Сетевое издание
Международный студенческий научный вестник
ISSN 2409-529X

“EX-THIRD WORLD” COUNTRIES IN THE AGE OF GLOBALIZATION (THE CASE OF INDIA)

Krut V.G. 1
1 Saratov State University
Globalization has uneven impact on countries and regions of the world. It is most distinctly seen in the world-system theory of Immanuel Wallerstein who singled out the core countries, the semi-periphery and the periphery countries. India which not long ago was considered one of the so-called "third world" countries is an interesting example. Now within the country there is still a huge number of problems from which poverty and a social inequality are especially distinguished. Despite it, Indian economy is intensively developing. The country has considerable authority not only in Southern Asia, but also on the world scene. It is a participant of such international structures as the UN, G20, WTO, SAARC, the Commonwealth of Nations, BRICS, and can shortly become a full member of the SCO.
an economic situation
democracy
"ex-third world" countries
globalization
India
Глобализация оказывает неравномерное воздействие на страны и регионы. Современная глобальная мир-система, согласно концепции Иммануила Валлерстайна, включает три типа государств: развитые государства «ядра», наименее развитые государства периферии и занимающие промежуточное положение полупериферийные государства [7]. Основные выгоды от глобализации получает лишь первая группа.

Индия долгое время относилась к наименее развитым странам. Но в последнее десятилетие самая большая демократия в мире значительно укрепила свои позиции на международной арене [4]. В своей работе мне бы хотелось осветить те аспекты, в которых Индия особо выделяется среди других государств бывшего «третьего мира».

Как уже было озвучено, Индия - самое большое демократическое государство в мире. Хотя многие ее демократические институты, включая парламент, обязаны своим происхождением Великобритании, способы общественного управления и контроля с незапамятных времен остаются исконно индийскими [2]. Еще в ведическую эпоху в Индии существовал институт ассамблеи, участники которого выбирали царя. Общественная ассоциация, на которую была возложена ответственность за управление столицей, называлась городским советом. По всем правовым вопросам он испрашивал одобрение народа. На нижнем уровне функции управления принадлежали деревенским советам. Для решения того или иного вопроса чаще всего созывали сходы. О традиции их проведения говорилось еще в Ведах. Многие из названных институтов сохранились до настоящего времени, претерпев лишь изменения, отвечающие современным потребностям. В этом смысле уходящая своими корнями в культуру и обычаи прошлого индийская демократия являет собой образец жизнестойкости. По словам  известного историка и политолога Уилла Дьюранта, Индия - прародина демократии.

Форма правления зависит от прочности традиции всеобщего избирательного права. Великобритании понадобилось более 100 лет для того, чтобы ввести его, индийская же конституция сразу предоставила такое право всем гражданам страны. Конечно, это был достаточно рискованный шаг, если учесть, что миллионы людей жили под гнетом нищеты, отсталости и неграмотности. Но это был и акт доверия. Индийский избиратель оправдал доверие: на всех выборах, проводившихся с тех пор в стране, он демонстрировал исключительно высокое политическое сознание и зрелость [2].

Несмотря на наличие испытанных временем демократических традиций, Индия осуществила ряд мер, направленных на усовершенствование своих институтов. Недавно, например, был понижен возрастной ценз избирателей с 21 до 18 лет, чтобы расширить участие молодежи в выборах [3]. Среди обсуждаемых в настоящее время мер - уменьшение размеров избирательных округов. Поскольку расширить количество депутатских мест в Народной палате не представляется возможным, необходимо, вероятно, провести реорганизацию, которая обеспечила бы представительство по языковому, общинному и другим признакам и позволила депутатам парламента поддерживать более тесные связи с избирателями. До сих пор в больших штатах им это не всегда удавалось. Децентрализация власти - еще одна из проблем, которой на протяжении длительного времени занимается правительство [3].

В то же время, невзирая на успехи в структурировании внутриполитической жизни, Индия является одной из стран, где процветает бедность. За последние годы условия жизни в беднейших регионах развивающихся стран не улучшились, а, напротив, ухудшились. Подсчитано, что в 2011 году в развивающихся странах в условиях глубокой бедности жило 1,8 млрд. человек - почти четверть мирового населения [1]. Примерно половина бедняков приходится на Южную Азию. Крайние формы бедности характерны в основном для сельских районов, хотя миллионы бедняков живут и в городах. Недостаточное и некачественное питание, отсутствие образования, низкая продолжительность жизни и тяжелые жилищные условия - эти проблемы острее всего стоят в сельской местности. Значительная часть бедняков приходится на районы, где не хватает пахотных земель, производительность сельскохозяйственного труда низка и часты засухи или наводнения. Женщины обычно находятся в более неблагоприятном положении, чем мужчины. Они сталкиваются с массой таких культурных, социальных и экономических проблем, которые неизвестны даже самым обездоленным мужчинам. Продолжительность их рабочего дня, как правило, больше, а заработки (если они вообще работают) ниже.

