Ни для кого не секрет, что для того, чтобы «поднять» национальную экономику, страна должна производить высокую добавочную стоимость, которую могут производить, в основном, наукоемкие производства. Какую ситуацию в современных условиях хозяйствования экономики РФ мы наблюдаем сегодня?
Отрасль экономики |
2007 |
2008 |
2009 |
2010 |
2011 |
2012 |
2013 |
Рыболовство, рыбоводство |
103,2 |
95,4 |
106,3 |
97,0 |
103,5 |
103,8 |
103,2 |
Добыча полезных ископаемых |
103,1 |
100,9 |
108,5 |
104,3 |
102,7 |
100,0 |
96,9 |
Обрабатывающие производства |
108,4 |
102,6 |
95,9 |
105,2 |
105,6 |
103,1 |
105,5 |
Производство и распределение электроэнергии, газа и воды |
97,5 |
102,1 |
96,3 |
103,0 |
99,8 |
100,8 |
99,2 |
Строительство |
112,8 |
109,1 |
94,4 |
99,6 |
105,2 |
100,2 |
98,3 |
Оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования |
104,8 |
108,1 |
99,0 |
103,6 |
101,9 |
102,1 |
100,1 |
Гостиницы и рестораны |
108,0 |
109,2 |
86,7 |
101,7 |
102,3 |
101,4 |
101,9 |
Транспорт и связь |
107,5 |
106,4 |
95,4 |
103,2 |
105,4 |
102,3 |
103,6 |
Операции с недвижимым имуществом, аренда, ,предоставление услуг |
117,1 |
107,5 |
97,5 |
104,0 |
99,6 |
103,9 |
101,8 |
Табл.1 Индексы производительности труда в экономике Российской Федерации
Согласно данным табл.1, можно сделать вывод о том, что наиболее высокие индексы производительности в 2014г. в таких отраслях, как обрабатывающие производства, строительство, производство и распределение электроэнергии, газа и воды, операции с недвижимым имуществом, гостиницы и рестораны. Это свидетельствует о том, что в современной экономической ситуации эти отрасли достигают наибольшего процветания. Другие же отрасли нуждаются в реформирование и инновациях, а так же в притоке новых кадров
Рис.1 Валовой внутренний продукт; Валовой региональный продукт Калужской области
По прогнозам специалистов, в 2015 году будет наблюдаться спад экономике, аналогичный 2008-2009 годам (это связанно с введение санкций, прямых и ответных) (рис.1). В связи с этим возникала огромная потребность в собственном производстве, как промышленного направления, так и сельскохозяйственного. Этот фактор выдвинул на первый план проблему нехватки квалифицированных кадров.[1]
Рис.2 Потребность организаций в работниках для замещения вакантных мест 2014г.
Анализируя рис.2, можно заметить, что наибольшая необходимость в квалифицированных специалистах прослеживается в обрабатывающих производствах, производствах минеральных и не минеральных продуктов. В настоящее время страна нуждается в тех, кто сможет понять реальный сектор экономики. Это говорит о том, что на государственном уровне стоит непосредственная задача подготовки технических специалистов: конструкторы, инженеры, технологи и тд.
