Семья является одним из фундаментальных и благоприятных факторов способствующих успешной адаптации, человека к постоянно изменяющемуся социуму. Как бы ни жил человек, ему все равно требуется семья. Семью не заменишь ни деньгами, ни карьерой, ни друзьями. Семья - как элемент пазла: найдешь недостающий кусочек, и картинка жизни сложится. Брачно-семейные отношения являются объектом исследования различных наук, среди которых, прежде всего, право, социология, философия, психология. Изучение молодежной проблематики также прошло путь от исследований отдельных аспектов в концепциях различных наук до создания самостоятельных теорий молодежного возраста в начале ХХ века [8].
Интересны исследования представлений осужденных о семье, проведенные А.С. Михлиным и В.П. Пирожковым (2005 г.) [4]. Именно семья занимает у заключенных особое место среди прочих ценностей, при этом, критериями семейного счастья являются взаимопонимание, супружеская верность, наличие детей, уют и забота. У осужденных семья создает ощущение наполненности жизни, выступает наиболее значимым фактором субъективного качества жизни.
Исследование ценностных ориентаций студентов Санкт-Петербургского государственного университета, проведенное Легениной Т.Б. (СГУ) [7] показало, что семейные отношения представляются для 77% опрошенных студентов как союз двух любящих людей, для 9,5% - разумная кооперация, 7,4% - не смогли ответить на вопрос «что такое семья», 0,5% считают семью пережитком прошлого.
В целом, согласно этому исследованию, для студенческой аудитории на первом месте стоят витальные ценности: здоровье, семья, материальный достаток.
В своем исследовании Легенина Т.Б. выделят следующие тенденции в формировании семейно-брачных ценностей и установок в молодежной среде:
- формирование ценностных ориентаций и приоритетов происходит на фоне снижения социализирующей функции семьи под растущим воздействием средств массовой культуры;
- ценности материального достатка, богатства, денег входят в число важнейших для молодежи, что, несомненно, отражается на построении ими своих жизненных планов, выборе профессии, брачно-семейном поведении;
- ценности любви, семьи и семейных отношений все еще занимают первые позиции и это является тем ресурсом, на который можно опираться при построении и реализации государственных молодежных и семейных программ.
Брачно-семейные отношения имеют большое значения для лиц подросткового и молодежного возраста. Актуальность изучения семьи, брачно-семейных отношений проявляется в плане решения проблем положительной социализации и интеграции подростка в социокультурное пространство и формирования здорового общества.
Семейно-брачная установка человека - это представления личности о браке и семье, что определяет состояние готовности к браку и поведение его в браке. Структура данной установки представляется как эмотивный, когнитивный и деятельностный компоненты. Эмотивный компонент - восприятие себя как объекта семейно-брачных отношений, проявляется в позиции человека по отношению к браку. Когнитивный компонент предполагает знания, необходимые для взаимодействия в семье. Деятельностный компонент определяет психологическую готовность человека к созданию семьи.
Исследование особенностей брачно-семейных установок у молодежи на современном этапе развития общества показывает, что нарушена система психолого-педагогической подготовки молодых людей к созданию семьи. Существует противоречие между необходимостью формирования брачно-семейных ценностей молодого поколения и различной степенью развития данных ценностей у юношей и девушек [2].
Ведущими факторами формирования брачно-семейных установок является матримониальный менталитет, семья родителей, образовательная среда и среда массовой информации. Причем образовательная среда играет далеко не последнюю роль в формировании брачно-семейных установок. Теория и практика образования в России свидетельствует, что ни одна теоретическая педагогическая, психологическая проблема, как правило, не может быть изучена, разработана и успешно решена без её историко-педагогического анализа, накопленного в процессе развития человечества, общества, государственной и военной высшей школы [1]. Нравственно-психологическая готовность к браку предполагает воспитание комплекта требований, обязанностей и сценариев поведения, которые регулируют семейную жизнь. К таковым относятся: умение взять на себя ответственность по отношению к партнеру, будущим детям, стремление к сотрудничеству и общению, умение приспособиться к привычкам и характеру другого человека [5].
С целью выявления особенностей представления о брачно-семейных отношениях у курсантов, обучающихся в вузах МВД России, нами было проведено исследование - ранжирование семейных ценностей.
В исследовании приняло участие 40 студентов - юноши в возрасте 18-19 лет.
Анализ результатов ранжирования испытуемыми семейных ценностей показал, что наиболее значимы для них: любовь - 1-е место, взаимопонимание - 2-е место, верность - 3-место. Далее ранжирование семейных ценностей представлено следующим образом: 4-е место - доверие, 5-е - дети, 6-е - взаимоподдержка, 7-е терпение, 8-е - умение идти на компромисс, 9-е - сходство взглядов, 10-е - мудрость и терпение, 11 и 12 -е место занимают романтичность и привязанность, 13-е - сходство характеров, 14-е - финансовое состояние супруга, 15-е - коммуникабельность, 16-е - хорошие отношения с родителями супруга.
Полученные результаты соответствуют известным в литературе данным (Красненкова С.А., Маркова И.И., 2014). Как и для других представителей молодежной культуры (законопослушных или осужденных) основными условиями благополучия семейной жизни для студентов - юношей в возрасте 18-19 лет являются любовь, взаимопонимание, верность, доверие между супругами, дети.
Создание семьи является важным этапов в жизни каждого человека. Несмотря на то, что изменение семейно-брачных отношений оцениваются как кризис брака и семьи семья все равно остается социальным институтом, который оказывает положительное влияние на поведение и жизненные позиции молодежи. Проведенное исследование подтверждает мнение, что наблюдаемые изменения в институтах брака и семьи могут носить преходящий характер, что требует их постоянного изучения и коррекции.