Сетевое издание
Международный студенческий научный вестник
ISSN 2409-529X

«THE POOREST – IS THE ONE WHO DOES NOT KNOW HOW TO USE THOSE THAN HAS» K. P. BUAST

Dubrova A.N. 1
1 Bashkir State University
The article deals with the spiritual, aesthetic poverty of a person. The evaluation of the social value orientations and their transformation influenced by outer conditions that leads to the altering of such ideas as goodness, generosity, honesty and duty. French lexicographer KP Buast in its statement raises not only the problem of poverty itself as such, but attempts to look into the root causes of its occurrence. It discloses not only the material as spiritual, ethical content of this phenomenon. Locution KP Buast we understand much wider than the author himself. Perhaps KP Buast who lived in the epoch of the French Revolution, the Enlightenment meant that the poorest - is the one who does not know how to use their personal freedom. From all the above, we can conclude that today in our complex, changing world, people are poor not only because of the inability to enjoy freedom, but also the inability to appreciate what we granted in life and giving us the opportunity to use and benefit .
needs
spiritual values
freedom
wealth
Poverty
Французский лексикограф К.П. Буаст в своем высказывании поднимает не просто саму проблему бедности как таковую, а пытается заглянуть в глубинные причины ее возникновения. Раскрывает не столько материальное, сколько духовное, этическое содержание данного феномена.

Данная проблема многогранна. С одной стороны, бедность рассматривается как социокультурное явление, которое характеризуется особым образом и стилем жизни, когда индивиды или социальная группа неспособны удовлетворить первичные физиологические потребности. С другой стороны, с экономической точки зрения, бедность - это состояние, при котором основные потребности индивида превышают имеющиеся средства их удовлетворения. Уровень бедности - доля населения с доходом, ниже установленного правительством уровня, граничащего с бедностью.[2]

В высказывании К.П. Буаста бедность понимается не как материальная обеспеченность. Понятие «бедность» основано на духовной основе. Мы так же уверенны, что современный человек беден в первую очередь духовно, моральные нормы для него не столь значимы, как для его предков.

Сегодня, нам предоставлены большие возможности и свобода личностного развития, многие товары можно приобрести в магазине. Современный человек жалуется на то, что у него чего-то недостаточно: нет денег, нет времени, не хватает любви и внимания, не устраивает город, страна... Жизнь человека становится стремительной, его захватывает «жажда скорости и новых ощущений». Его «бросает» то в одну сторону, то в другую, и совершенно нет времени подумать, а что же действительно ему необходимо, в чем смысл и ценность жизни. В будничной суете перестали обращать внимания на довольно простые вещи, такие как доброта, искренность, честность, справедливость и милосердие. Молодежь считает, что это банально и по таким моралям жить в современном обществе нельзя, потому что сейчас каждый сам за себя и если случилась беда, то это не его дело. Вызывает удивление, когда люди проявляют истинно человеческие качества. «Обезличенные» люди, прикрытые масками равнодушия, так идут по жизни, не замечая душу другого человека. Людей больше интересует оболочка, форма, а духовность и красота внутреннего мира - давно забытые понятия.

Такие изменения связаны с изменением общества, его ценностных ориентаций и установок. Сейчас все больше натуральные продукты заменяют продуктами с химическими добавками. Так и в чувствах людей произошли изменения: настоящие чувства людей, стали искусственными, не вкусными и вовсе не полезными. Происходит доминирование материальных ценностей над духовными, вследствие этого у современной молодежи  сложились иные представления о доброте, великодушии, справедливости, милосердии, патриотизме, чести и долге. Казалось бы, закон есть мера высшей справедливости. Но в современной России закон чаще всего бывает на стороне власть держащих и обеспеченных граждан. А такие понятия как альтруизм, коллективизм воспринимаются как «нежелательные», характеризуют человека как слабохарактерного, беспомощного. Сейчас важны конкурентоспособные качества, прагматизм и способность достигать вершин любыми средствами и методами.

Богатство и бедность понятия относительные. Богатство  человека не является выражением его духовного богатства. Само по себе богатство не является признаком бездуховности и безнравственности. Это обеспеченность человека или общества материальными и нематериальными ценностями в изобилии, такими как: деньги, средства производства, недвижимость или личное имущество, жизнь и здоровье, знания, свобода, честь и достоинство. Однако нелегко точно сказать с какой суммы начинается богатство и заканчивается бедность. Скорее, важным является не сумма, а то, как человек привязан к этому богатству. Человек может быть материально обеспеченным и не быть привязанным к своему состоянию.

В православной богословской энциклопедии говорится: «Когда богатство умножается, не прилагайте к нему сердца».[1,722] Если же сердце переплетается с богатством, то последнее начинает руководить человеком. Богатство, следовавшее быть простым орудием труда, для поддержания жизни личной и жизни семьи, для усовершенствования личных качеств, как духовных, так и нравственных - становится некой самоцелью. Человек в полной мере начинает зависеть от богатства и воспринимает его как «высшее благо»,  по сравнению с которым, все остальное является малоценным или ненужным. В результате одни начинают жить в страхе, потерять свое богатство и жаждут его прибавления, становятся скупцами. Другие впадают в противоположную крайность, безрассудно расточая свое имущество.

