Основной целью работы является анализ прав человека, выявление их места в структуре политического процесса, особенно в трансформационный период.
Объектом исследования выступают права человека в современных политических условиях.
Предметом исследования выступает содержание, особенности обеспечения защиты прав человека под влиянием геополитических интересов государства.
Методологическую основу работы составляет системный подход, дающий возможность целостного рассмотрения прав человека в современном политическом процессе. Также при написании работы был использован такой метод, как сравнительно-правовой анализ и др.
Существует много определений понятия геополитический интерес. В основном данное понятие используется для обозначения политических позиций государств, определения их места в системе международных отношений, исходя из исследования комплекса экономических, политических, военно-стратегических, ресурсных и иных вопросов [2, с. 178]. Приоритетом современных государств является именно защита своих геополитических интересов, даже путем применения насилия. «Борьба за существование» является, согласно Челлену, сущностью всякого организма, а война - конкретная форма проявления «борьбы за существование» между государствами является борьбой за пространство и подчиняется вечным законам природы [6, с. 319].
Отстаивая свои геополитические интересы, государство очень часто пренебрегает правами человека, которые выступают в качестве сердцевины идеологии и практики демократизации общества, выступают атрибутом правового государства. Вся история развития человечества, по сути, аккумулируется и отражается в защищенности личности, населения, всего сообщества - иными словами, в правах человека [5, С. 34]. Права человека выступают важнейшим институтом как национального права, так и международного. Признание прав и свобод человека высшей ценностью является важнейшим достижением любого государства, основным конституционным принципом. На сегодняшний день сложно найти страну, в которой не признавались бы права человека. Признание прав и свобод человека является показателем развитости страны, ее способности к международному сотрудничеству.
В современном мире права человека являются одним из составляющих элементов общечеловеческой культуры. Без его освоения не представляется возможным оценивать систему правовых, политических, экономических, социальных процессов как в России, так и всего международного сообщества.
Каждое государство в той или иной форме стремится к независимости - экономической, политической, идеологической. В настоящее время усилилась борьба за сферы влияния различных сил, блоков. И это становится причиной использования субъектами международных отношений различных способов и средств деятельности, включая провозглашение различных концепций, идей, с помощью которых государства артикулируют свои интересы, в том числе и геополитические. Почти каждое государство, совершая те или иные действия, объясняет это благими намерениями по отношению к жителям своей страны.
Для оправдания своих действий государство вводит такие ключевые понятия как «геополитический интерес», «геополитическое противостояние», «стремление к доминированию», «жизненное пространство», «безопасность» и т.п. В данных условиях государство настойчиво рекомендует гражданам «подождать» с реализацией своих прав и свобод, обещая при достижении провозглашенных геополитических целей, лучшей жизни. Для оправдания и обоснования новой идеологии создаются специальные концепции, имеющие весьма привлекательные названия. К ним относятся концепции общечеловеческих ценностей, глобализации, модернизации. Несомненно, каждая из выражаемых в этих концепциях идей имеет некоторое объективное содержание, но совсем иное дело - тот политический смысл и то реальное наполнение, которое придается этим понятиям заинтересованными силами.
С трансформацией геополитических интересов государства тесно связаны процессы глобализации, которые можно определить как объективный процесс всемирной политической, экономической, культурной интеграции. Она приобретает всеобщий, всеохватывающий характер. Это объясняется существованием мировых проблем, которые отдельными странами вне связи с другими государствами не могут быть решены. Это такие проблемы как общественная безопасность, борьба с международным терроризмом, решение экологических вопросов, защита прав и свобод человека. В условиях глобализации проблема соблюдения прав и свобод человека становится одним из важнейших его условий. Глобализация, с одной стороны, ускоряет процессы развития, обеспечивает возможность реализации и защиты своих прав. Но наряду с этим следует отметить, что процессы глобализации распределяются неравномерно, некоторые аспекты глобализации могут представлять угрозу правам и свободам человека. Процессы глобализации «стирают» границы между государствами, они перестают быть единственным источником права. В результате этого, по мнению многих ученых, возникает угроза утраты суверенитета государствами.
Все международное сообщество признает права человека в качестве общечеловеческой ценности. Это возлагает обязанность на все государства гарантировать соблюдение и защиту прав человека, что должно стать приоритетным направлением процесса глобализации.
