Сетевое издание
Международный студенческий научный вестник
ISSN 2409-529X

SYSTEMATIC APPROACH TO EDUCATION IN RUSSIA AS THE FOUNDATION OF PROFESSIONAL STAFF OF "HIGH ADDED VALUE"

Kuznetsova Yu.I. 1
1 Kaluga Branch of Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration
The current state of the Russian economy has put forward for review a number of critical issues, the solution of which depends on the further future of the national production. The main factor that contributes to the gradual development of the real economy, is a high added value. It can provide highly qualified young cadres. Government policy is aimed at the financing of budget places demanded the Russian economy. But these measures are not enough. About 55% of graduates are not working in their specialty, which is listed in their diploma. This article describes the main ways to solve skills shortages in the real economy. The essence of the solutions lies in the productive interaction of the state, potential employers and universities.
Real economy
lack of personnel
GDP
high value-added
specialty
potential employer
university
budget places
1. Kuznetsova YI "Bellum Sanctions - satus puncto pro accelerans adeptio Indicatores cibum securitatem terra" / Electronic scientific ephemeride "International Praeco Discipulus Scientific», №1 pro MMXV
2. Olga Morozova, Dolgopolov AF System-synergetic aditus ad invigilandum, cibum securitatem terra. Scientific ephemeride "Basic research», - № 4.- 2015.- p. 234-238.
3. Crickets Frenkel, Morozova OV Staff moderni potentia Russia - clavem patriae potestatis. "Acta applicata basic research"
№4 (part II), MMXV s.247-249.
4. http://www.gks.ru/- Federal State Statistics Service
5. http://izvestia.ru/ - of "Izvestia", October III, MMXII, Svetlana Subbotina "Civitas Duma revertar distributio alumni post graduatio"

Ни для кого не секрет, что для того, чтобы «поднять» национальную экономику, страна должна производить высокую добавочную стоимость, которую могут производить, в основном, наукоемкие производства. Какую ситуацию в современных условиях хозяйствования экономики РФ мы наблюдаем сегодня?

Отрасль экономики

2007

2008

2009

2010

2011

2012

2013

Рыболовство, рыбоводство

103,2

95,4

106,3

97,0

103,5

103,8

103,2

Добыча полезных ископаемых

103,1

100,9

108,5

104,3

102,7

100,0

96,9

Обрабатывающие производства

108,4

102,6

95,9

105,2

105,6

103,1

105,5

Производство и распределение электроэнергии, газа и воды

97,5

102,1

96,3

103,0

99,8

100,8

99,2

Строительство

112,8

109,1

94,4

99,6

105,2

100,2

98,3

Оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования

104,8

108,1

99,0

103,6

101,9

102,1

100,1

Гостиницы и рестораны

108,0

109,2

86,7

101,7

102,3

101,4

101,9

Транспорт и связь

107,5

106,4

95,4

103,2

105,4

102,3

103,6

Операции с недвижимым имуществом, аренда, ,предоставление услуг

117,1

107,5

97,5

104,0

99,6

103,9

101,8

Табл.1 Индексы производительности труда в экономике Российской Федерации

Согласно данным табл.1, можно сделать вывод о том, что наиболее высокие индексы производительности в 2014г. в таких отраслях, как обрабатывающие производства, строительство, производство и распределение электроэнергии, газа и воды, операции с недвижимым имуществом, гостиницы и рестораны. Это свидетельствует о том, что в современной экономической ситуации эти отрасли достигают наибольшего процветания. Другие же отрасли нуждаются в реформирование и инновациях, а так же в притоке новых кадров

Рис.1 Валовой внутренний продукт; Валовой региональный продукт Калужской области

 

По прогнозам специалистов, в 2015 году будет наблюдаться спад экономике, аналогичный 2008-2009 годам (это связанно с введение санкций, прямых и ответных) (рис.1). В связи с этим возникала огромная потребность в собственном производстве, как промышленного направления, так и сельскохозяйственного. Этот фактор выдвинул на первый план проблему нехватки квалифицированных кадров.[1]

Рис.2 Потребность организаций в работниках для замещения вакантных мест 2014г.

Анализируя рис.2, можно заметить, что наибольшая необходимость в квалифицированных специалистах прослеживается в обрабатывающих производствах, производствах минеральных и не минеральных продуктов. В настоящее время страна нуждается в тех, кто сможет понять реальный сектор экономики. Это говорит о том, что на государственном уровне стоит непосредственная задача подготовки технических специалистов: конструкторы, инженеры, технологи и тд.