Если стремление людей к богатству ведет людей к переоценке ценностей, то бедность является фактором социальной напряженности. Борясь с несправедливым, по их мнению, распределением доходов бедные начинают поступать неблагоразумно - совершать преступления, воровству и различным махинациям, с целью материально обогатиться за счет других. Они мотивируют себя легкой наживой, что им не придется много трудиться, чтобы заработать столько денег, сколько им потребуется. И если «удача улыбнулась», то они могут повторить свои преступления т.к. с увеличением доходов потребителя, растут и его потребности. Но нельзя не сказать о том, что и среди богатых есть те, кто пытается всеми способами обойти закон. Богатые обеспеченные люди используют свое богатство и влиятельность для того, чтобы опередить его.

Бедность может выражаться не только в материальном и духовном аспекте. Она также выражается в неумении правильно распоряжаться своим временем, которое является в первую очередь богатством для человека, которое он не ценит. На сегодняшний день бесценным и не возобновляемым ресурсом является время. Карл Маркс говорил, что время - это простор для развития способностей. Человечеству дано время, которое необходимо рационально использовать с максимальной полезностью для развития личностных качеств, а также уделять достаточно времени тем вещам, которые доставляют человеку удовольствие и делают его счастливым. Если поделить людей на три категории, то к первой будут  относиться те люди, которые уделяют время только тем вещам, которые несут в себе наивысшею ценность для них самих. Ко второй категории относятся те, кто растрачивает драгоценные минуты в пустую, например: теряют время за «пустыми» делами: общаются с людьми, которые им не интересны, играют в компьютерные игры, бессмысленно листают страницы интернета, проводят время в социальных сетях и т.д. И третью категорию составляют люди, которые надеются на быстротечность времени, они желают скорейшего наступления будущего, сожалея о его неторопливости. Обычно это одинокие люди или же старики, ожидающие смерти, которые также одиноки в этом огромном мире, полным людей. Одни жаждут будущего, другие, вспоминая прошедшее время, стремятся его удержать, а оно быстротечно. В будничной суете мы упускаем настоящее. Ведь не зря говорится: чтобы понять ценность секунды, спроси об этом человека, только что избежавшего автокатастрофы. Поэтому, необходимо располагать своим временем так, чтобы оценивать по достоинству каждый момент, которым ты живешь, и придать ему еще большую значимость, разделив его с особенным человеком настолько особенным, чтобы посвятить ему свое время.

Всем известная картина, когда студенты не посещая лекционные и семинарские занятия, сдают на отлично экзамены. Это говорит о том, что они их умственные способности гораздо шире своих одногрупников, так как усваивают материал самостоятельно и умеют его воспроизвести. Но если бы они правильно использовали свои умственные способности и  время, которое им дается на саморазвитие в университете, то они смогли бы достигнуть более высоких результатов.

Многие сегодня имеют диплом о высшем образовании и даже не один. Если посмотреть статистику, то ориентировочно сорок процентов россиян закончивших высшее учебное заведение не работают по специальности. Конечно, это связано и с тем, что заработная плата оставляет желать лучшего. Но если посмотреть с другой стороны, время, затраченное на обучение, не оправдало полученного результата. Можно сказать, что самый бедный - это тот, кто не использует свое время рационально. Время является бесценным и не возобновляемым ресурсом.

Человек с рождения наделен «особым даром» - свободой. Мы свободны в своем выборе, в принятии решений, и должны использовать эту свободу выбора для того, чтобы жить и развиваться. Выбираем между добром и злом, разумным или не разумным. Наше принятое решение, в первую очередь зависит от нас самих. И оно подвластно другим людям и внешней окружающей действительности. Порой, современная молодежь, поддаваясь сиюминутным модным тенденциям, «современным трендам», полностью погружаясь в него, тратят свое свободное время, при этом ограничивая себя в чем-то, создавая искусственные «табу». Результатом наших действий или бездействий являются последствия, которые мы не можем выбирать сами. В жизни, как и в земледелии, что посеешь, то и пожнешь. Т.е последствия однозначно связаны с выбором, нашими действиями или бездействиями.

Таким образом, выражение К.П. Буаста мы понимаем намного шире, чем сам автор. Возможно, К.П. Буаст живший в эпоху французских революций, в эпоху Просвещения подразумевал, что самый бедный - это тот, кто не умеет пользоваться своей личной свободой. Из всего выше сказанного, мы можем сделать вывод о том, что сегодня в нашем сложном, изменчивом мире, люди бедны не только из-за неумения пользоваться свободой, но и неумении ценить то, что нам даровано в жизни и использовать предоставленные нам возможности и блага.