«...Родина там, где тебя любят?..
Кто любил меня в стране моей?.. Кто обласкал и принял меня, как мать долгожданного сына?.. Кто отворил дверь в ночи и принял и напоил вином чужбины?..
Только зверь рыщет по земле в поисках тучной добычи.
Человек мечется, бродит по земле в поисках любви.
И ее всегда не хватает, как воды в пустыне...
И все караваны земли грядут, бредут, томятся в поисках любви.
И человек ищет человека!.. И человек ищет человеков!.. И человек ищет человечество!..
И любовь, как и ненависть, бежит, перекидывается, перебрасывается, переливается от человека к человеку, от народа к народу, как пламя в сухих камышах в азовских тугаях!..
Тимур Зульфикаров
В современном мире, когда информационная сеть открыта для всех, когда очень тяжело проанализировать все течения повальной культуры и большая часть средств массовой информации находится во власти шоу-бизнеса, становится актуальным развитие духовно-нравственного и творческого потенциала молодежи [7].
Духовно-нравственное воспитание - это становление значимого отношения к жизни, которое способствует устойчивому и слаженному развитию личности, содержащее в себя формирование справедливости, ответственности и чувства долга. Для развития любому обществу нужно передавать свой накопленный опыт. От идеи развития и обучения, которая вырабатывается на базе особенностей взглядов данного общества на жизнь, зависит сохранение опыта. Решение проблем нравственного и творческого развития требует нахождения более действенных путей или пересмотр уже известных [2].
В наше время идет спад уровня развития толерантности и духовно-нравственного потенциала среди молодежи. Молодежь - это обособившиеся группа в системе общества, которая выделяется по определенным признакам, таким как: состояние души, возраст, общественные интересы, общие ценности, цели, образ жизни и активное участие в общественных взаимоотношениях.
Для формирования толерантных взаимоотношений нужно выбирать самые действенные, проверенные способы воздействия и направить деятельность на повышение уровня развития духовно-нравственного и творческого потенциала молодежи [6].
Большая часть нынешней молодежи не заинтересована в развитии нравственности творчества. Так как творчество - это процесс взаимодействия умственной и душевной деятельности, он невозможен без должного терпения и переживания. Намного легче почитать, посмотреть или послушать что- то незамысловатое с однотипным ритмом, мерзкой мелодией и легким, а иногда и низменным текстом.
Что нужно сделать для того, чтобы показать истинную ценность творчества?
Для правильного решения поставленных задач, важно тщательно обдумывать методики работы, совершенствовать творческий и духовно-нравственный потенциал обучаемых и расширить их интересы. Изучая, душевное и художественное достояние ранних эпох, человек знакомится с высокими идеалами искусства и прогрессивно увеличивает границы художественного понимания мира [7]. Эффективным методом в развитии духовно- нравственного и творческого потенциала человека является фольклор, устное народное творчество (сказы, пословицы, присказки, прибаутки, поговорки и т.д.).
Устное народное творчество невозможно без живописности и красочности, оно помогает в развитие эстетичности, без которой невозможно нравственное величие души, внимательность к проблемам человека, бедам, страданиям. С помощью устного народного творчества дети знакомятся с миром не только умом, но и душой. Устное народное творчество незаменимо, так как оно развивает любовь к Родине.
Фольклор способствует духовно-нравственному развитию. Рассказы, сказки, басни, поговорки приходят в жизнь детей в детстве, а некоторые из них остаются с ними на всю жизнь.
Сказка, ее композиции выразительное противопоставленность положительного героя отрицательному, яркие и выразительные по содержанию образы, понятный язык, активное развитие сюжета необычные связи и явления - все это позволяет сделать сказку красочной и запоминающейся [8].
Как правило, первый раз ребенок слышит сказку в своей семье, от мамы, папы, бабушки, дедушки или няни. С помощью сказок дети узнают о добре и зле, о верных друзьях, а также о злодеях, которые могут встретиться и в реальном мире. Ребенок через сказки получает любовь и заботу своих близких, слушая, сказку он узнает о храбром рыцаре, который спас принцессу, о Золотой рыбке, которая в обмен на свободу дарует старику три желания, о храбрых трех поросятах и о прекрасной Жар-птице.
Сказка не является прямым руководством, которое диктует детям, что нужно делать и как себя вести, но в содержании сказки всегда есть легкоусвояемый урок. В обычных сказках заложено все самое необходимое, самое главное и живое.Через сказки ребенок знакомится с литературой, с человеческими взаимоотношениями и с окружающим миром в целом [8].
