Введение
В современных условиях нестабильности мировой экономики актуальным представляется вопрос ее дальнейшего развития, в том числе с технологической точки зрения. В исторической ретроспективе положительное влияние на рассматриваемый в исследовании процесс оказывало появление на рынке технологических инноваций. Г. Менш и Й. Шумпетер утверждали, что инновации повышают деловую активность: при их внедрении происходит подрыв равновесия прежней экономической системы, с рынка уходят старые технологии и прежние организационные структуры, что открывает возможность для развития новых идей и приводит к росту экономики. В результате, на макроуровне инновации выступают в роли определенного толчка, способствующего экономическому развитию и определяющего дальнейшие тенденции. На микроуровне внедрение технологических инноваций является эффективным средством для конкурентной борьбы, поскольку ведет к созданию новой продукции и снижению себестоимости, способствует притоку инвестиций и выходу компаний на рынки других стран.
Инновационное развитие современной экономики сегодня осуществляется в условиях реализации модели открытых инноваций, когда экономические субъекты разных стран объединяют свои усилия в научно-технической сфере и активно обмениваются результатами своего труда. Международное сотрудничество в инновационной сфере активно поддерживается государствами и правительствами разных стран и предусматривает тесное взаимодействие науки, бизнеса и государства в реализации инновационных проектов. Государства сегодня стремятся создать эффективную национальную инновационную систему, обеспечивающую эффективное осуществление инновационной деятельности всех участников инновационного процесса.
Развитие инновационной деятельности в последние годы способствовало укреплению научно-технического взаимодействия между различными странами. Целью такого сотрудничества зачастую выступает разработка и продвижение на рынок инноваций, способных значительно улучшить существующее организационные структуры. Подобное взаимодействие характерно для стран как с одинаковым, так и различным уровнем инновационного развития. В данной работе процесс научно-технического взаимодействия будет раскрыт на примере России и Германии. Это связано с тем, что Германия является одной из лидирующих европейских стран по производству и потреблению технологических инноваций, в то время как Россия импортирует значительную долю инновационных технологий, что заставляет задуматься о необходимости поиска собственных путей развития данной отрасли.
Все вышеизложенное подтверждает актуальность темы исследования.
Цель исследования - изучение сотрудничества России и Германии в современных условиях.
Достижение поставленной цели требует решения следующих задач:
- рассмотреть теоретические аспекты международного сотрудничества в сфере высоких технологий;
- проанализировать направления сотрудничества между Россией и Германией в сфере высоких технологий;
- изучить влияние санкций на взаимоотношения России и Германии.
Объект исследования - международное сотрудничество в сфере высоких технологий.
Предмет исследования - сотрудничество России и Германии в сфере высоких технологий в современных условиях.
1. Теоретические аспекты международного сотрудничества в сфере высоких технологий
1.1. Необходимость международного сотрудничества в инновационной сфере
В современный период повышения уровня значимости инновационных технологий большое значение приобретает международное научно-техническое сотрудничество (МНТС), позволяющее представителям из различных стран совместно разрабатывать и выводить на рынок прорывные инновационные технологии. На сегодняшний день перед компаниями, занимающимися производством инноваций, стоит главный вопрос, каким образом наиболее успешно реализовать процесс распространение предлагаемого ими продукта?
Решение данной проблемы относится к тематике одного из направлений МНТС, а именно международного инновационно-технологического сотрудничества (МИТС), в ходе которого стороны стремятся к созданию механизмов взаимодействия в инновационной сфере, с целью обеспечения благоприятных условий для коммерциализации как совместных, так и собственных результатов научно-технической деятельности.
Историческая ретроспектива научных работ, посвященных рассмотрению процесса распространения, а, следовательно, и коммерциализации технологических инноваций, позволяет выделить три основных подхода:
- стадийный - постепенное распространение инновации в рамках перехода от одной стадии осведомленности потенциальных потребителей о ее наличии к другой;
- факторный - распространение инновации в силу влияния факторов как внешней так и внутренней среды;
- сетевой - распространение инновации в ходе взаимного обмена ресурсами между различными заинтересованными субъектами.
Стадийный и факторный подходы исходят из условий, что на рынке присутствует лишь потребитель и продавец на взаимодействие и деятельность которых влияют лишь внутренние и внешние факторы (рис. 1).
Рис. 1. Стадийный подход внедрения технологической инновации [1]
При этом не уделяется должного внимания наличию других субъектов, как на отечественном, так и на зарубежном рынках, оказывающих влияние на распространение инновации. Наиболее современная сетевая концепция позволяет рассмотреть процесс интернационализации компании, как со стороны влияния внутренних, так и внешних факторов. Однако деятельность хозяйствующего субъекта не является изолированной и в любом случае предприятия различных направлений взаимодействуют между собой. В таком случае каждую компанию можно рассматривать как центр ее сети, состоящей из взаимоотношений с поставщиками, покупателями, консультантами, конкурентами, посредниками, органами государственного управления, покупателями покупателя, поставщиками поставщика и так далее.
