Сетевое издание
Международный студенческий научный вестник
ISSN 2409-529X

REGIONAL ASPECTS OF DEMOGRAPHIC POLICY OF RUSSIA

Sulimenko L.A. 1
1 Federal State budget educational establishment "North-Ossetia state University after K. L. Khetagurov"
The solution to the problems of demographic policy in Russia requires the implementation of certain measures by the state. Thus the principle of unity of purpose of Federal and regional demographic policies, means that the goal associated with achieving a certain type of population reproduction, one for the whole nation and all its territories, but requires taking into account regional particularities and differences. Summarizing the results of the analysis of demographic indicators can distinguish six groups of regions with significantly different demographics that require different approaches to the development of the population policy. The grouping of regions in mortality rates similar to the group by birth rates, which is largely attributable to the age structure of the population. Regions with a relatively old population, are naturally the worst rates of fertility and mortality. Economically developed regions with a dense transport network and relatively good social infrastructure attractive for interregional migrants. Population and migrants in these regions focused mainly on employment, career and income growth what is difficult is combined with the birth and upbringing of children. Therefore, to increase the birth rate in these regions is particularly important in the decision of problems of employment of mothers, greater flexibility of labour market, development of infrastructure of preschool education. No less important is the solution of housing problems, the development of an affordable housing market and mortgage lending.
demographic policy of russia
mortality rates and fertility rates
economic conditions

Актуальность и неотложность реализации мер демографической политики на территории РФ становится очевидной. При этом соблюдение принципа единства целей федеральной и региональной демографической политики, означает, что цель, связанная с достижением определенного типа воспроизводства населения, едина для всей страны и для всех ее территорий, но требует учета региональных особенностей и различий [1,4].

Аналитические материалы статьи подготовлены на основе Центральной базы статистических данных Федеральной службы государственной статистики РФ на период 2015 г. По численности постоянного населения 85 анализируемых региона России можно разделить на 5 групп (табл. 1).

Таблица 1. Группировка регионов России по численности населения

Численность постоянного населения

на 2015 г.

Характеристика группы

Количество

регионов

Более 3 млн. чел.

Очень крупные

12

1,99-2,99 млн. чел.

Крупные

15

1,0-1,6 млн. чел.

Средние

26

0,5-1,0 млн. чел.

Небольшие

21

менее 0,5 млн. чел

Малые

11

 

К очень крупным регионам относятся: г. Москва, Московская область, Краснодарский край, г. Санкт-Петербург, Свердловская и Ростовская области, Республики Башкортостан и Татарстан, Свердловская, Челябинская, Тюменская, Нижегородская и Самарская области.

Крупными регионами являются Республика Крым, Приморский край, Омская область, Оренбургская область, Ставропольский край, Пермский край, Алтайский край, Саратовская область, Красноярский край, Иркутская область, Кемеровская область, Новосибирская область и др.

К средним регионам относятся такие как Хабаровский край, Забайкальский края, Тюменская область и др. Небольшие регионами можно назвать Амурскую область, Республика Саха (Якутия), Республика Бурятия и др.

В группу малых регионов входят: г. Севастополь, Республики Адыгея, Ингушетия, Карачаево-Черкесская Республика, Камчатский край, Республики Тыва, Калмыкия, Алтай, Еврейская АО, Магаданская область, Чукотский АО, Ненецкий АО. При этом, например, Самарская область, занимающая по численности населения последнюю позицию в группе очень крупных регионов, в 75 раз больше самого малочисленного региона – Ненецкого АО.

Географически, очень крупные и крупные регионы расположены, преимущественно на юге страны, средние и небольшие – на севере.

По темпам прироста (убыли) численности населения на 2015 гг. можно выделить регионы, где наблюдался прирост населения и регионы, существенно различающиеся по убыли населения.

В 2015 году положительным значением естественного прироста населения обладали 44 субъекта РФ из 85-ти. Остальные 41 регион из 85-ти региона характеризовались естественной убылью населения, то есть отрицательным значением естественного прироста [3,5].

Самым большим естественным приростом населения среди регионов России в 2015 году характеризовались республики Чечня, Ингушетия, Тыва, Дагестан, Ямало-Ненецкий автономный округ и Ханты-Мансийский автономный округ – Югра (более 10 ‰ или более +1,0 % за год). Самой большой естественной убылью населения характеризовались Псковская, Тульская, Тверская, Тамбовская, Смоленская, Новгородская, Орловская области (где естественный прирост имеет отрицательное значение и составляет менее − 5,0 ‰ или менее − 0,5 % за год).

В целом по России в 2015 году наблюдался естественный прирост населения, который составил около 32,7 тыс. человек или 0,22 ‰ (в 2014 году – 33,7 тыс. человек или 0,23 ‰, в 2013 году – 24 тыс. человек или 0,17 ‰, а до этого наблюдалась естественная убыль населения: в 2012 году – 4,3 тыс. человек или − 0,03 ‰, в 2011 году – 131,2 тыс. человек или − 0,9 ‰, в 2000 году – 958 тыс. человек или – 6,6 ‰, в 2005 году – 847 тыс. человек или – 5,9 ‰).

