Структура современной организации это неотъемлемый элемент системы управления, поскольку подобранная организационная структура повышает эффективность и сильно упрощает управленческие задачи.
В экономической литературе организационную структуру управления рассматривают как логически продуманную систему отношений различных управленческих уровней между собой, направленных на достижение поставленных целей [1]. Как показал проведенный анализ, организационную структуру в различного типа организациях рассматривают c различных позиций учитывая разнообразные критерии организации [2]. На результативность организационной структуры влияют следующие факторы:
– действующая политика руководства и методы, влияющие на человеческое поведение [3];
– согласование деятельности между сотрудниками и структурными подразделениями организации, взаимосвязи между людьми и их работой [4];
– полномочия и функции работников организации на различных уровнях управления (низшем, среднем, высшем) [5].
В крупных организациях работу делят на два этапа: работа по вертикали и работа по горизонтали, которые необходимо контролировать и координировать. Если руководство компании не создает способы координации, работники не смогут работать слаженно, а главное эффективно.
Руководство должно успешно интегрировать действия подчиненных, следовательно, должно мотивировать своих работников достигать их общих целей, ведь в конечном итоге общие достижения хорошо скажутся на всем предприятии в целом, включая работников.
Если интеграция представляет собой совместные цели и усилия, то дифференциация подразумевает противоположные цели, то есть концентрирование усилий на отдельных организационных составляющих.
Как правило, дифференциация максимальна в организациях, в которых работа заключается в творческих проявлениях.
Сосредоточение производства и расширение компании способствуют дифференциации функций между разными уровнями системы управления. На структуре аппарата отражается дифференциация проблем, которые решаются децентрализовано и централизовано.
Специализированное разделение труда имеет прямое отношение к различным процессам дифференциации и интеграции.
Руководство более высших уровней, руководит более низшими уровнями, средним и низшим. Соответственно у высших уровней больше полномочий и власти больше чем у последующих. Если в компании много уровней, тем сложнее организация (вертикальная дифференциация). Если же в организации много различных сфер деятельности, которые требуют белее специализированные умения и знания, то эта организация будет горизонтально сложная (горизонтальная дифференциация).
Ключевыми факторами выступают следующие факторы:
- количество составленных калькуляций себестоимости продукции
- объем продаж
Статистические данные определили фактические значения факторов:
- один работник отрабатывает 6500 млн. рублей по сумме выручки
- один работник осуществляет 15 калькуляций себестоимости товара
Нормативная формула для определения норматива численности персонала следующая:
« ,
где - норматив численности отдела, чел.;
- количество руководителей в отделе, чел. (1 чел.);
- выручка от реализации, млн р. (в 2013 г. – 31436 млн р.);
- ключевой фактор №1 (6500 млн р. в год на 1 человека);
- количество составленных калькуляций себестоимости продукции предприятия, ед.
- ключевой фактор №2 (15 калькуляций себестоимости продукции в год на 1 человека);
K1 - коэффициент, учитывающий выполняемую в отделе работу, не учтенную ключевыми факторами (К1 = 1,1);
К2 - коэффициент, учитывающий недостаточно эффективную организацию труда руководителей, специалистов и служащих отдела (К2 = 1,15).» [2]
Оптимальное количество человек для работы в экономическом отделе составит:
= 11 (чел.)
Так как в отделе работает 7 человек, в отделе не хватает работников и сотрудники перегружены и не справляются с поставленными задачами.
Перед тем как составлять план мероприятия, нужно определить, какие ресурсы необходимы, без которых невозможно осуществление этого мероприятия. Это позволит рассмотреть картину возможностей. Руководство должно осуществить поставленные задачи (паланы), а так же непрерывную работу организации на ближайшие и дальнейшие перспективы.
В современном мире информация играет важную роль для организаций. Каждое предприятие имеет свои накопленные знания и опыт. Информация – это, прежде всего успешность и процветание организации. Что бы повысить системы коммуникации для рассматриваемого предприятия необходимо разработать следующие мероприятия:
– важно информировать персонал о клиентской, ценовой, инновационной и инвестиционной политики. Очень важна информация и о социальных гарантиях;
– предприятие должно регулярно общаться с работниками для формирования чувства ответственности и ощущения своей необходимости и причастности к принятию важных решений;
– информирование о правовых нормах.
Анализ показал, что ООО «Базис» применяет следующие информационные системы:
– журналы и бюллетени информирующие об каких либо изменениях в компании, об их успехах и неудачах;
– возможность внести свои предложения, что бы улучшалась работоспособность и атмосфера в коллективе, что непременно влияет продуктивность предприятия в целом;
– каждый работник может высказывать своё мнение, вносить предложения или замечания. Это позволяет работника чувствовать свою значимость на предприятии.
– работник имеет доступ к отчетам и другим различным документам для последующего их изучения. Это позволяет работникам быть проинформированными о текущей ситуации на предприятии.
– возможность проведения мероприятий для работников, таких как дни рождения, значимые даты организации. Возможны и мероприятия спортивного характера. Это сближает коллектив, создает благоприятную среду в коллективе, что несомненно дает положительные результаты в деятельности работников.