Сетевое издание
Международный студенческий научный вестник
ISSN 2409-529X

EXPERIENCE INCOMPLETENESS OF PREGNANCY (ABORTION) AS A FACTOR OF TRANSFORMATION EXISTENTIAL SPHERE OF PREGNANT WOMEN

Blyum A.I. 1, 1 Lushnikova D.D. 1 Shuvaeva T.I. 1
1 Kursk state medical university
In modern society, one of the most acute problems is the abortion. Abortion has both physical and psychological consequences of a negative character. That is why in this article the problem of the impact of abortion on the mental sphere of women, namely, its existential dimension. Also, it was nominated and confirmed the hypothesis that the experience of abortion, creating a specific social situation affects the scope of existential questions in a woman´s life is about to become a mother. Women with experience incomplete pregnancy, expecting a baby, will be more focused on existential issues than women without the negative experience in the same position.
pregnancy
abortion
existential sphere
experience incomplete pregnancy
Проблемы аборта представляют собой довольно изученную тему, в то время как психологические аспекты искусственного прерывания беременности остаются малоизученными. По этой причине исследования, направленные на изучение психологических последствий аборта, в настоящее время являются актуальными.

Целью данной работы стало изучение влияния опыта аборта на экзистенциальную сферу женщины, собирающейся стать матерью.

Экзистенциальную сферу человека наполняют его ценности, смысл жизни, чувство ответственности и свободы принимать самостоятельные решения и быть творцом своего жизненного пути. Одним из основных процессов, лежащих в основе экзистенциальной сферы, является поиск смысла; смысл невозможно выдумать или создать, необходим самостоятельный поиск человеком; правильность осуществления смысла жизни зависит от конкретной ситуации и конкретного индивида в пределах реальных условий каждодневного его существования, в пределах области ответственности каждого отдельного человека.

Причин аборта может быть много, но вот что происходит в психологической сфере женщин, с осмыслением собственной жизни женщин, имеющих опыт незавершённой беременности? Имеет ли аборт негативное психологическое влияние? Размышляя над этими вопросами, мы приходим к выводу о том, что каждая из этих причин, а может и их совокупность, имеют место быть в экзистенциальном выборе беременных женщин.

Предметом нашего исследования выступает трансформация экзистенциальной сферы беременных женщин, имеющих опыт аборта.

Вопрос о смысле жизни возникает не только в период созревания, он может быть обусловлен и преподнесен судьбой - например, каким-нибудь потрясением или переживанием [7]. Такой вопрос встаёт и перед женщиной, узнавшей о своей беременности. Быть или не быть матерью женщина решает самостоятельно. Подарить жизнь ребёнку - это ответственный шаг, но не все готовы к нему. Узнав, что беременна, не все женщины испытывают чувство радости. Напротив, представляя все особенности пребывания в состоянии беременности, а позже и жизни, в которой появится человек, за которого придётся нести ответственность, который будет требовать к себе много внимания, затрат психологических, физических и материальных, женщины испытывают страх перед этими предстоящими трудностями, а если ребёнок нежеланный, то все эти представления пугают женщин ещё больше. Также к данным переживаниям прибавится и страх за свою карьеру, которой современные женщины дорожат. Все эти пугающие мысли препятствуют женщине породить в себе чувство материнской любви к своему ребёнку. Вот как описывает Э. Фромм материнскую любовь: «Переживание любимости матерью - пассивное чувство. Мне ничего не надо делать для того, чтобы быть любимым, - материнская любовь безусловна. Все, что от меня требуется, - это быть - быть ее ребенком. Но есть и негативная сторона в этой «гарантированной» любви. Ее не только не нужно заслуживать, но ее и нельзя добиться, тем более контролировать. Если она есть, то она равна блаженству, если же ее нет, это все равно как если бы все прекрасное ушло из жизни - и ничего нельзя сделать, чтобы эту любовь искусственно создать» [8]. Не справившись со своим страхом на определённом этапе своей жизни, многие женщины прибегают к искусственному прерыванию беременности - аборту. Среди этих женщин имеются такие, которые по тем или иным причинам вообще не хотят иметь детей, но есть и те, которые считают, что беременность просто несвоевременна, и что пока необходимо отсрочить появление ребёнка путём аборта. Решившись на аборт, женщины со временем сталкиваются с психологическими последствиями аборта, которые получили название «постабортный синдром» [4]. Постабортный синдром - это серьезный и очень тяжелый психологический кризис, который имеет как полюс опасностей для жизни, здоровья, дальнейшего благополучия, так и полюс ограничения возможностей и личностного роста. Женщины, искусственно прервавшие беременность, сразу после аборта или через некоторое время начинают испытывать сильную душевную боль и чувство вины. Женщины становятся раздражительными, агрессивными или замкнутыми. Такое поведение со временем может перейти в депрессию с самыми тяжелыми ее проявлениями и в очень сильные душевные расстройства [1].