В 2015 г. в России отмечалось снижение числа родившихся (в 55 субъектах Российской Федерации) и числа умерших (в 47 субъектах). В целом по стране в 2015 г. число родившихся превысило число умерших на 32,7 тыс. человек (в 2014 г. – на 33,7 тыс. человек). При этом в 41 субъекте Российской Федерации наблюдается превышение числа умерших над числом родившихся, из них в 9 субъектах Российской Федерации это превышение составило 1,5-1,6 раза. Естественный прирост населения в 2015 г. зафиксирован в 44 субъектах Российской Федерации (в 2014 г. – в 43 субъектах). В 2015 г. по сравнению с 2014 г. число умерших детей в возрасте до 1 года уменьшилось на 1652 человека, а показатель младенческой смертности на 1000 родившихся снизился на 0,9 процентного пункта, или на 12,2%.

Группировка регионов по показателям смертности схожа с группировкой по рождаемости, что во многом обусловлено возрастной структурой населения. Регионы с относительно старым населением, закономерно имеют худшие показатели рождаемости и смертности [2].

Наихудшие показатели смертности наблюдаются в Центральном ФО и в отдельных, географически прилежащих к ЦФО, регионах Северо-Западного, Приволжского и Южного ФО. Обобщая итоги анализа демографических показателей можно выделить 6 групп регионов, с существенно различающейся демографической ситуацией, требующей различных подходов к разработке мер демографической политики.

Группа 1. Регионы с молодым населением, относительно низкой смертностью и высокой рождаемостью: Республика Дагестан; Республика Ингушетия; Кабардино-Балкарская республика; Республика Северная Осетия; Чеченская Республика; Тюменская область; Ханты-Мансийский АО; Ямало-Ненецкий АО; Республика Алтай; Республика Тыва. Для данных регионов важно сохранить сложившуюся в них положительную демографическую ситуацию.

Группа 2. Регионы, где не очень высокая рождаемость, компенсируется относительно низкой смертностью, возраст населения 36,2-39,8 лет соответствует среднероссийскому, 38,4 года: Ненецкий АО; Ленинградская область; Республика Калмыкия; Республика Бурятия; Республика Хакасия; Иркутская область; Забайкальский край; Республика Саха (Якутия). Повышение рождаемости в этих регионах важно с позиций сохранения среднего возраста населения и его последующего демографического омоложения, что позволит им в будущем перейти в группу 1.

Группа 3. Регионы, в которых высокая рождаемость при относительно низкой смертности и молодость населения создают условия для дальнейшего роста численности населения, несмотря на его убыль (в первую очередь, естественную) в отдельные годы в анализируемом периоде: Белгородская область; Московская область; г. Москва; Калининградская область; Мурманская область; Республика Адыгея; Кабардино-Балкарская Республика; Карачаево-Черкесская Республика; Краснодарский край; Ставропольский край; Астраханская область; Волгоградская область; Ростовская область; Республика Башкортостан; Республика Татарстан; Оренбургская область; Самарская область; Новосибирская область; Томская область; Камчатский край.

В этих регионах важно поддержать достигнутые показатели, в частности, обеспечивая дошкольное образование, решение жилищных проблем, проблем занятости и социальной защищенности матерей.

Группа 4. Регионы, где смертность и рождаемость соответствуют среднероссийским показателям, но рождаемость не достаточно высока для компенсации смертности, преобладает относительно молодое население: Республика Карелия; Республика Коми; Архангельская область; г. Санкт-Петербург; Республика Марий Эл; Удмуртская Республика; Чувашская Республика; Пермский край; Курганская область; Свердловская область; Челябинская область; Алтайский край; Красноярский край; Кемеровская область; Омская область; Приморский край; Хабаровский край; Амурская область; Магаданская область; Сахалинская область; Чукотский АО. В этих регионах еще пока есть потенциал для улучшения демографической ситуации, однако он может быть быстро исчерпан, если не будет условий для повышения рождаемости. Важно также, снижать показатели смертности, в частности смертности от заболеваний и внешних причин.

Группа 5. Регионы, в которых рождаемость близка к среднероссийскому уровню, но она не компенсирует очень высокие показатели смертности, население относительно старое: Брянская область; Костромская область; Тверская область; Вологодская область; Новгородская область; Кировская область; Еврейская АО.

Группа 6. Очень низкие показатели рождаемости при крайне высоком уровне смертности, население старое: Владимирская область; Воронежская область; Ивановская область; Калужская область; Курская область; Липецкая область; Орловская область; Рязанская область; Смоленская область; Тамбовская область; Тульская область; Ярославская область; Псковская область; Республика Мордовия; Нижегородская область; Пензенская область; Саратовская область; Ульяновская область.

Регионы групп 5 и 6 – это преимущественно экономически развитые регионы с густой транспортной сетью и относительно хорошей социальной инфраструктурой, привлекательные для межрегиональных мигрантов. Население и мигранты в данных регионах ориентированы главным образом на трудоустройство, построение карьеры и рост доходов, что сложно сочетается с рождением и воспитанием детей. Поэтому для повышения рождаемости в данных регионах особенно важно решение проблем занятости матерей, повышение гибкости рынка труда, развитие инфраструктуры дошкольного образования. Не менее важно решение жилищных проблем, развитие рынка доступного жилья и ипотечного кредитования. Еще одна особенность регионов последних групп – старость населения. Сохранение населения в данных регионах возможно за счет повышения ожидаемой продолжительности жизни и снижения смертности от заболеваний и внешних причин.