Под свободным портом Владивосток понимается часть территории Приморского края - это территория Владивостока, а так же территории всей Владивостокской агломерации. Закон о свободном порте включает в себя право беспошлинного ввоза и вывоза товаров, а так же меры поддержки предпринимательской деятельности.
На данный момент особый режим для территорий будет действовать на протяжении 70 лет. Создание свободного порта ориентировано на выпуск конкурентоспособной в государствах Азиатско-Тихоокеанского региона продукции, ускорение социально-экономического развития и повышение уровня жизни населения, проживающего на территории Дальнего Востока.
Создание свободного порта имеет огромное значение не только для города Владивосток, но и для всего Приморского края. В России на настоящий момент не существует территорий, где действовал бы режим «свободного порта» в классическом понимании. В мире же эта практика достаточно распространена. Механизм «свободный порт» особенно популярен в Китае. Положения и нормы, предусмотренные в законопроекте о свободном порте, являются революционными для российской экономической, правовой, налоговой и таможенной систем. Создание свободного порта даст огромный толчок для развития Владивостока и Приморского края. Владивосток станет центром международного сотрудничества АТР. При этом закон призван радикально изменить экономическую ситуацию в Приморском крае и во всем регионе.
Изменения произойдут и для населения города. Появятся большие возможности в трудовой и социальной сфере, образовании, медицине, новые перспективы для саморазвития, реализации карьеры. Произойдёт повышение инфраструктуры города.
Проект свободного порта является большой возможностью для развития экономики Владивостока. Он является основой для развития бизнеса и привлечению инвесторов для реализации бизнес идей. Предполагается, что резидентами зоны станут порты, аэропорт, компании, работающие в туристической отрасли. Так же резидентами смогут стать иные предприятия.
Владивосток имеет выгодное расположение и большие перспективы для развития. Многие компании имеют желание развивать здесь бизнес, строить причалы, порты. Но воплотить своё желание в жизнь никому не удавалось, так как согласование на создание искусственных территорий проводится долгое время, и получить его ещё никому не удавалось. Выгодность законопроекта заключается в минимальных затратах времени и упрощённом порядке проведения согласования. Будет создан наблюдательный совет - высший орган свободного порта, который будет принимать решение на месте.
Важными составляющими для привлечения инвесторов и резидентов в рамках реализации свободного порта является особая льготная система налоговых режимов. В первые пять лет налог на прибыль для компаний-резидентов составит не более 5% (в том числе 0% - в федеральный бюджет, не более 5% - в региональный бюджет). При этом в течение последующих пяти лет налог прибыль составит не менее 12% (2% - в федеральный бюджет, не менее 10% - в региональный бюджет). Также компании полностью освобождаются от налога на имущество и земельного налога. Отчисления во внебюджетные фонды составят всего 7,6%, вместо практикуемых 30%. Она ниже, чем в Сингапуре, Японии, Республике Корея. По оценкам бизнеса, налоговые и таможенные льготы в свободном порту сократят затраты на реализацию инвестиционных проектов до 30-40 процентов. Так же в законопроекте присутствует возможность без таможенного хранения грузов, льготы для операторов порта. Для иностранцев включён безвизовый режим на срок до 8 дней. Такая мера приведёт к привлечению интереса иностранных инвесторов к региону и увеличению туристического потока. Данные мероприятия стимулируют в регионе переработку и производство для получения максимальной добавочной стоимости.
Стоит отметить, что интерес к закону уже достаточно большой со стороны местного бизнеса. Есть интерес и в других регионах России. В большей степени это клиенты наших портов из числа импортеров и экспортеров. При курсе страны на импортозамещение российский бизнес готов на юге Приморья наладить производство промышленных товаров, которые раньше завозились из-за границы. Подобный интерес есть и со стороны иностранных предпринимателей, которые хотели бы перенести часть своего производства на наши земли.
В настоящее время уже существуют потенциальные резиденты. Первым резидентом Свободного порта Владивосток (СПВ) стала российско-китайская "Тихоокеанская инвестиционная компания" с проектом строительства в портовом поселке Славянка пятизвездочной гостиницы. Потенциальные инвесторы свободного порта Владивосток уже предложили к реализации семь проектов на общую сумму 60 миллиардов рублей. Режимом свободного порта заинтересовал так же китайский бизнес. Крупная южнокорейская компания уже заявила, что хотела бы создать у нас рыбоперерабатывающее предприятие. Во Владивосток приезжал первый вице-президент Dubai Port World - одного из крупнейших портовых операторов в мире. Он заявил о намерении компании инвестировать в развитие транспортного комплекса Приморья.
Потенциал Владивостока очень велик и перспективы инвестирования огромны. На данный момент проектов не много, но это только начало развития свободного порта. При правильной реализации законопроекта, эффект будет колоссальным, он положительно скажется и для инвесторов, и для жителей города, и для всей страны.