Резкий контраст с описанными выше фактами составляет жизнь богатых индийцев. Во время глобального финансового кризиса 2008-2009 годов, когда многие страдали от финансовых затруднений, в большинстве стран наблюдалось увеличение числа долларовых миллиардеров [1]. Число «лиц, имеющих значительный собственный капитал» в Индии за последние годы почти удвоилось, согласно данным Capgemini and Merrill Lynch Wealth Management. В 2008-2009 годах в Индии было 84 тысячи таких собственников. К 2014 году их число выросло на 50 %  - наибольший прирост из всех стран. В посткризисный 2010 год в мировом списке долларовых миллиардеров Индия занимала третье место - 69 человек, после Китая (128) и США (403). За доказательствами их богатства далеко ходить не надо: в Мумбаи выросло большое количество небоскребов. Для богатых жителей чем выше, тем лучше, это отдаляет их от реальной Индии внизу - железнодорожных путей, малоэтажного жилья, плотного потока машин и 55 % городского населения, живущего в трущобах. Застройщики считают, что каждый год Мумбаи может вбирать от 30 до 40 тысяч домов ценовой категории более миллиона долларов.

Такое богатство не остается незамеченным. В Великобритании люди подвергают сомнению решение продолжить оказывать ежегодную помощь индийцам в размере примерно 500 млн. фунтов стерлингов, что делает Индию крупнейшим получателем британской помощи [1]. Многие рядовые британцы задаются вопросом, справедлива ли передача этих сумм от британских налогоплательщиков стране, которая может похвастаться таким богатством, хотя и весьма сконцентрированным.

Наиболее убийственный комментарий по поводу Индии дал французский писатель Доминик Лапьер, чей авторский гонорар за книгу «Город радости» был передан на финансирование программ для неимущих в Индии. Он был поражен жадностью и коррупцией, с которыми ему пришлось столкнуться. Несколько лет назад Лапьер создал в Дели доверительный фонд, предоставляющий сертификат на освобождение от налогов для пожертвований. Не скрывая разочарования, он отмечает, что фонд так и не получил никаких средств от влиятельных индийцев, которые не спешат помогать своим бедным землякам.

Согласно оценке консалтинговой фирмы Bain, пожертвования на благотворительность составляют 0,6 % от ВВП Индии. Это не очень много, если сравнивать, например, с пожертвованиями США и Великобритании, но лучше, чем у других развивающихся стран, например, Бразилии и Китая. В Индии размер пожертвований не становится больше с ростом доходов и уровня образования. Более того, размер пожертвований, выраженный в процентах от дохода на семью, даже уменьшается. Но все это не означает, что благотворительность в Индии отсутствует. Ярким примером является дар Винета Найяра размером почти 7 млн. долларов фонду социального обеспечения Essel. Рохини Нилекани за много лет пожертвовала 40 млн. долларов на различные задачи, связанные с искоренением причин социальных проблем, а не только их симптомов. Ее самый большой взнос был в фонд Arghyam в Бангалоре, содействующий применению чистой воды и правил гигиены и имеющий свои проекты в 800 деревнях [6].

Однако пожертвованиями проблему бедности в Индии не искоренить. Для этого необходимы такие меры, как правильная перераспределяющая система налогообложения, эффективное социальное обеспечение и т.д. В то же время все не так уж плохо. Например, авторы доклада «Глобальные тенденции-2030: альтернативные миры» [5] пришли к выводу, в развивающихся  странах размеры среднего класса увеличатся как в процентном соотношении, так и в абсолютном. Соответственно, изменится и структура глобального потребления. Если в наше время по глобальному потреблению товаров и услуг лидируют средние классы Европейского Союза, Соединенных Штатов Америки и Японии, то в будущем картина станет прямо противоположной - на долю ЕС и США останется всего около 15 % мирового потребления; Китай, Индия и другие азиатские страны станут потреблять более 70 % производимых в мире товаров и услуг. При этом в долгосрочной перспективе Индия даже обгонит Китай.

Что касается международных контактов, то Индия - участник таких международных объединений, как ООН, G20, ВТО, входит в СААРК и Содружество наций, является страной-наблюдателем в ШОС, а в июле 2015 года планируется вступление Индии в ряды полноправных членов этой организации. Важную роль играет развитие контактов с партнерами по БРИКС. В 2010 году индийский премьер-министр Манмохан Сингх  заявил, что «мы представляем... страны со значительными природными ресурсами, огромным населением... Мы стремимся обеспечить быстрый рост, как собственных экономик, так и экономики той среды, которая окружает нас». Особенно Индия заинтересована в преодолении имеющихся разногласий и укреплении сотрудничества с Китаем, чей рынок является ведущим для азиатских стран, находящихся на стадии индустриализации.

Итак, в настоящее время Индия является развивающейся страной. Упомянутые выше аспекты особо выделяют ее среди стран бывшего «третьего мира». Индия уже обладает определенным авторитетом, не только в своем регионе, но и в глобальном масштабе, и индийское руководство это прекрасно осознает. Осталось только подождать, когда будут пройдены основные стадии укрепления международного авторитета, чтобы цивилизация, раскинутая по берегам Инда и Ганга, стала одним из полюсов мировой политики, экономики и культуры.