Состояние беременности является особенным жизненным событием, однако если женщина уже однажды пребывала в этом состоянии и по собственному желанию прервала данный процесс, вторая беременность воспринимается совершенно иначе [2].

В нашем исследовании мы предполагаем, что опыт прерывания беременности, формируя специфическую социальную ситуацию, влияет на сферу экзистенциальных вопросов в жизни женщины, собирающейся стать матерью. По нашему мнению, событие аборта являлось критическим, психотравмирующим, влекущим за собой предрасположенность к самообвинению, чувство душевной боли, невосполнимой утраты.

Экспериментальное исследование проведено на базе родильного отделения Территориального Медицинского Объединения №4 г. Курска. В исследовании приняли участие беременные женщины, находящиеся на стационарном лечении.

В исследовании приняли участие 60 состоящих в браке женщин 22-27 лет, которые находились на втором или третьем триместре беременности и ожидали первого ребенка.

Для проверки гипотезы выборка испытуемых была разделена на две группы. Контрольную группу составили женщины, не имеющие опыта незавершенной беременности - 30 человек. В экспериментальную группу вошли женщины, имеющие опыт незавершенной беременности - 30 человек.

В исследовании были использованы следующие методы:

1. Архивный метод;

2. Наблюдение;

3. Тест «Смысложизненных ориентаций» Д.А. Леонтьева (СЖО)

Женщинам предлагалось оценить пары противоположных утверждений по степени их соответствия действительности от 1 до 3. Тест «СЖО» позволяет получить данные по 5 субшкалам: «Цели в жизни»; «Эмоциональная насыщенность жизни»; «Результативность жизни»; «Локус контроля - Я»; «Локус контроля - жизнь», а также общий показатель осмысленности жизни [5].

4. Проективная методика «Линия жизни» в адаптации Т. Д. Василенко.

Женщинам предлагалось на бланке со шкалой от +5 вверх и до -5 вниз изобразить «линию жизни», отмечая на ней события своей жизни (прошлого, настоящего и будущего), оценивая их при этом относительно предлагаемой шкалы. Оценивались показатели, отражающие переживание настоящего момента, площадь пространства прошлого на линии жизни, представленность прошлого и будущего на линии жизненного пути, а также качественный анализ событий жизненного пути. Методика «Линия жизни» позволяет изучить особенности ориентации женщины на события настоящего, прошлого и будущего, а также выявить особенности переживания настоящего [3].

В процессе обработки и интерпретации полученных результатов производили попарное сравнение контрольной и экспериментальной групп.

При статистической обработке результатов теста «Смысложизненных ориентаций» отмечаются значимые различия в уровне осмысленности жизни (p-level = 0,002255). Опыт незавершенной беременности, формируя специфическую социальную ситуацию в жизни женщины, влияет на изменение общего уровня осмысленности жизни. Общий уровень осмысленности жизни включает в себя наличие или отсутствие целей в будущем, интерес к жизни и удовлетворенность ею, представления о себе как об активной и сильной личности, самостоятельно принимающей решения и контролирующей свою жизнь. Смысловая сфера беременных с опытом аборта характеризуется наличием четких целей в будущем, которые придают жизни осмысленность, процесс своей жизни женщины с опытом аборта воспринимают как интересный, эмоционально насыщенный и наполненный смыслом. Женщины без негативного опыта аборта впервые сталкиваются с резкими изменениями их повседневной жизни в связи с новостью о беременности. Таким женщинам приходится впервые переживать изменения в своем теле такого рода, примерять на себя новую роль - заботливой матери, принимать решение нести ответственность за жизнь нового человека. В связи с этим женщинам без негативного опыта прерывания беременности свойственны менее четкие цели и несколько размытая временная перспектива, меньшая удовлетворенность жизнью.