Инновационные МСП, редко обладают всеми навыками, знаниями и ресурсами, которые необходимы им для успешного развития и поддержания конкурентных позиций на рынке. К тому же малые размеры ограничивают их способность влиять или контролировать внешние факторы. Объединение компаний в сеть способствует минимизации проблем и обеспечивает альтернативную стратегию развития. Контакты с деловыми партнерами, клиентами и другими представителями сети позволяет производителю увереннее чувствовать себя на рынке, вследствие обладания различной информацией и поддержкой.
Опираясь на различные исследования, было выявлено, что сетевая концепция распространения инноваций характерна не только для внутреннего рынка. Результаты показывают, что сети могут быть эффективным инструментом, для осуществления глобальной коммерциализации инноваций: во-первых, через доступ к международным рынкам, а во-вторых, будучи средством, с помощью которых компании обладают большими возможностями для выявления и реагирования на изменения на мировом рынке.
В контексте интернационализации, эффективное использование сетей позволяет компаниям преодолеть такие барьеры, как относительно небольшой размер компании, отсутствие внутренних ресурсов, и большое расстояние до международных рынков потребления. Проведенные исследования выявили, что для малого и среднего бизнеса возможность создания и использования сетей будет способствовать повышению уровня коммерциализации продукта на международных рынках, при этом позволяя им эффективно конкурировать с другими производителями.
В ходе анализа теоретических основ процесса распространения инноваций в рамках международного научно-технического сотрудничества был сделан вывод, что при осуществлении коммерциализации продукта стадийный подход должен использоваться в качестве оценки степени готовности предприятия к данному шагу, а факторный в области оценки возможных преимуществ и недостатков. Компании же задумывающиеся о снижении издержек и получении больших выгод при осуществлении международной деятельности необходимо использовать инструментарий сетевого подхода. Он является базовой структурой, на основании которой проводятся все современные исследования. Для предприятий осуществляющих инновационную деятельность интернационализация является главной возможностью разработки и распространения продукции, в силу малого жизненного цикла большинства товаров и необходимости постоянного понимания тенденций развития рынка, в чем, несомненно, может помочь сетевое взаимодействие с зарубежными партнерами.
1.2. Проблемы распространения технологических инноваций
Вопрос распространения технологических инновации освещался большим количеством как зарубежных, так и российских исследователей. Большинство из них делали акцент либо на рассмотрении стадий распространения технологий, либо же на факторы, влияющих на этот процесс, такие как окружающая среда или же сетевое окружение. Сам же процесс распространения инновации зачастую рассматривался либо со стороны потребителя (какие этапы необходимо пройти компании потребителю, чтобы успешно внедрить у себя технологическую инновацию), либо со стороны производителя (рассмотрения инновационного процесса, то есть разработки и продвижения инновации внутри предприятия). До сих пор в литературе отсутствовали концепции, объединяющие эти два подхода. Кроме того, в силу ускорения темпов глобализации инновационные компании не могут развиваться только на внутреннем рынке, что приводит к необходимости изучения процесса распространения инноваций вне страны производителя.
Данный шаг необходим в силу того, что инновационные компании должны быть постоянно в курсе современных тенденций, иначе они могут столкнуться с ситуацией, когда их товар, еще не достигнув стадии зрелости, уже будет потеснен другим инновационным решением конкурентов.
Основываясь на теоретических подходах зарубежных авторов, а также, проведя ряд первичных исследований, нами была разработана концепция распространения инновационных технологий с момента зарождения идеи создания инновации до ее полномасштабного внедрения. Для детального рассмотрения процесса мы базировались на стадийном подходе, подкрепляя его факторами и условиями, способствующими переходу с одной стадии на другую, а также осветили влияние сетевого взаимодействия на данный процесс
Для упрощения понимания концепции распространения технологической инновации можно разбить на несколько блоков:
- Стадийный подход внедрения технологической инновации;
- Факторный подход внедрения технологической инновации на внутреннем и зарубежном рынке;
- Сетевая концепция распространения технологической инновации внутри страны производителя и за рубежом;
Ряд исследователей считает применение стадийного подхода в современных условиях несколько ограниченным, особенно для инновационных компаний. Основной причиной служит пропуск некоторыми компаниями-производителями определенных стадий, вследствие снижения в последние годы логистических и информационных издержек, благодаря активному развитию коммуникационных каналов между различными организациями. Кроме того, инновационный продукт чаще всего обладает достаточно коротким жизненным циклом, что вносит необходимость быстрой разработки и принятия решений при переходе от одной стадии к другой.
Таким образом, рассматриваемые подходы можно использовать как основу для изучения процесса распространения инноваций, однако, их стоит дополнять и расширять с учетом необходимости быстрого и гибкого реагирования на потребности рынка.
