Сетевое издание
Международный студенческий научный вестник
ISSN 2409-529X

STATUS AND PROSPECTS FORCES AND MEANS RSDM RUSSIA

Shklyaeva N.V. 1
1 Yurga Technological Institute (branch) of the Federal State Autonomous Educational Institution of Higher Education "National Research Tomsk Polytechnic University"
The article discusses the impact of emergencies on different spheres of life, changing climatic conditions, the threat of terrorism. Challenges and prospects for further development of the forces and means of emergency management with the main vectors of development in the "Concept of social and economic development of the country by 2020". Formation of a unified system of interaction between the state, society and the individual in matters of protection of natural and man-made - "triad individual, society and the state." Development and the formation of a common information management system that provides operational coordination and response forces and funds raised for the liquidation of emergency situations. Single technological chain of population and territories: Monitoring - Evaluation - response - interaction - effective assistance. The development of space monitoring with the use of Russian satellite systems, the use of GLONASS, system OKSION, development and introduction of modern methods of information through the Internet and television. Further training and professional personnel. Improvement of the educational process in educational institutions, the adoption of new standards, training and certification requirements for professionals, strengthen technological discipline. Creating a rescue complexes providing conduct rescue operations, real-time monitoring and information exchange. International cooperation in the framework of INSARAG Emergencies Ministry specialists are directly involved in the development of international standards for the training and equipping of rescuers, improving procedures for providing and receiving international assistance.
strength and resources RSDM
technosphere safety
Emergencies
Чрезвычайные ситуации в РФ оказывают существенное влияние на социальную и экономическую сферы жизни. Материальные потери составляют миллиарды рублей, гибнут тысячи человек, среди которых большое количество детей.

Специальным оснащением и навыками должна обладать пожарно-спасательная служба при борьбе с пожарами и обрушениями зданий. Должны планомерно разрабатываться меры по защите от хакерских атак на системы управления в чрезвычайных ситуациях.

Изменение природно-климатических условий, активизация сейсмических и геологических процессов приводит к увеличению частоты и масштабов бедствий. Техногенные катастрофы перерастают в природные. Увеличивается опасность переноса в различных средах загрязняющих и опасных веществ. Уменьшаются запасы природной питьевой воды.

Остается актуальной угроза терроризма. Подготовка сил и средств МЧС к действиям по ликвидации последствий терактов проводится с учетом возможного применения террористами радиоактивных, химических, биологических компонентов, а также с учетом специфики мест массового скопления людей, систем жизнеобеспечения, транспортных узлов во всех регионах РФ.

Для обеспечения безопасности человека необходимо определить задачи и перспективы дальнейшего развития МЧС. Основные векторы развития РФ сформулированы в «Концепции социально-экономического развития страны до 2020г.» Это расширение ресурсной базы экономики, транспортное обеспечение и развитие территорий Сибири и Дальнего Востока, развитие инновационных центров на Урале, Поволжье, юге России, расширение разносторонних отношений с мировыми сообществами и т.д. Все намеченные цели невозможны без совершенствования систем безопасности населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера. Основополагающими целями развития определены - снижение риска возникновения пожаров, различных чрезвычайных ситуаций, сокращение числа пострадавших и погибших при ЧС, а также предотвращение экономического ущерба от аварий, катастроф, стихийных бедствий.

Одним из важных аспектов развития МЧС РФ является формирование системы взаимодействия государства, общества и личности в вопросах защиты от ЧС природного и техногенного характера. Результаты деятельности органов управления МЧС и профессиональных спасателей, пожарных, совместная работа органов власти и органов местного самоуправления, волонтерское движение и поддержка населения при крупномасштабных ЧС доказали, что «триада - личности, общества и государства» необходима в преодолении разрушительных воздействий опасных природных, техногенных, социальных и других факторов. Современные условия требуют внедрение новой техники и технологий, усовершенствование систем мониторинга и защиты, совершенствование антикризисного управления, полного взаимодействия государственных, муниципальных и общественных добровольных организаций.

Федеральные органы исполнительной власти должны совместно решать системные вопросы гражданской обороны и защиты населения. Участие регионов (субъектов РФ) должно определяться приоритетом обеспечения безопасности жизнедеятельности населения, сохранения здоровья и жизни людей.

Разрабатывается и формируется общая информационно-управляющая система, обеспечивающая оперативное взаимодействие и реагирование сил и средств, привлекаемых для ликвидации ЧС природного характера, крупных пожаров, реагирования на угрозы военного времени.

Приоритетом должна стать единая технологическая цепочка защиты населения и территорий: мониторинг - оценка - реагирование - взаимодействие - эффективная помощь. В постоянно меняющихся условиях должна развиваться система мониторинга и прогнозирования, различные экспресс-методы выявления и диагностики опасностей. Сеть мониторинга должна быть оснащена технически и соответствовать нормативно-правовому плану. Для работы следует привлекать и готовить в Вузах квалифицированных специалистов.

В ближайшее время на вооружение подразделений МЧС поступят новые технологии, системы пожаротушения, средства связи, современная техника. Актуальны вопросы развития авиационной техники, методов ее применения, широкого внедрения малой авиации.