Полученные данные по шкале «Цели» (p-level = 0,00143) свидетельствуют о том, что беременным женщинам с опытом незавершённой беременности (абортом) в отличие от беременных без негативного опыта, свойственно наличие в жизни определенных и более четких целей в будущем, которые придают их жизни направленность и временную перспективу. Однажды лишив себя возможности материнства, вновь беременные женщины с опытом аборта пересматривают свои жизненные планы и перспективы. Вынашивание и рождение ребенка становится более осознанным процессом, который, создавая новую социальную роль, приобретает особое значение в жизни женщины. Беременность занимает ведущее положение в иерархии смыслов, она личностно значима для женщины и тем самым, определяет жизненные цели и перспективу.

В результате статистической обработки с достоверным уровнем значимости (p-level = 0,000077) отмечаются значимые по шкале «Процесс», что свидетельствует о том, что женщины с опытом аборта в анамнезе воспринимают процесс своей жизни как интересный, эмоционально насыщенный и наполненный смыслом. Новость о повторной беременности вызывает положительные эмоциональные переживания, т.к. женщины часто испытывают чувство вины за совершенный аборт и страх невозможности иметь ребенка в будущем. В этом контексте беременность как событие их жизни также приобретает большую значимость, что связано с построением особых отношений между матерью и будущим ребёнком. Отсюда вытекает и большая удовлетворенность собственной жизнью у женщин с опытом аборта, что подтверждают данные по шкале «Результат» (p-level = 0,02969). Женщины с опытом аборта удовлетворены возможностью испытать счастье материнства и исправить ошибки прошлого, подарив жизнь малышу. Личный опыт этих женщин содержит в себе очень сложную травмирующую ситуацию аборта, в связи с этим уровень осмысленности и насыщенности событиями жизни выше, чем у женщин без негативного опыта.

Данные по шкале «Локус контроля - Я» (p-level = 0,000351) свидетельствуют о представлении женщин с опытом аборта о себе как об ответственной личности, обладающей свободой принимать самостоятельные решения и быть творцом своего жизненного пути. Приняв однажды судьбоносное решение прервать беременность, женщины с опытом аборта впоследствии осознают ценность каждого личностного выбора и понимают, что их жизнь зависит исключительно от них самих.

Значимые различия по шкале «Локус контроля - Жизнь» (p-level = 0,004688) свидетельствуют о том, что беременным женщинам с опытом незавершённой беременности (абортом) свойственно принимать самостоятельные решения и считать, что они сами контролируют свою жизнь, т.к. имеют опыт ответственного личностного выбора. Беременные женщины без негативного опыта считают, что жизнь человека, менее подвластна собственному контролю, что свобода выбора не всегда имеет место быть.

При проведении анализа по методике «Линия жизни» мы отмечаем, что присутствуют значимые различия в оценке настоящего момента. Для женщин с опытом аборта установка на настоящее рассматривается как нейтральная, женщины представляют свое будущее, более суженным, чем женщины без опыта незавершенной беременности. События прошлого воспринимаются негативнее, присутствует их обесценивание. Для женщин, без негативного опыта в анамнезе характерна позитивная оценка настоящего момента. Они прибывают в состоянии позитивной реконструкции будущего, оно представляется определенным, будущие цели сосредоточены на рождении и воспитании ребенка.