2. Организация внешнеэкономического сотрудничества России и Германии в сфере высоких технологий
2.1. Необходимость развития национальных инновационных систем
Современный опыт зарубежных стран по развитию национальной инновационной системы (НИС) показывает, что независимо от национальных особенностей страны, тщательно продуманная государственными органами система мер по созданию рамочных условий инновационной деятельности и реструктуризации государственных институтов и связей между ними, как правило, оказывается гораздо более эффективной, чем прямое и косвенное субсидирование государством инновационной деятельности. В данном направлении необходимо развивать сотрудничество государственного и предпринимательского секторов с соблюдением основных принципов, представленных в таб. 1.
Таблица 1
Характеристика основных принципов сотрудничества государственного и предпринимательского секторов в условиях развития инновационной экономики
Наименование принципа |
Содержание принципа |
Направления реализации принципа |
1 |
2 |
3 |
1. Принцип институционализации |
Подчёркивает необходимость формализации связей государственного и предпринимательского секторов экономики. |
Создание системы государственной поддержки инновационной деятельности и системы государственных институтов должно способствовать формированию национальной инновационной системы, эффективное функционирование которой будет осуществляться в условиях реализации инновационной политики на основе механизма правового регулирования инновационных процессов в экономике. |
Продолжение таблицы 1
1 |
2 |
3 |
2. Принцип государственного партнёрства |
Обеспечивает выполнение правительством не только роли катализатора и регулятора инновационных процессов, но и реализацию партнёрских отношений с распределением ответственности и компетенций между государством и предпринимательскими структурами в сфере инноваций. |
Партнёрство государства в реализации инновационных процессов обеспечивает целевую направленность инновационной деятельности, способствует формированию социально ориентированной экономики и создаёт условия для успешного осуществления инновационных проектов в практической деятельности экономических субъектов. |
3. Принцип координации взаимодействия государства, бизнеса и науки |
Раскрывает возможность реализации модели тройной спирали в инновационной экономике |
Государство должно создавать условия для развития инновационных процессов и находить пути их эффективной реализации на основе структуризации взаимодействий науки, бизнеса и государства в сфере инноваций и координации деятельности участников инновационно-производственного процесса. |
4. Принцип соучастия в процессах принятия решений, инвестирования и регулирования |
Формирует интеграционное взаимодействие по всем направлениям между государством, бизнесом и наукой в сфере реализации инновационных проектов на основе активного участия партнёров в процессе принятия решений и регулирования инновационной деятельности. |
Реализация инновационных процессов в экономике должна осуществляться на основе совместного инвестирования финансовых ресурсов бизнеса и государства в развитие инновационных технологий, в создание инновационных продуктов, в разработку инновационных методов маркетинга и организационных методов в деловой практике. |
5. Принцип стратегической целенаправленности инновационного развития экономики |
Обусловливает необходимость наличия и достижения стратегических целей инновационного развития экономики, которые реализуются формированием в составе системы управления целевых и соответствующих линейных, функциональных и обеспечивающих подсистем управления как на уровне государства, так и на уровне регионов и предприятий, активно реализующих инновационные проекты на основе государственно-частного партнёрства. |
Формирование инновационной стратегии участников инновационного процесса осуществляется на основе соблюдения приоритетности научно-инновационной политики. |
В вопросах инновационного развития Германия является признанным лидером среди стран Евросоюза. Согласно данным Немецкого института экономических исследований (DIW) Германия занимает лидирующие позиции по производству объёма валовой добавленной стоимости в сфере производства, связанного с научными исследованиями. Бюджет отрасли научных исследований и разработок в Германии равен 15,2 млрд евро, что составляет 27,3% от общих национальных хозяйственных затрат. В Германии, начиная с 2005 г., постоянно увеличивались объёмы финансирования инновационной деятельности в среднем на 5% ежегодно и в 2011 г. сумма инвестиций в инновационную сферу составила 75 млрд евро. Причём основная доля инвестирования в развитие инновационной деятельности приходится на промышленные предприятия, которые заинтересованы в осуществлении научных исследований и разработок и в активном внедрении инноваций. Доля обрабатывающей промышленности в общем объёме затрат на научные исследования и разработки составляет 54,6 млрд евро, т.е. более 86% всех затрат в экономике Германии на НИОКР. Государство также оказывает существенную поддержку инновационным компаниям.
2.2. Показатели сотрудничества России и Германии в сфере высоких технологий
Следует отметить, что в Германии основную долю затрат на научные исследования и разработки осуществляет бизнес, а в России основным источником финансирования данной сферы выступает государственный бюджет. До сих пор в России данная ситуация не изменилась, несмотря на активную политику государства в сфере формирования инновационной инфраструктуры, создания рамочных условий для развития инновационной деятельности, развития господдержки инновационных проектов в приоритетных отраслях экономики (альтернативная энергетика, биомедицина и биотехнологии, генная инженерия, космическая промышленность, информационные технологии). В табл. 2 представлены основные показатели инновационной деятельности в России и в Германии.
