Введение
Актуальность: В экономической науке нет точного определения по поводу трансакционных издержек. В данной статье мы даем определение трансакционным издержкам, как издержкам, «возникающим между элементами по поводу подбора их экономических интересов». Трансакционные издержки существуют благодаря силе ограниченной рациональности и соглашательству, которые являются их следствиями поведения. Иногда трансакционные издержки сравнивают с силой трения в физике: если в физическом мире трение мешает движению объектов, то в экономической системе трансакционные издержки – движению ресурсов. Одна из ключевых заслуг теории – это объяснение значимости степени трансакционных издержек для развития экономической системы и объяснение необходимости правовых изменений для снижения указанных издержек. Минимум трансакционных издержек является одной из главных идей теории трансакционных издержек. В последнее время корпоративный сектор российской экономики осуществил ряд шагов по изменению бизнес-процессов с использованием информационно- коммуникационных технологий, а именно: было произведено введение систем электронного оборота документов, систем управления взаимоотношениями, систем управления и мониторинга, корпоративных сайтов и др.
Понятия, разработанные в теории трансакционных издержек, стали использоваться совсем недавно, чтобы исследовать размеры издержек и уровень развития информационных технологий. Именно поэтому остается популярным вопрос об определении величины изменения трансакционных издержек. Независимо от оценки влияния информационных технологий на трансакционные издержки, важной является оценка резерва дальнейшего снижения трансакционных издержек, попадающая под влияние использования информационных технологий. Все перечисленные факторы делают нашу статью актуальной.
Цель: необходимо объяснить внедрение и модернизацию предприятиями информационных технологий на основе оценки полезности гарантий.
Существует два подхода к понятию трансакции (сделки): во-первых, с точки зрения перехода предмета с одного этапа на другой, во-вторых, с точки зрения смены прав собственности. В соответствии с точкой зрения перехода предмета с одного этапа процесса на другой, трансакция имеет место всякий раз, когда заканчивается один технологический процесс и начинается следующий, смежный с первым. Трансакция – это экспроприация и приобретение людьми прав собственности на имущественные или неимущественные объекты. Проведение трансакций требует оказания трансакционных услуг. Под трансакционной услугой подразумевается деятельность по согласованию круга интересов, требуемая для осуществления трансакций. Концепция трансакционных расходов исследует особенность средств, неопределенность и частоту в качестве основных характеристик трансакций, влияющих на выбор формы контрактации и структуры управления. Теория трансакционных издержек исследует специфичность активов, неопределенность и частоту в качестве основных описаний трансакций, которые влияют на выбор формы контрактации и структуры управления. Специфические активы – это активы, которые применяются в альтернативных целях или альтернативными пользователями без каких-либо значимых инвестиций. [5] Неопределенность показывает наличие или отсутствие доказательства в том, что клиент выполнит данные обязательства. Частота свидетельствует о том, насколько часто трансакция совершается в единицу времени. При равных условиях, чем выше специфичность активов, неопределённость и чем выше частота, тем более правдоподобным является формирование специальных структур управления. Всего известно три вида трансакций: торговая трансакция (то есть соблюдение интересов каждой из сторон и симметричностью отношений между ними), трансакция управления (у одной из сторон есть право принимать решения, другая сторона должна их выполнять) и трансакция рационирования (рационирующий предоставляет права рационируемому). Для реализации трансакций необходимо согласование интересов, являющиеся причиной существования трансакционных издержек. Согласование интересов предусматривает принятие клиентами на себя определенных обязательств для их последующего исполнения. Чем более детально стороны согласовали свои действия, тем больше гарантий того, что действия с противоположной стороны будут соответствовать ожиданиям, т. е. результатом согласования интересов являются гарантии. Напротив, чем менее детальным было согласование, тем больше неопределенность во взаимоотношениях сторон, тем сильнее будет несоответствие ожидаемого и фактического поведения. Поскольку не существует ни абсолютных гарантий, ни неопределенности (при принятии решения экономический агент обладает хотя бы минимальной информацией), стороны несут издержки как для обеспечения гарантий, так и вследствие неопределенности[2]. Таким образом, трансакционные издержки – это издержки, образующиеся по причине согласования интересов лиц, во-первых, для обеспечения гарантий, во- вторых, вследствие неопределенности. При формировании институтов для снижения трансакционных расходов необходимо помнить не только о стопроцентном размере данных издержек, но и о механизме, с помощью которого трансакционные издержки распределяются между участниками сделки. Роль