Няня великого русского поэта Александра Сергеевича Пушкина Арина Родионовна воспитывала поэта на народных сказках, пословицах, песнях и поговорках. Арина Родионовна находилась вместе с Пушкиным в Михайловском, когда его изгнали. За это время они очень сильно сдружились, поэт с наслаждением слушал, когда Арина Родионовна рассказывала сказки и пела народные песни. Содержание записанного Пушкин применял в своем творчестве. Александр Сергеевич писал брату о том, как он проводит время, рассказывал, что до обеденного времени делает записи, потом катается на лошадях, а вечерами наслаждается рассказами Арины Родионовны, тем самым заполняя пробелы своего детства.
Общеизвестно, что со слов Арины Родионовны Пушкин несколько сказок, песен и немного народных выражений, хотя, конечно же, рассказывала она намного больше. Поговорки, прибаутки, пословицы, постоянно, вертелись и у нее на языке. Именно от няни услышал Александр Сергеевич первый раз о избушке на курьих ножках, и сказке о мертвой царевне и семи богатырях.[3].
Одним из ярких впечатлений моего детства было знакомство с книгой Леонида Соловьёва «Повесть о Ходже Насреддине». Это произведение посвящено его погибшему другу МуминуАдилову.
«В нем были многие и многие черты Ходжи Насреддина - беззаветная любовь к народу, смелость, честное лукавство и благодатная хитрость,- и, когда я писал эту книгу, не один раз мне казалось в ночной тишине, что его тень стоит за моим креслом и направляет мое перо ... (из предисловия).
В шестой главе первой книги «Возмутитель спокойствия», рассказывается о том, как Ходжа Насреддин раздал должникам Джафара все выигранные деньги, чтобы они смогли отдать свои долги, купить лекарства и начать жить спокойно. Раздав деньги, Ходжа Насреддин ни капельки не жалеет о своем поступке, приведи улыбок людей, которым он помог, он забывает о своих желаниях и мечтах: как он хотел купить четыре мастерские, иметь трех жен и стать богатым человеком. Он уезжает, не прося благодарности и даже не представившись. После того как он уехал, люди начинают понимать, что такой поступок мог совершить только Ходжа Насреддин и никто другой, но так как его разыскивают в городе, они решают молчать о его благородстве, дабы не выдать его эмирским шпионам. Желание наказать ростовщика, эмира, всех богатых, которые являются источником всех несчастий всех бедных людей, красной нитью проходит через все произведение.
Ходжа не вытерпев, слез с седла и направился к ростовщику, идя рядом с ишаком. В глазах Ходжи Насреддина вспыхивал чудовищный огонь, когда он просил ростовщика подождать его. Ходжа обещал ростовщику, что его доля будет мучительой, а также предупреждал эмира, чтобы тот, трепещал, так как он Ходжа Насреддин, в Бухаре. Ходжа Насреддин сравнивает власть с жадными гиенами, ему больно смотреть на то, как мучается его народ. Ходжа дает обещание ростовщику, что если не расквитается с ним за все страдания, которые он причиняет беднякам, то пусть его славное имя на веки веков покроется позором.
Жизнь Ходжи Насреддина мы можем сравнить с быстрым ручьем: все, что нам известно о нем, относится к его среднему возрасту, от юности до ранней старости; детство также как и старость остается для нас тайной.
И все-таки как говорится в книгах: «Сокрытое сегодня - открывается завтра». Исследуя местности, где Ходжа Насреддина мог бы оставить свой след мы убеждаемся в точности этой фразы. Лишь малая часть из найденного материала, повествует нам о раннем его детстве. Маленький Ходжа Насреддин рос очень быстро. Люди, говоря о его возрасте, опирались на его ум и способности, добавляли ему на 4-5 лет больше, чем было на самом деле. Маленький Ходжа очень сильно отличался от своих сверстников, которых интересовали только игры, он часто ходил задумчивый, любил размышлять не на детские темы.
Однажды, маленький Ходжа Насреддин гулял по Бухаре, ему было скучно, и он был в поисках веселья. Ходжа шел рядом с караван-сараем, когда услышал за углом крики, визг и смех. Маленький Ходжа поспешил туда и увидел, как кучка мальчишек издеваются над старой, обезобразившейся старухой - цыганкой. Мальчишки кидали в нее камни, обзывались и, им доставляло это большое удовольствие, Насреддин, видя их веселье, присоединился к ним. Позже мальчишки услышали начало представления канатоходцев и, оставив, цыганку в покое пошли на площадь наслаждаться удивительными способностями артистов. Вечером, разговаривая с отцом, Ходжа рассказывал о том, как он провел день, когда очередь дошла до старой цыганки, маленькому Ходже стало не по себе, в его сердце что-то кольнуло, и он решил не рассказывать о том, как он с мальчишками издевался над бедной цыганкой. Всю ночь Ходжа не могу уснуть, размышляя о своем поступке. На следующий день он поспешил к цыганке, он решил извиниться перед ней, подойдя к ней, маленький Ходжа почувствовал, как его язык начал неметь, и ему было очень трудно говорить, но переборов себя, маленький Ходжа извинился перед бедной цыганкой, которая его сразу узнала. После того, как Ходжа Насреддин извинился, они еще долго сидели и разговаривали.