Таблица 2
Основные показатели инновационной деятельности в России и в Германии в 2014 году [2]
Показатели инновационной деятельности |
Россия |
Германия |
1. Уровень инновационной активности организаций |
10,4 |
79,9 |
2. Удельный вес организаций, осуществляющих технологические инновации |
8,9 |
63,8 |
3. Удельный вес организаций, получавших финансирование из бюджета |
1,8 |
12,2 |
4. Удельный вес затрат на технологические инновации в общем объёме отгруженных товаров, выполненных работ, услуг (интенсивность затрат на технологические инновации) |
2,2 |
2,18 |
5. Удельный вес организаций, оценивших отдельные результаты инновационной деятельности как основные, в общем числе организаций |
38.3 |
54.3 |
6. Удельный вес организаций, участвовавших в совместных проектах по выполнению исследований и разработок в общем числе организаций, осуществлявших технологические инновации |
36.9 |
20.7 |
Данные табл. 2 свидетельствуют об отставании российской экономики от инновационно-ориентированной экономики Германии по ряду показателей. Только по двум параметрам данные инновационного развития экономики России и Германии можно считать сопоставимыми: интенсивность затрат на технологические инновации в России составила 2,2, а в Германии - 2,18; удельный вес организаций, участвовавших в совместных проектах в России составил 36,9, а в Германии - 20,7. Следует отметить тот факт, что достаточно высокий удельный вес российских организаций, участвовавших в совместных проектах по проведению исследований и разработок в общем числе организаций, свидетельствует об активной позиции России в вопросах развития партнёрства и сотрудничества в инновационной сфере. Российские компании активно развивают свою деятельность на рынке Германии, активно осуществляют сотрудничество и обмениваются опытом в сфере инновационной деятельности. На немецком рынке представлено около 3 000 фирм с российским участием в сфере логистики, транспортных перевозок, инжиниринга, информационных технологий [3]. Немецких компаний в России по данным Союза немецкой экономики в Российской Федерации около 4 500 фирм. Свою деятельность немецкие компании осуществляют в сфере пищевой промышленности, строительной индустрии, а также активно развивают на территории России производство строительных материалов и сельскохозяйственной техники [4].
Как правило, организация бизнеса на зарубежном рынке начинается с создания представительства или партнёрства с компанией-резидентом данной страны. Большинство предприятий сначала развивают торговые экспортные операции, и только потом, освоившись, создают производства на территории другой страны. Сегодня российские и немецкие предприятия активно сотрудничают в сфере использования инновационных технологий при добыче углеводородов, в области развития экологических производств (утилизация ТБО), в развитии космической промышленности и других сферах. Россия и Германия тесно связаны интеллектуальным наследием и академическими традициями, способствующими выстраиванию системы партнёрских отношений в области образования, науки и инноваций.
Особенностью формирования НИС в Германии и в других развитых странах является активное взаимодействие государства, науки и бизнеса в инновационной сфере. Частный бизнес в Германии несёт основную нагрузку в проведении НИОКР. Основная доля прикладных исследований и технических разработок осуществляется предпринимательскими структурами, а фундаментальные исследования преимущественно осуществляют государственные исследовательские организации, университеты и специальные высшие учебные заведения. Следует отметить, что главным фактором, обеспечивающим инновационное лидерство Германии, является мощный исследовательский потенциал страны и её регионов. Обмен технологиями, осуществляемый между университетами, неуниверситетскими исследовательскими организациями и частными компаниями, является частью функционирования высокоспециализированных технологических кластеров, распределённых по всей стране.
Созданная в Германии система технических университетов и университетов, имеющих прикладной характер научных исследований, сегодня тесно связана с производственными процессами на предприятиях. Одно из первых мест в рейтинге занимает Берлинский университет прикладных технических и экономических наук (Hochschule für Technik und Wirtschaft Berlin), в котором создан и успешно функционирует кооперационный центр «Наука-практика». Благодаря тесному взаимодействию университета с промышленными предприятиями при поддержке центра «Наука-практика» осуществляется внедрение созданных студентами университета технологий, трудоустройство студентов на предприятия по профилю научно-образовательной деятельности, со стороны предприятий осуществляется поддержка инновационных разработок студентов и формируется заказ на инновационные продукты и технологии. Так, студентами Берлинского университета прикладных технических и экономических наук создан энергоэффективный дом на базе солнечной энергии, способный полностью себя обеспечивать необходимыми ресурсами для жизнедеятельности. Ежегодное создание и совершенствование гоночных автомобилей по проектам студентов университета позволяет им принимать участие в официальных межвузовских соревнованиях.
Тесное взаимодействие науки и производства является одним из условий подготовки выпускных квалификационных работ. Например, магистерские работы формируются как проекты для реализации на конкретном предприятии, и одним из условий успешной защиты проекта, является его внедрение в практическую деятельность предприятия, на котором студент-магистрант проходил практику. Для поддержки новаторских идей студентов в берлинском университете создана инфраструктура для поддержки молодых предпринимателей, в состав которой входят Консультационный центр «Основание формы и свободная предпринимательская деятельность», Лаборатория начинающих предпринимателей и Центр начинающих предпринимателей «Технические услуги».