институтов состоит в том, чтобы распределить трансакционные издержки между контрагентами так, чтобы у них не было потребности договариваться друг с другом о перераспределении издержек. Любая потребность в дополнительных переговорах увеличивает трансакционные затраты, которые возникают при принятии решений, снижается возможность заключения сделки, постольку, поскольку стороны могут и не договариваться о распределении издержек. Работа посвящена уменьшению трансакционных расходов компаний, в ней анализируются рыночные и управленческие трансакционные издержки (эти издержки несет предприятие в ходе хозяйственной деятельности). Также в статье используется классификация трансакционных расходов на временные и постоянные, это необходимо для установления производительности и целесообразности воздействия на трансакционные расходы. Подходы к измерению трансакционных издержек, а именно: ординалистский (сравнение и упорядочивание различных альтернатив по возрастанию/убыванию трансакционных издержек без их количественного измерения), кардиналистский (количественное измерение величины трансакционных издержек в абсолютном или относительном выражении) и подсознательный (отказ от какой бы то ни было оценки издержек и принятие волевого решения, основанного на интуиции). Цель измерения трансакционных издержек ограничивает не только способ их измерения, но и оказывает влияние на непременную ясность результатов. Понижение точности результатов разрешает произвести в этом случае использование кардиналистского подхода более успешным. Ординалистский подход конструктивен в случае, когда необходимо принять решение, использование же кардиналистского подхода является слишком расходным. Вдобавок, ординалистский подход используем в ситуации выбора методики контрактации и структуры управления при ярко выраженной частоте трансакций, специфичности активов и неопределенности, которые позволяют сравнить и упорядочить различные доступные альтернативы по убыванию (возрастанию) трансакционных издержек без их измерения. Организация может являться или не являться носителем следующей информации о условиях возникновения трансакционных издержек: действиях, порождающих трансакционные издержки; числах указанных выше событий; вероятностях указанных выше чисел. В зависимости от того, какие параметры известны организации о трансакционных расходах, она находится в условиях риска или неопределенности (выборочной, численной или полной). При полной неопределенности неожиданные трансакционные траты при принятии решений должны учитываться, так как полная неопределенность означает, что не известны никакие параметры трансакционных издержек, во всяком случае это не означает, что внезапные трансакционные издержки не возникнут. Непредвиденные трансакционные затраты нужно учитывать в виде резерва – процента от общего количества трансакционных издержек, к тому же чем больше неопределенность, тем выше этот процент. В статье показан порядок определения величины трансакционных издержек, которые носят случайный характер, с применением критериев в теории игр. Представленный порядок дозволил определить величину трансакционных расходов, связанных с применением новых технологий [3]. Скрытый характер трансакционных расходов обозначает половину обозначенных издержек. Для установления трансакционных издержек оппортунистического поведения необходимо прибегать к экспертному мнению, а также частичный надзор и распределение его результатов на всю множество исследуемых элементов. Технический прогресс, а также развитие информационных технологий, приводит к изменению объема гарантий, необходимого для функционирования компании, на основании возможности производства и осуществлении того же количества продукции с малыми затратами ресурсов. В зависимости от изменения максимальной нормы технического замещения, технический прогресс считается трансформационно-интенсивным. С точки зрения изменения эффективности всевозможных организационных форм, технический прогресс является рыночно- интенсивным, контрактно-интенсивным, иерархически-интенсивным и промежуточным. Технический прогресс является рыночно-интенсивным, если эффективность обеспечения гарантий путем рынка растет стремительнее, чем посредством остальных организационных форм. Подобным образом формируются контрактно-интенсивный и иерархически-интенсивный технический прогресс. Технический прогресс представляется промежуточным с точки зрения организационных форм, если продуктивность обеспечения гарантий при помощи рынка, контракта и внутрифирменной иерархии растет наравне. Продуктивность гарантий и условий состоит в приращении дохода компании; польза с точки зрения некоторых факторов – в удовлетворении потребности экономических субъектов, в предсказуемости предстоящего и защите от различного рода неожиданностей. Сбалансированным является такой набор гарантий и трансформационных факторов, позволяющий компании приобрести наибольшую суммарную полезность и являющийся легкодоступным с точки зрения ограниченных ресурсов. На предприятии вырабатывается поток «финансы – гарантии», и компания приобретает дополнительные гарантии до тех пор, пока их максимальная суммарная полезность не сравняется с высокой полезностью денежных средств[4].