Ежегодно российские вузы выпускают десятки тысяч молодых специалистов. Однако открытые вакансии, соответствующие специальностям молодёжи с высшим образованием, почему-то так и остаются незакрытыми. По последним данным Росстата, в России больше половины выпускников высших учебных заведений (55 процентов) работают не по той специальности, которая значится у них в дипломе. А для некоторых профессий эта доля доходит до 70–90 процентов. Это связанно с тем, что большая часть выпускников не имела возможности получить практический опыт работы на производственных предприятиях, и вынуждена была искать работу в других сферах экономики. [3]

Тем не менее, можно говорить о том, что в последнее время государство начало проводить рациональную политику дифференцированного подхода выделения бюджетных мест на необходимые виды специальностей и направлений, увеличивая их количество на производственные кадры и уменьшая на специальностях подготовки работников банковской, управленческой сфер и юристов. В 2014 году около 350 тыс. граждан России поступало в высшие учебные заведения на 351 тыс. бюджетных мест. Расчетная стоимость обучения студента на бюджетной основе в 2014 году составила 112 тыс. рублей в год. Пятилетний курс обучения 350 тыс. студентов-бюджетников при неизменной расчетной стоимости годового обучения обойдется бюджету страны в 196 млрд. рублей.[2]

В Госдуму был внесен новый законопроект, в котором изменения коснутся ст. 11 Федерального закона «О высшем и послевузовском профессиональном образовании». В этом законопроекте, внесенном депутатом Госдумы от ЛДПР Сергеем Ивановым, абитуриенту предлагается заключать с вузом договор. Согласно ему, после окончания обучения молодой специалист должен отработать не менее двух лет по специальности в местности, куда направит вуз. Депутат подчеркивает, что возможность распределения после вуза позволит молодежи не просто получить образование, но и иметь гарантию в трудоустройстве после обучения. Он уверен, что его инициатива очень полезна и будет поддержана на самом высшем уровне. — Сейчас государство тратит миллиарды рублей на обучение студентов, которые потом работают либо не по специальности, либо не там, где государству хотелось бы закрыть кадровый дефицит, — заявил Сергей Иванов.[5]

Но этих мер, безусловно, пока еще не достаточно для заполнения кадрового провала реального сектора экономики. Так как проблема трудоустройства молодых специалистов носит комплексный характер, для ее устранения необходима активная политика в трех сферах: государственное регулирование, бизнес в средних и крупных предприятий, а так же реформы в сфере высшего образования. Опираясь на все выше изложенное, можно констатировать то, что решить проблему кадрового провала станет возможно только при активном взаимодействии государства, работодателя и ВУЗов.

В связи с этим, можно предложить, на государственном уровне:

  • Усилить контроль за распределением бюджетных мест в ВУЗах, готовящих специалистов по разным отраслям экономики.
  • Повысить количество целевых мест в ВУЗах, усилить связь между ВУЗом и потенциальным работодателем. Это способствует снижению финансовых затрат государства, связанных с обеспечением студентов-бюджетников и «потенциальных безработных».
  • Рассмотреть возможность внедрения системы распределения выпускников (законопроект, внесенный депутатом Госдумы от ЛДПР Сергеем Ивановым) бюджетных мест в те сферы экономики, где прослеживается проблема нехватки квалифицированных кадров.
  • Обеспечить интерес потенциальных работодателей к трудоустройству молодых специалистов с предоставлением определенных льгот или субсидий.

На уровне администрации вузов:

  • Рассмотреть возможность привлечения высококвалифицированных преподавателей.
  • Предоставить условия для развития научной работы студентов в области инноваций и информационного прогресса.
  • Наладить близкий контакт с потенциальными работодателями. Предоставлять возможность студентам не только обучатся, но и участвовать производственной деятельности предприятий, соответствующей выбранной специальности.

Из выше приведенных фактов, следует то, что ВУЗы и работодатели должны находится в постоянном и тесном контакте. Предприятия должны предоставлять студентам возможность участвовать в производственной деятельности, проходить производственную практику. Это способствует плодотворному «выращиванию» профессиональных кадров.

На уровне потенциальных работодателей:.

  • Принимать непосредственное участие в научной работе ВУЗов для внедрение научных инноваций в свой производственный процесс.
  • Предоставить возможность студентам не только работать на своем производстве, но и постоянно повышать свой профессиональный уровень.
  • Обеспечить возможность студентам проходить производственные практики и стажировки непосредственно на производстве, по возможности с первого курса обучения

При правильном сотрудничестве государства, работодателей и ВУЗов можно добиться прогрессивных результатов в решении такой сложной проблемы, как дефицит квалифицированных кадров в реальном секторе экономики.