«Так впервые услышал он голос совести, узнал, что носит в себе незримые таинственные весы, на которых неукоснительно взвешивается каждая крупинка содеянного им зла, - и склонение весов мучительно» (Л. Соловьёв) [4].
В наше время термин «совесть» можно назвать устаревшим. Молодежь следует за модой, а мода не пропагандирует правила морали и не советует прислушиваться к голосу совести. Заботы нынешней молодежи остановились на том, чтобы хорошо выглядеть, быть в курсе светской жизни, успеть одним из первых прослушать новинки музыки, а также читать только модную литературу и смотреть только распиаренные программы. Молодежь не занимается самообразованием и саморазвитием, так как источники информации, которыми пользуется нынешняя молодежь, не диктует им об этом. Телевизор и интернет заменили молодому поколению общение с классической литературой, с живым литературным текстом, ведь интернет кишит различными вариантами кратких содержаний великих произведений.
К чему приводит такое безответственное отношение современной молодежи к жизни?
Участковому поступил сигнал, что молодая мама злоупотребляет алкоголем. Участковый отреагировал на сигнал и отправился в дом матери маленького ребенка. Зайдя в дом, участковый понимает, что сигнал был неложный. Молодая мама находится в алкогольном опьянении, ребенка дома не было, как она мать пояснила «он находится у мамы». На вопросы о том, что послужило поводом выпить, молодая мама ответила, что была на день рождении Кольки, которого она не знает. Молодой маме не понравился визит участкового, она «набрасывается» на него с непристойной бранью, агрессией и не обращает внимание, на призыв участкового успокоиться. Участковый задержал молодую мама, ведь она так и не выполнила ни одного законного требования, ей провели освидетельствование на состояние алкогольного опьянения, и был составлен протокол по статье 20.1 часть 2 «мелкое хулиганство». (Газета «Всходы» Нагайбакского района, статья Татьяны Бикмурзиной) [5].
Некоторые представители нынешней молодежи совершают аморальные поступки, забывая о своей совести. Они не задумаются о своем будущем и о будущем своих детей, ведь будущее ребенка зависит от вклада в его духовно-нравственный потенциал родными и близкими. У казахов есть поговорка: « Алтыдагеакыл- алпыскадиин», она переводится так: Ум, опыт, знания, приобретенные к шести годам, сопровождают человека до 60 лет.
Восточный народ славится своим гостеприимством, отзывчивостью, состраданием, пониманием и оптимизмом. В давние времена, у простых рабочих людей особых поводов для радости не было, так как люди были погружены в нескончаемые проблемы и заботы, появился национальный герой Ходжа Насреддин, который внешне ни чем не отличался от обычного бродяги, но его ум, проницательность и юмор прославили его не только на востоке, но и на весь мир и не на одну эпоху.
Анализируя жизнь Ходжи Насреддина, мы видим, что это человек - слова, он является примером для подражания, его умение разрешать конфликты, уважение к людям, постоянная борьба за справедливость, желание помочь всем чем только можно и не когда не жалеть о том, что для того, чтобы оказать помощь другим, ни раз приходится забывать о своих желаниях и потребностях.
Принципы жизни Ходжи Насреддина - это наследие для всего человечества, прежде всего для молодежи. Ведь молодежь - это смена старшего поколения и именно от уровня развития духовно- нравственного и творческого потенциала зависит будущее нашей страны.
Жизнь этого великого человека описана не только в повестях, сказках и рассказах, но и в анекдотах:
«Отнять у него уж будет легко»
Однажды Ходжа и его жена услышали, как в их дом забрался вор. «Ходжа, у нас вор»- взволновано сказала жена.
«Тихо, женщина, не спугни его, - отвечал шепотом Ходжа.- Может быть, он найдет что-нибудь стоящее, а уж отнять у него будет легко!» [1].
Анекдоты - это самая распространённая форма речевого творчества среди молодежи. Анекдоты, как и все литературное наследие о Ходже Насреддине способствуют развитию духовно-нравственного и творческого потенциала читателя, так как в них сокрыт глубокий смысл, который понимается со временем, а на поверхности, казалось бы, обычной шутки, мы видим острый ум Ходжи Насреддина и его умение выходить из любой ситуации победителем при этом дав урок своему оппоненту.
«Пушкин к нам приходит в детстве, а мы к нему приходим с годами»
Чье-то детство украшали сказки Пушкина, а в чьем-то сердце оставили след незабываемые Сказы Бажова, а для кого-то литературным кумиром остался Ходжа Насреддин, выходец из простого народа, воплотивший в себе все мечты, чаяния простого человека олицетворяющий собой доброту, человечность, желание сделать жизнь бедного человека лучше. В памяти читателя остается его острый ум, добрый и искромётный юмор.