Таким образом, нами проверены воздействия причин на размер трансакционных расходов. Выше трансакционные расходы рассматриваются как издержки, предоставляющие гарантии реализация решений: мы исходим из того, что чем выше трансакционные траты, тем выше являются гарантии реализация решений. Тем не менее трансакционные расходы не только обеспечивают гарантии, но и связаны с риском. Поскольку различные трансакционные затраты связаны со всевозможными рисками, приходим к выводу, что для правильного сравнения всевозможных трансакционных издержек нужно их перевод в единицы выгодности. Анализ влияния перехода от новейших информационных технологий к новым на величину трансакционных потерь. В качестве критерия выделения новых и новейших технологий применяется критерий потребности участия человека в действиях, производимых с использованием указанных технологий. Применение новейших технологий не подразумевает участия человека в операциях, в то время как применение новых технологий подразумевает такое участие. Образцами новых технологий, использовавшие при поиске информации, являются электронные базы данных, телефонная связь, IP-телефония, организации управления отношениями с клиентами, электронная почта и др. Трансакционные услуги нужно проявлять в три этапа: первый этап, проверка итогов, еще один этап. Первый этап подразумевает оказание трансакционных услуг новыми технологиям без роли человека; далее следует проверка требующих проверки итогов человеком; во время дополнительного этапа трансакционная услуга оказывается человеком с использованием новых технологий для ситуации, когда применение новейших технологий привело к недостаточным результатам. Проведенный анализ позволил сделать выводы о средней степени пригодности новых технологий для их применения при поиске информации (69,6%): при высокой скорости поиска (78,7%), качество оказывается средним (61,6%). Новейшие технологии в большей степени применимы для поиска информации через интернет (83,7%), чем по телефону (57,9%). [1] Применение новейших технологий дает возможность снизить неустойчивые трансакционные расходы поиска информации, а также общие трансакционные расходы. Применение новейших технологий дают возможность снизить непостоянные трансакционные потребление в 2,20 раза. Общие трансакционные расход снижаются при потребности поиска информации о 1 669 организациях и более. Уменьшение достигается за счет того, что при применении новейших технологий первый поиск выполняется без роли человека. Данное исследование позволило частично доказать гипотезу о сокращении трансакционных издержек при совершенствовании информационных технологий, а именно допустило установить факт уменьшения рыночных трансакционных расходов фирмы. Проверка гипотезы в части уменьшения управленческих трансакционных издержек, которые появляются в процессе работы фирмы наряду с рыночными, не была реализована.
Вывод
В современной экономике основное большинство фирм применяют информационные технологии. Потребность внедрения и улучшения информационных технологий поясняется рядом факторов. Причины, обусловливающие процессы полной трансформации рыночных отношений во внутрифирменные, потребности фирм с точки зрения данных факторов увеличиваются. Модернизация и использование информационных технологий, с одной стороны, гарантирует удовлетворение потребностей экономических представителей в предсказуемости будущего с другой стороны, дает возможность уменьшать трансакционные расходы при полном объеме трансакций. Полезность, получаемая экономическими лицами от применения новейших технологий, уменьшается, поскольку их применение связано с еще более высокими рисками в отличии от использования новых технологий. Однако, вероятность применения новейших технологий для оказания трансакционных услуг без понижения качества результатов, а также положительный опыт внедрения данных технологий экономическими представителями, готовыми к риску, увеличивает гарантии увеличения экономической эффективности в следствии внедрения и улучшения информационных технологий. Отсюда следует что, применение новых технологий имеет пользу с точки зрения этих факторов, но данная полезность изменяется в сторону снижения рисками, связанными с применением новых технологий.