Создаются пожарно-спасательные комплексы, персонал которых способен реагировать на все виды и типы угроз. В перспективе создание единого органа надзора в области гражданской обороны, защиты населения от бедствий, пожарной и техногенной безопасности.

В ближайшем будущем планируется провести полномасштабный космический мониторинг с применением спутниковых систем разработанных российскими учеными. Это позволит контролировать опасные природные явления, следить за обстановкой в мировом океане и движением морских и речных судов, отслеживать возникновение цунами, перемещение транспортных средств, оснащенных навигационной спутниковой системой ГЛОНАСС, следить за радиационной обстановкой, водными биологическими ресурсами, выявлять крупные аварии и пожары.

Важным фактором является оповещение и информирование населения об угрозах ЧС. Наряду с системой ОКСИОН МЧС России совместно с МВД, ФСБ и Минтрансом проводят работы по внедрению системы защиты от ЧС, информирования и оповещения населения на транспорте. ОКСИОН будет совершенствоваться и развиваться, будут применены новейшие технологии и методы информирования. Разрабатываются новые методики использования различных видов коммуникаций - социальных сетей, блогосферы, смс-оповещения и др. Взаимное проникновение Интернета и телевидения, развитие телекоммуникационных и информационных технологий дает возможность проводить оповещение населения в кратчайшие сроки. Разрабатывается новая концепция информационной политики, где значительно расширен спектр пропагандистских, образовательных, информационных форм взаимодействия с населением.

В предстоящие годы уровень повышения квалификации и профессионализма кадров будет приоритетным направлением в развитии МЧС. В рамках проходящей реформы образования усовершенствуется учебный процесс в образовательных учреждениях обучающих по направлению Техносферная безопасность, предстоит решить вопрос повышения уровня квалификации управленческих кадров, готовить начальствующий состав оперативных подразделений, военно- и горноспасателей, пожарных, расширять их профессиональные возможности. Будут приняты новые стандарты, программы обучения и требований к аттестации специалистов, укрепления технологической дисциплины. Усилится надзор за состоянием важнейших объектов в энергетике, транспорте, ЖКХ.

Также обеспечение безопасности людей относится и к военизированным горноспасательным частям. Для создания эффективной системы реагирования на аварии проводится модернизация материально-технической базы ВГСЧ (военизированные горноспасательные части). В настоящее время в городе Новокузнецке Кемеровской области проводится работа по созданию и строительству Национального аэромобильного учебно-тренировочного спасательного центра. На базе данного центра планируется обучение горноспасателей с использованием современных технических средств и методов, а также будет размещен отряд быстрого реагирования, способный выдвинуться в кратчайший срок в район аварии.

Для обеспечения безопасности на водных объектах совершенствуется работа ГИМС (Государственная инспекция по маломерным суднам) МЧС. Проводится аттестация на правоведения спасательных работ. Упорядочиваются технические нормы обеспечения подразделений ГИМС, оснащаются новейшими плавсредствами, транспортом, средствами связи и экипировкой.

На территории РФ в крупных населенных центрах, создаются аварийно-спасательные комплексы, обеспечивающие проведение аварийно-спасательных работ, проводящие оперативный мониторинг и обмен информацией.

Важнейшим аспектом дальнейшего развития системы МЧС России является международное сотрудничество. В рамках ИНСАРАГ (международная консультативная группа по вопросам поиска и спасения) специалисты МЧС РФ будут принимать непосредственное участие в разработке международных стандартов подготовки и оснащения спасателей, совершенствования процедур предоставления и  приема международной помощи. При международном взаимодействии разрабатывается методология оперативного информационного обмена между кризисными центрами, тем самым обеспечивая построение эффективной глобальной системы координации и управления в чрезвычайных ситуациях. Первый пилотный проект такой международной сети кризисных центров создадут в регионе АТЭС (Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество).

С учетом наработок и возможностей МЧС РФ будет наращиваться международное сотрудничество в сфере службы мониторинга и прогнозирования ЧС и в высших учебных заведениях, осуществляющих подготовку специалистов в сфере гражданской защиты и пожарной безопасности. В настоящее время подготовка таких кадров ведется во многих Вузах РФ. Только в Академии ГПС (Государственная противопожарная служба) МВД России ежегодный выпуск 600 человек, на факультете ГПС В Университете МВД г.Санкт-Петербург выпуск 200 человек, в г.Иркутске Восточно-Сибирского института МВД России более 100 чел. В различных филиалах Академии ГПС МВД России ежегодный выпуск специалистов не менее 1000 человек. Юргинский технологический институт ежегодно выпускает более 60 специалистов в области Техносферной безопасности.

Тенденция государственного управления с передачей полномочий субъектам РФ, модернизация и оптимизация всех структур МЧС России, реализация соответствующих антикризисных программ гарантирует надежную и эффективную базу для выявления и решения задач местного и глобального характера. Еще многое предстоит сделать для совершенствования деятельности МЧС на разных уровнях управления, но самое важное сосредоточится на решении приоритетных задач по принципу «единой команды», где каждый специалист умеет грамотно и квалифицированно решать поставленные задачи, тем самым обеспечивать сохранность здоровья и жизни людей.