Берлинский университет прикладных технических и экономических наук активно развивает и международное сотрудничество с российскими вузами в области реализации совместных научных проектов. Так взаимодействие с Кубанским государственным университетом продолжается уже на протяжении 14 лет и охватывает широкий спектр вопросов, по которым развивается сотрудничество в сфере науки, образования и инноваций. Университеты вносят весомый вклад в развитие научно-технического сотрудничества России и Германии и обеспечивают инновационное развитие экономик своих стран в сфере науки и образования.
2.3. Основные направления международного сотрудничества России и Германии в сфере высоких технологий
На рис. 1 представлена визуализация основных направлений сотрудничества России и Германии в инновационной сфере.
Рис. 2. Направления сотрудничества России и Германии в инновационной сфере [5]
В рамках выделенных направлений развития сотрудничества России и Германии определим основные стратегические траектории развития инновационной деятельности. Для этого представим на рис. 2 наиболее распространённые формы организации партнёрства в инновационной сфере.
Рис. 3. Формы организации партнёрства и сотрудничества в инновационной сфере [6]
Представленные на рис. 2 формы сотрудничества и партнёрства в инновационной сфере свидетельствуют о возможности применения различных вариантов организации совместной работы в сфере разработки, создания, реализации и распространения инноваций. Основные стратегические траектории развития партнёрских отношений двух стран в инновационной сфере формируются в области научно-технического сотрудничества, где созданы определённые заделы. С 2007 г. между Россией и Германией действует «Соглашение о совместном содействии развитию технологических инноваций среди малых и средних предприятий», в рамках которого проходит конкурс на получение грантов для германо-российских научно-исследовательских проектов.
Данное мероприятие позволяет активизировать российско-германскую кооперацию в области промышленных научно-конструкторских разработок в сфере создания технологий будущего: биотехнологии и медицинские исследования, нанотехнологии, оптические технологии, информационно-коммуникационные технологии, космические разработки, технологии защиты окружающей среды.
Основными стратегическими траекториями развития международного сотрудничества России и Германии в инновационной сфере являются следующие направления [7].
1. Создание совместной научной базы в перспективных секторах инновационной экономики: биотехнологии, космическая промышленность, альтернативная энергетика, информационные технологии.
2. Организация совместных предприятий в сфере инноваций и активизация процесса создания малых и средних инновационных компаний, способных быстро реагировать на запросы рынка.
3. Развитие форм сотрудничества в сфере науки и образования по следующим направлениям: на основе создания совместных образовательных программ между вузами для подготовки высокопрофессиональных кадров; на основе создания специальных программ стажировки для молодых учёных; укрепление обмена между научными организациями двух стран; на основе существующих запросов рынка и заказов государства разработка и реализация совместных научно-исследовательских проектов; на основе современных информационных технологий формирование виртуальных кластеров в форме научно-инновационных сетей, обеспечивающих тесное сотрудничество и взаимодействие учёных двух стран в различных сферах науки.
4. Создание институциональной основы для развития международного сотрудничества, включающей в себя не только создание официальных структур, но и формирование правового поля для развития программных мероприятий, упрощения визового режима, закрепления правил коммерциализации и трансфера инноваций между странами.
Таким образом, развитие международного сотрудничества России и Германии в сфере инноваций требует совершенствования существующих механизмов взаимодействия, отработки новых эффективных моделей осуществления партнерства на долгосрочной основе и формирования специального правового поля для реализации намеченных мероприятий в сфере разработки, создания и реализации инноваций. Формирование ключевых позиций России и Германии в организации международного сотрудничества в сфере развития образования, науки и инноваций обеспечит переход от теоретического осмысления к конкретизации на практике стратегии инновационного развития экономик двух стран.
3. Сотрудничество России и Германии в условиях санкций
3.1. Развитие экономических противоречий во взаимоотношениях со странами ЕС
Ввиду ситуации в Крыму, проведения референдума жителей, многими воспринятого как нелегитимного, и заявлений о присоединении полуострова к России, западные политики сочли, что воссоединение России и Крыма угрожает территориальной целостности Украины. Тогда, с целью повлиять на политику РФ, США и ЕС предусмотрели введение санкций, которое планировалось осуществить в три этапа.
Первые санкции были приняты 6 марта 2014 года. Тогда Европейский союз ввел относительно мягкие санкции в отношении России - приостановил переговоры об облегчении визового режима и взял паузу в подготовке к саммиту G8 в Сочи [8].
Началом перехода ко второму этапу санкций можно считать дату публикации санкционного списка (17 марта), состоявшего из 21 фамилии российских и крымских политиков и чиновников. Список впоследствии был дополнен еще несколькими десятками фамилий бизнесменов, государственных служащих и деятелей культуры Российской Федерации, а также республики Крым.
