеличиваясь, характеризует нарастание негативных тенденций. Данная группа показателей определена как «деформирующие»:

  • степень износа основных фондов;
  • теневой оборот в РФ;
  • доля «серой» заработной платы.

«Уровень реализации предпринимательством потенциала саморазвития» рассчитывается как среднее значение обобщающих показателей.

Данные показатели говорят о разнонаправленных тенденциях. Главными проблемами для экономического развития бизнеса являются коррупция и малая эффективность государственного аппарата.

Анализ тенденций развития российского предпринимательства показал, что с одной стороны, в России имеются улучшения в области защиты прав частной собственности, уменьшение коррупции в органах власти, а также улучшение в налоговой сфере. С другой стороны, регрессируют институциональные условия для ведения бизнеса. Несмотря на то, что место России в 2012 году изменилось на четыре пункта, условия в стране для предпринимательства остаются неблагоприятными (табл. 1).

Таблица 1.

Место России в рейтинге условий для ведения бизнеса

 

Место в 2012 году среди 181 страны

Место в 2007 году среди 181 страны

Качество условий для развития бизнеса в целом

120

96

Создание новой компании

111

33

Получение разрешения на строительство

178

163

Защита инвесторов

111

60

Простота уплаты налогов

105

98

Доступность кредитов

98

159

Условия для экспорта и импорта

160

143

 

На территориальном уровне государственное регулирование осуществляется в виде программ поддержки Минэкономразвития, отраслевых программ развития. О неэффективности государственного регулирования свидетельствует также низкая результативность реализуемых программ поддержки предпринимательства в регионах.

Проведенный анализ по всем территориям России показал, что только в 21 регионе из 83 достигнуты планируемые показатели.

С одной стороны, это объясняется отсутствием эффективного способа реализации федеральных средств. С другой, отсутствием четких и адекватных границ оценки результативности государственной поддержки предпринимательства.

Несмотря на то, что в РФ на уровне государства признается высокое социальная значение предпринимательства, реализуемые подходы к государственному регулированию не отражают социальные преимущества его развития. Кроме этого, эффективность принимаемых мер остается невысокой из-за размывания финансовых потоков.

Существует необходимость осуществления биполярного подхода к разработке системы государственного регулирования предпринимательства. Сущность его состоит в разработке многоуровневой структуры дифференциации государственного регулирования предпринимательства в соответствии с двумя «полюсами» ее функционирования на каждом уровне.

Государство выбирает механизм государственного регулирования в соответствии с двумя главными целями – осуществление стратегических и социальных приоритетов функционирования хозяйственного комплекса страны.

Формой проявления данного подхода на уровне формирования инструментария государственного регулирования будет выбор достаточно активной государственной поддержки для сфер предпринимательства, которые играют стратегическую и общественную роль, а также создание благоприятных институциональных условий для предпринимательства в целом.

Однако необходимо выделять две целевых установки: меры по увеличению экономической роли предпринимательских систем; меры по повышению социальной ответственности бизнеса.

Цели государственного регулирования и развития предпринимательства сводятся к созданию институциональных условий для реализации потенциала саморазвития предпринимательских структур.

Главными принципами реализации этого алгоритма выступают:

  • скоординированность национальных стратегических приоритетов и потребностей территории;
  • совмещение общественной необходимости и экономической целесообразности;
  • единство финансовых потребностей бизнеса и перспективных возможностей.

Ступенями реализации алгоритма выступают:

1) на федеральном уровне:

  • определение преимуществ развития национального хозяйства;
  • определение масштабов и форм государственного участия в поддержке предпринимательской деятельности;

2) на региональном уровне:

  • определение сфер деятельности, требующих развития с помощью активизации в них предпринимательской деятельности;
  • выявление специфики предпринимательской деятельности в интересующей;
  • определение форм государственного регулирования;
  • формирование механизма контроля и оценки результативности предпринятых мер;

3) на федеральном уровне:

  • корректировка механизма государственной поддержки предпринимательской деятельности на основе согласования с органами региональной власти.
  • Для решения задачи контроля за результатами реализации государственной политики необходимо создать соответствующую структуру оценки результатов государственного регулирования предпринимательства. Исходя из представления данной структуры как совокупности принципов оценки результативности, определены следующие элементы:

1) принципы оценки государственного регулирования предпринимательства:

  • многоуровневость;
  • полнота;
  • автономность;
  • проверяемость;
  • ответственность;
  • открытость.

2) объект регулирования – Федеральная служба государственной статистики;

3) субъекты регулирования – предпринимательские структуры и показатели;

4) инструментарий регулирования – совокупность показателей, характеризующих результаты государственного регулирования предпринимательства, и способов их получения.

Как уже отмечалось, при выборе метода регулирования государство может оказывать активную поддержку предпринимательской структуре, но любые меры будут неэффективны, если отсутствует соответствующая институциональная среда для развития предпринимательства. Далее изложены направления совершенствования институциональных условий для осуществления саморазвития предпринимательских структур:

  • придание определенного долгосрочного юридического характера взаимосвязи в системе «государство – предприниматель»;
  • обеспечение антикоррупционности институциональной среды функционирования предпринимательских структур;
  • оптимизация методов институциональной защиты российского предпринимательства в условиях увеличения международной интеграции и деятельности в составе ВТО;
  • институционализация инновационных процессов в развитии национального хозяйства страны;
  • развитие института собственности в соответствии с современными тенденциями и требованиями рационализации хозяйственной деятельности.

Вывод:

Уточнена политэкономическая сущность предпринимательства как объекта государственного регулирования и результата собственной активности предпринимательской системы;

Введено понятие «потенциал саморазвития предпринимательской структуры», раскрывающее значимости предпринимательства в развитии национальной экономики в качестве экономической власти и социальной ответственности бизнеса, где значимость проявляется в качестве экономических отношений господства и подчинения между субъектами хозяйствования, а ответственность – как социальная и общественная обязанности и отзывчивости;

Для оценки уровня осуществления предпринимательством потенциала саморазвития предложен такой показатель как «уровень реализации предпринимательством потенциала саморазвития» и разработана схема его определения;

Разработана структурная модель процесса изменения системы государственного регулирования предпринимательства;

Предложен алгоритм проверки предпринимательских структур для оказания им государственной помощи.

Представленные теоретические выводы, касающиеся разработки целостной концепции изменения системы государственного регулирования предпринимательства, могут послужить основой для новых исследований, как в сфере экономической теории, так и в исследованиях по проблемам развития предпринимательства, так и по вопросам увеличения результативности государственной поддержки предпринимательских структур.