Права человека и интересы государства тесно связаны, но между ними всегда будут противоречия. Их оптимизация является проблемой любого общества. Представляется необходимым сбалансировать их так, чтобы они были взаимосвязаны и при этом не игнорировалась любая их часть. В взаимосвязи «права человека - интересы государства» права человека имеют первенство. Права изначально принадлежат человеку, а государство должно гарантировать их соблюдение. Ценность прав человека заключается в их определении как естественных, прирожденных прав, т.е. существующих независимо от установлений государства.
И государство, и отдельно взятый человек должны понимать единство их прав, свобод и интересов. Взаимоотношения отдельно взятого индивида и государства должны быть основаны на их равноправии. Другое дело, что в действительности равноправие государства и человека является трудно достижимым по причине того, что возможности для обеспечения и защиты своих интересов у государства и отдельного человека разные, а иногда несопоставимые. Но вот именно в этом смысле и необходимо обеспечение такого государственного сознания, что понимание своей, изначально присущей государству силы, не встало в позу противостояния социальной слабости отдельно взятой личности. У государства должно быть понимание того, что именно защита человека и есть свидетельство его подлинной силы, его престижа и авторитета.
Права человека, которые нашли свое закрепление в многочисленных международных конвенциях, соглашениях, должны реализоваться прежде всего на национальном уровне государств. В преамбуле Всеобщей декларации говорится: «...необходимо, чтобы права человека охранялись властью закона». В Конституции Российской Федерации нашла отражение идея о естественной природе прав человека. Также в ней закреплен принцип прямого, непосредственного действия Конституции, введен новый институт уполномоченного по правам человека, нормы демократического судопроизводства, введены институты Конституционного Суда, присяжных заседателей. Также особое место в Конституции отводится правам и свободам человека и гражданина, их содержанию и путям их реализации. Другой вопрос - их практическое воплощение в жизнь. Общечеловеческие ценности и достижения демократии нелегко прививаются в стране, где долгие годы господствовал жесткий авторитарный режим. Причины такой ситуации разнообразны и следует их искать в правовой, политической и других сферах жизни российского государства.
Таким образом, приходим к выводу, что проблема оптимизации интересов и волевых устремлений и активности государства и индивида по отношению друг к другу в наше время не может не выходить на передний план как научных исследований, так и политико-правовой практики. Главная обязанность государства заключается в том, что оно должно гарантировать защиту, уважение прав и свобод человека, создавать механизмы защиты человека от посягательства на его права и способствовать их восстановлению, обеспечивать их приоритет над своими интересами и их верховенство в независимости от того, каковы его геополитические интересы. Функционирование международного механизма защиты прав человека является главным показателем, подтверждающим существование международного правопорядка. Международное право и международное регулирование в области прав и свобод личности является гарантом обеспечения государствами действия международного права, а также позволяет использовать накопленный мировой опыт в национальной системе права.
Нарастающие процессы глобализации также способствуют тому, что государства используют международные правозащитные механизмы, не абсолютизируя своего суверенитета. Признание и понимание государствами ценности прав человека должно сопровождаться созданием новых и реформированием уже существующих правозащитных механизмов. Безусловно, в первую очередь обязанность в соблюдении прав и законных интересов человека возлагается на государство, но права человека выступают объектом регулирования не только национального, но и международного права. Долгое время вопросы, связанные с защитой и соблюдением прав человека, относились к компетенции государств. Но в XX веке уважение основных прав человека становится одним из фундаментальных принципов международного права. Важнейшим гарантом обеспечения соблюдения прав человека является Организация Объединенных наций (ООН). Международный контроль в области защиты и поощрения прав человека воспринимаются государствами как вмешательство в их внутренние дела. Как отмечал Я.А. Островский "ни одна из форм сотрудничества, составляющих международный аспект проблемы защиты основных свобод и прав человека, в свете не должна приобретать характера вмешательства во внутренние дела государств и затрагивать их суверенные прерогативы. Поэтому никакая деятельность в рамках ООН не может подменять или дополнять юрисдикцию государств. Она может лишь способствовать тому, чтобы их юрисдикция в данной области осуществлялась должным образом в соответствии с положениями Устава ООН и других международных документов относительно защиты основных свобод и прав человека"[1, 287 c]. Поэтому необходимым является наличие такой политики государства, которая должна быть направлена на развитие международного и национального сотрудничества в области защиты прав и свобод человека.
Каждому человеку гарантируется защита его прав и законных интересов в международных органах, если они уже использовали все внутригосударственные правозащитные механизмы и средства. Поэтому международное право и международно-правовые механизмы защиты прав человека ограждают его от посягательства государства на права и свободы человека. Необходимым является наличие постоянного международного контроля над государствами и их средствами защиты и обеспечении прав и свобод человека.