Ежегодно российские вузы выпускают десятки тысяч молодых специалистов. Однако открытые вакансии, соответствующие специальностям молодёжи с высшим образованием, почему-то так и остаются незакрытыми. По последним данным Росстата, в России больше половины выпускников высших учебных заведений (55 процентов) работают не по той специальности, которая значится у них в дипломе. А для некоторых профессий эта доля доходит до 70–90 процентов. Это связанно с тем, что большая часть выпускников не имела возможности получить практический опыт работы на производственных предприятиях, и вынуждена была искать работу в других сферах экономики. [3]
Тем не менее, можно говорить о том, что в последнее время государство начало проводить рациональную политику дифференцированного подхода выделения бюджетных мест на необходимые виды специальностей и направлений, увеличивая их количество на производственные кадры и уменьшая на специальностях подготовки работников банковской, управленческой сфер и юристов. В 2014 году около 350 тыс. граждан России поступало в высшие учебные заведения на 351 тыс. бюджетных мест. Расчетная стоимость обучения студента на бюджетной основе в 2014 году составила 112 тыс. рублей в год. Пятилетний курс обучения 350 тыс. студентов-бюджетников при неизменной расчетной стоимости годового обучения обойдется бюджету страны в 196 млрд. рублей.[2]
В Госдуму был внесен новый законопроект, в котором изменения коснутся ст. 11 Федерального закона «О высшем и послевузовском профессиональном образовании». В этом законопроекте, внесенном депутатом Госдумы от ЛДПР Сергеем Ивановым, абитуриенту предлагается заключать с вузом договор. Согласно ему, после окончания обучения молодой специалист должен отработать не менее двух лет по специальности в местности, куда направит вуз. Депутат подчеркивает, что возможность распределения после вуза позволит молодежи не просто получить образование, но и иметь гарантию в трудоустройстве после обучения. Он уверен, что его инициатива очень полезна и будет поддержана на самом высшем уровне. — Сейчас государство тратит миллиарды рублей на обучение студентов, которые потом работают либо не по специальности, либо не там, где государству хотелось бы закрыть кадровый дефицит, — заявил Сергей Иванов.[5]
Но этих мер, безусловно, пока еще не достаточно для заполнения кадрового провала реального сектора экономики. Так как проблема трудоустройства молодых специалистов носит комплексный характер, для ее устранения необходима активная политика в трех сферах: государственное регулирование, бизнес в средних и крупных предприятий, а так же реформы в сфере высшего образования. Опираясь на все выше изложенное, можно констатировать то, что решить проблему кадрового провала станет возможно только при активном взаимодействии государства, работодателя и ВУЗов.
В связи с этим, можно предложить, на государственном уровне:
- Усилить контроль за распределением бюджетных мест в ВУЗах, готовящих специалистов по разным отраслям экономики.
- Повысить количество целевых мест в ВУЗах, усилить связь между ВУЗом и потенциальным работодателем. Это способствует снижению финансовых затрат государства, связанных с обеспечением студентов-бюджетников и «потенциальных безработных».
- Рассмотреть возможность внедрения системы распределения выпускников (законопроект, внесенный депутатом Госдумы от ЛДПР Сергеем Ивановым) бюджетных мест в те сферы экономики, где прослеживается проблема нехватки квалифицированных кадров.
- Обеспечить интерес потенциальных работодателей к трудоустройству молодых специалистов с предоставлением определенных льгот или субсидий.
На уровне администрации вузов:
- Рассмотреть возможность привлечения высококвалифицированных преподавателей.
- Предоставить условия для развития научной работы студентов в области инноваций и информационного прогресса.
- Наладить близкий контакт с потенциальными работодателями. Предоставлять возможность студентам не только обучатся, но и участвовать производственной деятельности предприятий, соответствующей выбранной специальности.
Из выше приведенных фактов, следует то, что ВУЗы и работодатели должны находится в постоянном и тесном контакте. Предприятия должны предоставлять студентам возможность участвовать в производственной деятельности, проходить производственную практику. Это способствует плодотворному «выращиванию» профессиональных кадров.
На уровне потенциальных работодателей:.
- Принимать непосредственное участие в научной работе ВУЗов для внедрение научных инноваций в свой производственный процесс.
- Предоставить возможность студентам не только работать на своем производстве, но и постоянно повышать свой профессиональный уровень.
- Обеспечить возможность студентам проходить производственные практики и стажировки непосредственно на производстве, по возможности с первого курса обучения
При правильном сотрудничестве государства, работодателей и ВУЗов можно добиться прогрессивных результатов в решении такой сложной проблемы, как дефицит квалифицированных кадров в реальном секторе экономики.