Новый виток политического кризиса на Украине - сепаратистские настроения в Донецкой и Луганской областях - начавшийся в апреле 2014 года, стал причиной ввода очередного пакета санкций против России. Данный факт послужил причиной тому, что в середине апреля 2014 года началась подготовка к вводу третьего этапа санкций, которые затронули непосредственно как экономические, так и, в частности, инвестиционные отношения России и ЕС. Так, 17 апреля Европарламент принял резолюцию рекомендательного характера, в которой призвал отказаться от строительства газопровода «Южный поток» [9]. В этой связи министр энергетики Болгарии Драгомир Стойнев выразил опасения, что подобные решения могут негативно сказаться на энергетической сфере не только Болгарии, но и всей Европы [10]. Однако, меньше чем через месяц в санкционный список ЕС попали фамилии еще 13 человек, а также крымские компании «Черноморневтегаз» и «Феодосия» [11].
Также в рамках третьей волны санкций против РФ, принятых Евросоюзом, 18 июля 2014 года Европейский инвестиционный банк прекратил финансировать проекты в России. Как заявил президент банка Вернер Хойер, штрафные меры только в этом году затронут проекты на общую сумму в шестьсот миллионов евро. По словам Хойера, в эту сумму входят кредиты, предусмотренные в рамках программ ЕС «Партнерство по модернизации» и «Северное измерение». В следующем году речь пойдет о сумме от около семисот миллионов евро до одного миллиарда евро, уточнил глава ЕИБ [12].
30 июля, последовав примеру США, ЕС перешел к третьему этапу санкций и ввел против России секторальные ограничения, касающиеся стратегических отраслей экономики РФ. «Черный список» въезда граждан на территорию ЕС пополнился еще на 8 человек, санкции были применены в отношении Российского национального коммерческого банка, концерна ПВО «Алмаз-Антей» и авиакомпании «Добролет» (что впоследствии привело к прекращению ее деятельности). Особого внимания заслуживает ввод ограничительных мер в сферах торговли и инвестиций в отношении Крыма и Севастополя. Устанавливается запрет на инвестиции by PhraseFinder"' style="HEIGHT: 7.5pt; WIDTH: 7.5pt" type="#_x0000_t75" o:button="t" alt=""> в инфраструктурные, транспортные, телекоммуникационные и энергетические секторы, а также добычу нефти, газа и минералов. Запрещается поставка оборудования для этих секторов, а также оказание для них финансовых и страховых услуг. Под запрет поставлены не только прямые и непрямые инвестиции, но и оказание страховых услуг для любых проектов в перечисленных областях, а также посреднические услуги в осуществлении сделок с третьими (не входящими в ЕС) странами и транзит грузов для этих государств. Кроме того, запрещается оказание любых видов технического содействия этим проектам. Европейским банкам отныне запрещено выдавать кредиты и приобретать любые доли в новых проектах в этих секторах экономики Крыма и Севастополя.
Помимо этого, Европейский союз применил экономические санкции к пяти российским банкам: «Сбербанк», банк ВТБ, «Газпромбанк», «Внешэкономбанк» и «Россельхозбанк». Данные санкции были введены с целью ограничения доступа России к рынкам капитала ЕС. Настоящие ограничения предусматривают запрет на продажу и покупку гражданами и компаниями ЕС новых облигаций, акций и других финансовых инструментов со сроком погашения более 90 дней, выпущенных российскими государственными банками, их дочерними компаниями или компаниями, которые действуют от их имени. Также запрещены услуги, связанные с выпуском таких финансовых инструментов как, например, брокерское дело.
12 сентября совет ЕС утвердил введение новых санкций против России, затронувших ряд российских финансовых, нефтедобывающих и оборонных структур, а также некоторых физических лиц. В частности, ЕС запретил долговое финансирование трех топливно-энергетических компаний: «Роснефть», «Транснефть», «Газпромнефть», а также ввел ограничения на торги их облигациями, имеющими срок обращения свыше 30 дней, и на участие в выпуске таких ценных бумаг. Санкции коснулись также оборонных концернов: «Уралвагонзавод», «Оборонпром» и «Объединенная авиастроительная корпорация». Ограничения распространены на кредиты и ценные бумаги сроком обращения до 90 дней. Кроме того, в список включены оборонные предприятия «Сириус», «Станкоинструмент», «Химкомпозит», «Калашников», Тульский оружейный завод, «Технологии машиностроения», «Высокоточные комплексы», концерн ПВО «Алмаз-Антей» и НПО «Базальт». Этим компаниям запрещено поставлять европейские технологии двойного назначения.
Также ЕС ужесточил ограничения на предоставление займов и оказание инвестиционных услуг вышеупомянутым российским банкам: «Сбербанку», «ВТБ», «Газпромбанку», «ВЭБ» и «Россельхозбанку». Резидентам ЕС запретили выдачу кредитов этим финансовым организациям, а также ЕС объявил о прекращении сотрудничества с Российской Федерацией в сфере услуг по разработке месторождений трудноизвлекаемой нефти.