Рассматривая контекст событий жизненного пути женщин, мы отмечаем различность по качественному и количественному характеру событий. Для женщин с незавершенным опытом беременности характерна направленность на сферу экзистенциальных проблем (p-level=0,000). Это объясняется тем, что, находясь перед выбором сохранить жизнь ребенку или отложить появление малыша на потом, женщина задумывается над вопросами факта и способа существования человека, ценности жизни, пересматривает свои приоритеты и возможности, сомневается в правильности своего решения. Однажды совершив аборт, женщина уже осознает, какие последствия он может нести за собой, как это может отразиться на ее жизни, взаимоотношениях с людьми и отношении к себе. Забеременев снова, женщины, имеющие в прошлом опыт аборта, вновь сталкивались с очень сложным экзистенциальным выбором повторить аборт - прервать жизнь ребенка, или же стать матерью - подарить новую жизнь. Событие аборта являлось критическим, психотравмирующим, влекущим за собой предрасположенность к самообвинению, чувство душевной боли, невосполнимой утраты. Таким образом, это объясняет факт сосредоточенности женщин имеющих опыт незавершенной беременности на проблемах экзистенциальной сферы.

У женщин без опыта незавершенной беременности наблюдается сосредоточенность на событиях, связанных с собственной семьей (p-level=0,005).

Женщины осознают значимость семейных отношений, супруг воспринимается не только как любимый мужчина, но и человек который подарил ей возможность материнства. Событие беременности совпадает по времени с событием вступления в брак, в данный момент происходит адаптация к совместной жизни, переход прежних отношений на новый уровень - собственной семьи, что проявляется в стремлении сформировать семейные правила и нормы, обсудить стиль семейного воспитания малыша.

Направленность на сферу здоровья превалирует у женщин без опыта незавершенной беременности. Женщины данной группы более погружены в интерпретацию физиологических проявлений данного состояния, отслеживают даже малейшие изменения в поведении малыша. Среди событий, связанных со здоровьем, женщины указывают периоды госпитализации, наличие хронических заболеваний.

На основе проведенного анализа можно сделать следующие выводы:

  1. Опыт незавершенной беременности влияет на изменение общего уровня осмысленности жизни. Смысловая сфера женщин с опытом незавершенной беременности характеризуется наличием более четких целей и перспектив, оптимистичного отношения к себе и интереса к жизни, а также осознанием возможности быть творцом своего жизненного пути. Женщинам без негативного опыта прерывания беременности свойственны несколько размытая временная перспектива, неопределенность целей, меньшая удовлетворенность жизнью.
  2. Направленность на будущее больше характерна для беременных женщин с опытом аборта, чем для беременных без негативного опыта. Беременность приобретает значение особого события в жизни женщины, определяя ее перспективу и жизненные цели. Установка на настоящее рассматривается как нейтральная; события прошлого воспринимаются как негативные
  3. Опыт аборта способствует увеличению удовлетворенности жизнью и восприятию ее как интересного и наполненного смыслом процесса. Женщины с опытом аборта высоко ценят возможность испытать счастье материнства, обнаруживая в этом личностный смысл, и исправить ошибки прошлого, подарив жизнь новому человеку. Для них характерно представление о себе как о личности, обладающей свободой контролировать свой жизненный путь и самостоятельно принимать личностно значимые решения. Женщины без негативного опыта убеждены, что не обладают достаточной свободой выбора, чтобы быть творцом своей жизни.
  4. Для женщин с незавершенным опытом беременности характерна направленность на сферу экзистенциальных проблем. Для женщин без опыта незавершенной беременности больше характерна сосредоточенность на событиях, связанных с семьей собственной, а также направленность на сферу здоровья.
  5. Опыт прерывания беременности (аборт), формируя специфическую социальную ситуацию, влияет на экзистенциальную сферу беременной женщины посредством расширения смысловых связей, переоценки ценностей, трансформации представлений о себе, актуализации проблемы ценности и качества жизни, увеличивая при этом уровень осмысленности и удовлетворенности жизнью.

Экзистенциальные вопросы всегда являются одними из самых сложных. А если речь идёт о здоровье, а тем более о жизни и не только своей, то серьёзность и сложность вопроса становятся острым углом для каждого человека. Делая выбор между тем, чтобы стать матерью или прервать беременность, многие женщины, к сожалению, выбирают второй вариант. Данный выбор впоследствии оказывает значительное влияние на экзистенциальную сферу жизни женщины, особенно в момент повторной беременности. Чувство вины за прошлый аборт служит стимулом для большей сосредоточенности женщины на будущем ребёнке. Но разве стоит однажды прервать беременность, чтобы по-настоящему оценить важность человеческой жизни?