Цель- информирование молодежи в доступной интерактивной форме о пагубном действии алкоголя на организм, возникновении патологических последствий и формирования зависимости.
На первом этапе изучены физические и химические свойства спиртов, классифицированы важные для биологических процессов в организме реакции и биохимические механизмы воздействия на организм человека, изучены наркотические свойства алкоголя, варианты простого, патологического опьянения и стадии алкоголизма.
Спирты - органические соединения, содержащие одну или несколько гидроксильных групп, непосредственно связанных с атомом углерода в углеводородном радикале. Спирты являются важными соединениями с точки зрения органического синтеза. Они обладают рядом уникальных химических свойств. Наибольшее значение для биохимии и биологии имеют реакции этерификации, образования полуацеталей и ацеталей и окисление спиртов.
Этиловый спирт используется при приготовлении различных алкогольных напитков. Для производства алкогольных напитков используется спирт "Люкс", "Экстра" и высшей очистки. Опасен суррогатный алкоголь, прежде всего, содержащий метиловый спирт (метанол - яд!) и некачественный алкоголь, содержащий большое количество сивушных масел.
При употреблении большого количества этанола в организме накапливается уксусный альдегид, который и обладает наиболее разрушительным действием на различные структуры организма.
Этанол поступает в организм человека вместе с алкогольными напитками, а также может синтезироваться эндогенно в небольших количествах в процессе брожения и ферментации углеводистой пищи под действием здоровой микрофлоры. Большая часть экзогенного алкоголя после всасывания концентрируется в головном мозге и печени. До 90% алкоголя окисляется в цикле трикарбоновых кислот, часть удаляется с мочой, а также через легкие с выдыхаемым воздухом. Начальная стадия распада этанола осуществляется в печени под воздействием фермента алкогольдегид-рогеназы, который превращает алкоголь в ацетальдегид - химически очень активное и очень токсичное соединение. Влияние алкоголя на биохимические и функциональные процессы в организме, складывается по существу из эффектов двух веществ - этилового спирта и образующегося из него ацетальдегида.Ведущий биологический эффект этанол оказывает на биологические мембраны - изменяется редокс-состояния клеток, усиливается перекисное окисление липидов и уменьшается восстановленный глутатион - что приводит к увеличению проницаемости и деструкции гепатоцитов и выходу ряда органоспецифических ферментов печени в кровь.
Нарушаются процессы активного транспорта ионов - повышается внутриклеточное содержание натрия и понижается калия, т.е. нарушаются возбудимость и проведение нервных импульсов. У пьяного «отнимаются» руки и ноги, «заплетается» язык, замедляются психические и двигательные реакции. Также алкоголь влияет на центральную нервную систему. В период всасывания, когда концентрация алкоголя в мозге ниже, чем в крови происходит возбуждающее действие, так называемая эйфория. Когда же концентрация этилового спирта в головном мозге максимальна, а в крови начинает падать, проявляется его угнетающее, тормозящее действие.
Этанол воздействует и на сердечно-сосудистую систему: происходит стимуляция выброса катехоламинов, в результате чего учащается сердцебиение и повышается тонус периферических сосудов, уменьшает сократимость миокарда.
Этанол подавляет потребление глюкозы клетками, снижает уровень инсулина в крови и подавляет его выработку поджелудочной железой. При выходе из алкогольной интоксикации всегда обнаруживается значительный метаболический ацидоз, обусловленный возрастанием концентрации молочной кислоты, кетоновых тел и жирных кислот в крови.
При алкоголизации тормозится синтез белков и развивается жировая инфильтрация печени, а также увеличивается синтез жиров аномального строения, холестерина и гиалина, усиливает некротические изменения в гепатоцитах, способствует усилению синтеза коллагена и фиброзному перерождению. Ацетальдегид гораздо более активен, чем этанол. Обладая высокой реакционной способностью, он тормозит течение нормальных окислительно-восстановительных реакций, а также, соединяясь с белками, аминокислотами, другими органическими соединениями, подавляет дыхательные процессы в клетке.
Таким образом, алкоголь и его производное - ацетальдегид - грубо нарушают практически все стороны обмена веществ в организме. Маленьких доз алкоголя не бывает!
Этиловый спирт (алкоголь) является самым распространенным веществом, обладающим наркотическим свойством.
Хронический алкоголизм - болезненное привыкание и влечение к алкоголю, при котором вследствие длительного злоупотребления спиртными напитками появляются психические и соматические расстройства различной интенсивности, вначале обратимые, имеющие функциональный характер, но постепенно переходящие в необратимые органические расстройства.
Понятие алкогольной деградации личности включает в себя две составные: с одной стороны, признаки интеллектуально-мнестического снижения (в крайней степени они могут достигать уровня слабоумия), с другой - признаки морально-этического дефекта. Утяжеляются и расширяются осложнения со стороны внутренних органов и нервной системы. Значительно увеличивается риск развития алкогольных психозов.
Для реализации поставленной цели на втором этапе разработан лекционный цикл, включающий все изученные аспекты и делающий акцент на профилактику алкогольной зависимости.
Подача материала для образности восприятия подростков и молодежи была структурирована следующим образом:
- от простой химической формулы к клетке;
- от клетки к опьяняющему воздействию на организм;
- от опьянения к алкогольной болезни;
- от болезни к невозможности осуществления заветной мечты.
И вопрос - стоит ли отказываться от мечты из-за простой химической формулы?
Целевая аудитория проекта - школьники среднего и старшего звена, студенты медицинской академии.
Результат: Лекционный цикл был апробирован в 2014 году в студенческой аудитории - на монотематической конференции «Патохимические механизмы алкогольной интоксикации» для студентов ИвГМА. Среди школьников - в 2014 году в рамках дня здоровья в двух школах Ивановского района, в 2015 году в школе г. Шуи.
Заключение: Лекционный цикл по результатам изучения спиртов получил реальное воплощение в жизнь на пилотных площадках и вызвал интерес для его внедрения в практическую деятельность для профилактики алкогольной зависимости среди молодежи.