Ответной реакцией России на введенные санкции ЕС стало продовольственное эмбарго, введенное указом президента России от 6 августа 2014 года. Согласно этому указу предполагается наложение запрета на ввоз в Россию отдельных видов сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, страной происхождения которых является государство, вводившее экономические санкции в отношении российских лиц. Под эти запреты попали мясные и молочные продукты, рыба, овощи, фрукты и орехи. Валовый годовой объём импорта, подпавшего под санкции, оценивается в 9 миллиардов долларов США. Больше всего пострадают от запрета страны ЕС, которые поставляли на российский рынок продовольствия из санкционного списка на 6,5 миллиардов долларов США, и Норвегия (товаров на $1,2 млрд) [13].
Со стороны России также рассматривается запрет использования воздушного пространства России для транзитных рейсов европейских и американских авиакомпаний в страны Восточной Азии. Однако в результате такого запрета могут пострадать не только иностранные перевозчики пассажиров и грузов, но и Госкорпорация по организации воздушного движения (ОрВД), а также ключевая российская авиакомпания «Аэрофлот», которая является получателем основного объема платежей, выплачиваемых иностранными авиакомпаниями за использование транссибирских воздушных трасс. По экспертным оценкам, объем выручки «Аэрофлота» от этих роялти составляет от $200 млн до $500 млн в год [14].
3.2. Влияние санкций на взаимоотношения России и Германии
Как торгово-экономическое, так и инвестиционное сотрудничество между Россией и Германией традиционно относится к ключевым и определяющим областям двусторонних отношений. По состоянию на конец 2013 года по общему объему иностранных инвестиций в Россию ФРГ занимала седьмое место после таких стран как Швейцария, Кипр, Великобритания, Люксембург, Нидерланды и Франция, однако по объему ПИИ стояла на втором месте после Кипра [15] (в 2013 г. в Россию пришло 9,1 млрд. долл. немецких инвестиций [16]) Число немецких компаний, работающих в России, значительно выросло за 2013 год и на сегодняшний день составляет порядка 6200 организаций, что является самой многочисленной иностранной бизнес-общиной в России.
Основные санкции Германии по отношению к России были применены в сфере военного сотрудничества. Так, 19 марта 2014 года немецкий оборонный концерн «Rheinmetall» приостановил выполнение военного контракта с Россией стоимостью 120 млн евро. Проект по строительству подготовительного военного центра стартовал в 2011 году и по плану должен быть реализован в 2014 году. Однако, ввиду событий в Крыму, правительство Германии посчитало дальнейшую работу над данным проектом «нецелесообразной». Это решение нанесло сильный ущерб концерну «Rheinmetall» и ОПК Германии в целом. Кроме того, ФРГ прекратила экспорт оборонной, а также военной продукции в Россию.
Помимо экономических потерь данные санкции привели к тому, что оборонный комплекс ФРГ вынужден сокращать производство, что приводит, в свою очередь, и к сокращению рабочих мест. По словам председателя правления концерна «Rheinmetall» и главы союза оборонной промышленности Германии, Армина Паппергера, «при сложившийся ситуации, при отсутствии госзаказов со стороны государства, а также запретов на торговлю с другими странами, им ничего не остается как перенести производство за границу».
Европейские санкции против России помимо ОПК затронули и другие секторы немецкой экономики. Это касается товаров двойного назначения, банковского и финансового секторов, а также поставщиков оборудования для нефтегазовой отрасли.
Некоторые немецкие СМИ также отмечают, что экономика страны «во втором квартале стагнировала, и в целом в 2014 году рост будет ниже, чем прогнозировалось изначально». Кризис особенно сказался на деятельности компаний, которые осуществляли или планировали обширные прямые инвестиции. Например, «Volkswagen» и «Continental» в Калуге, «MAG» - в Омске, «Sсhaeffler Gruppe» - в Ульяновске, «Edscha» - в особой экономической зоне в Тольятти, «Bosch» - в Энгельсе в Саратовской области [17].
Доля России в германском экспорте казалось бы, невелика - всего 3,5 % [18]. Однако важно понимать всю сложность и активность российско-германского сотрудничества. В последние годы, после начала строительства Северного потока (газопровода из РФ в Северную Европу) Германия является важным распределительным центром российского газа. Компании Германии являются совладельцами проекта, а кроме того, в экономику РФ привлечено много немецких кредитных ресурсов. Поэтому позиция ключевой экономики Европы по отношению к сотрудничеству с Россией будет неизменной - продолжать при любых условиях. Этого требует немецкая экономика и крупнейшие бизнес-структуры. Так, крупнейшие компании Германии, такие как «BASF SE», «Siemens», «Volkswagen», «Adidas» и «Deutsche Bank», открыто выступают против более широких экономических санкций против России. При этом политическая риторика правящих кругов может варьироваться.
Таким образом, от введённых санкций страдают как немецкая, так и российская сторона. Причём больший риск неполучения прибыли от вложенных инвестиций несет Германия, т. к. объем немецких инвестиций в России в разы превышает объем российских инвестиций в ФРГ. В свою очередь, реализация большинства инвестиционных проектов с участием немецкого капитала, запущенных до начала украинского кризиса, продолжается и идет в запланированные сроки.
Заключение
В заключение можно сказать следующее.
Развитие инновационной деятельности в последние годы способствовало укреплению научно-технического взаимодействия между различными странами. Целью такого сотрудничества зачастую выступает разработка и продвижение на рынок инноваций, способных значительно улучшить существующее организационные структуры. Подобное взаимодействие характерно для стран как с одинаковым, так и различным уровнем инновационного развития (например, для России и Германии).
В вопросах инновационного развития Германия является признанным лидером среди стран Евросоюза. Согласно данным Немецкого института экономических исследований (DIW) Германия занимает лидирующие позиции по производству объёма валовой добавленной стоимости в сфере производства, связанного с научными исследованиями. В Германии, начиная с 2005 г., постоянно увеличивались объёмы финансирования инновационной деятельности в среднем на 5% ежегодно и в 2011 г. сумма инвестиций в инновационную сферу составила 75 млрд евро. Причём основная доля инвестирования в развитие инновационной деятельности приходится на промышленные предприятия, которые заинтересованы в осуществлении научных исследований и разработок и в активном внедрении инноваций. Государство также оказывает существенную поддержку инновационным компаниям.
Развитие международного сотрудничества России и Германии в сфере инноваций требует совершенствования существующих механизмов взаимодействия, отработки новых эффективных моделей осуществления партнерства на долгосрочной основе и формирования специального правового поля для реализации намеченных мероприятий в сфере разработки, создания и реализации инноваций. Формирование ключевых позиций России и Германии в организации международного сотрудничества в сфере развития образования, науки и инноваций обеспечит переход от теоретического осмысления к конкретизации на практике стратегии инновационного развития экономик двух стран.
[1] Григорьева А.С. Научно-техническое сотрудничество России и Германии. Автореф. дисс. на соиск. уч. степ. канд. экон. наук. - СПб., 2014. - С. 11
[2] Никулина О.В., Хартенштайн К. Развитие эффективных форм международного сотрудничества России и Германии в сфере науки, образования и инноваций// http://vpk.name/news/124322_razvitie_effektivnyih_form_mezhdunarodnogo_sotrudnichestva_rossii_i_germanii_v_sfere_nauki_obrazovaniya_i_innovacii.html
[3] Торгово-экономическое бюро Посольства Российской Федерации в Германии. - http://www.rfhwb.de/
[4] Немецкая доля// http://www.rg.ru/2007/05/29/nemcyi-rossiya.html
[5] http://технодоктрина.рф/
[6] http://технодоктрина.рф/
[7] Никулина О.В., Хартенштайн К. Развитие эффективных форм международного сотрудничества России и Германии в сфере науки, образования и инноваций// http://vpk.name/news/124322_razvitie_effektivnyih_form_mezhdunarodnogo_sotrudnichestva_rossii_i_germanii_v_sfere_nauki_obrazovaniya_i_innovacii.html
[8] ЕС приостановил визовые переговоры с Россией и пригрозил санкциями - VESTI.RU, 6 марта 2014 г. URL: http://www.vesti.ru/doc.html?id=1352540
[9] Европарламент предложил усилить санкции против России - Лента. ру, 17 апреля 2014 г. URL: http://lenta.ru/news/2014/04/17/sanction/
[10] Официальный сайт проекта «Южный поток», URL: http://www.south-stream.info/press/opinions/newscat/96/
[11] Под санкции ЕС попала прокурор Крыма и самопровозглашенный мэр Славянска - LB.UA, 12 мая 2014 г. URL: http://lb.ua/news/2014/05/12/266210_pod_sanktsii_es_popala_prokuror_krima.html
[12] Европейский инвестиционный банк прекратил финансирование проектов в РФ - Комментарии, 18 июля 2014 г. URL: http://comments.ua/world/478603-evropeyskiy-investitsionniy-bank.html
[13] Россия запретила импорт продовольствия на $9 млрд в ответ на санкции - ИТАР ТАСС, 7 августа 2014 г. URL: http://itar-tass.com/ekonomika/1367515
[14] Россия запретила импорт продовольствия на $9 млрд в ответ на санкции - ИТАР ТАСС, 7 августа 2014 г. URL: http://itar-tass.com/ekonomika/1367515
[15] Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики РФ, URL: http://www.gks.ru/
[16] Россия 2014. Статистический ежегодник // Федеральная служба государственной статистики РФ (Росстат), 2014. - С. 47
[17] Санкционируй это - Лента. ру, 8 августа 2014 г. URL: http://lenta.ru/articles/2014/08/08/press/
[18] Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики РФ, URL: http://www.gks.ru/