Сетевое издание
Международный студенческий научный вестник
ISSN 2409-529X

FEATURES CONJUGAL PLANTS MODERN YOUTH

Lukyanov A.K. 1 Tsaturov A.A. 1
1 Moscow regional branch of the Moscow University of the MIA of Russia VY name Kikot
In today´s society there are significant changes in the institute of family relations caused by changing social and economic transformations. Interest in this issue is caused by the instability of society and the destruction of the value system that led to the crisis of the family as a social institution. The family is a system of rights and social functioning is influenced by not only social and political conditions, but also the internal processes of development. Creating a family is an important milestone in the life of every human being. Despite the fact that changes in family relations rated as the crisis of marriage and the family is still a family is a social institution that has a positive effect on the behavior and life position of youth. The study confirms the view that the observed changes in the institutions of marriage and family can wear the transient nature that requires their constant study and correction.
marriage and family setting
values
marriage and family relations
В современном обществе происходят значительные изменения института семейно-брачных отношений, вызванные меняющимися социально-экономическими преобразованиями. Проблема подготовки молодых людей к семейной жизни не нова. Интерес к данной проблеме вызван нестабильностью общества и разрушением системы ценностей, что привело к кризису семьи как социального института. Семья представляет собой систему социального функционирования человека и находится под воздействием не только социально-политических условий, но и внутренних процессов своего развития. В семье формируется и развивается личность человека, происходит овладение социальными ролями, необходимыми для адаптации ребенка в обществе. Семья выступает как первый воспитательный институт, связь с которым человек ощущает на протяжении всей своей жизни [6].

Семья является одним из фундаментальных и благоприятных факторов способствующих успешной адаптации, человека к постоянно изменяющемуся социуму. Как бы ни жил человек, ему все равно требуется семья. Семью не заменишь ни деньгами, ни карьерой, ни друзьями. Семья - как элемент пазла: найдешь недостающий кусочек, и картинка жизни сложится. Брачно-семейные отношения являются объектом исследования различных наук, среди которых, прежде всего, право, социология, философия, психология. Изучение молодежной проблематики также прошло путь от исследований отдельных аспектов в концепциях различных наук до создания самостоятельных теорий молодежного возраста в начале ХХ века [8].

Интересны исследования представлений осужденных о семье, проведенные А.С. Михлиным и В.П. Пирожковым (2005 г.) [4]. Именно семья занимает у заключенных особое место среди прочих ценностей, при этом, критериями семейного счастья являются взаимопонимание, супружеская верность, наличие детей, уют и забота. У осужденных семья создает ощущение наполненности жизни, выступает наиболее значимым фактором субъективного качества жизни.

Исследование ценностных ориентаций студентов Санкт-Петербургского государственного университета, проведенное Легениной Т.Б. (СГУ) [7] показало, что семейные отношения представляются для 77% опрошенных студентов как союз двух любящих людей, для 9,5% - разумная кооперация, 7,4% - не смогли ответить на вопрос «что такое семья», 0,5% считают семью пережитком прошлого.

В целом, согласно этому исследованию, для студенческой аудитории на первом месте стоят витальные ценности: здоровье, семья, материальный достаток.

В своем исследовании Легенина Т.Б. выделят следующие тенденции в формировании семейно-брачных ценностей и установок в молодежной среде:

  • формирование ценностных ориентаций и приоритетов происходит на фоне снижения социализирующей функции семьи под растущим воздействием средств массовой культуры;
  • ценности материального достатка, богатства, денег входят в число важнейших для молодежи, что, несомненно, отражается на построении ими своих жизненных планов, выборе профессии, брачно-семейном поведении;
  • ценности любви, семьи и семейных отношений все еще занимают первые позиции и это является тем ресурсом, на который можно опираться при построении и реализации государственных молодежных и семейных программ.

Брачно-семейные отношения имеют большое значения для лиц подросткового и молодежного возраста. Актуальность изучения семьи, брачно-семейных отношений проявляется в плане решения проблем положительной социализации и интеграции подростка в социокультурное пространство и формирования здорового общества.

Семейно-брачная установка человека - это представления личности о браке и семье, что определяет состояние готовности к браку  и поведение его в браке. Структура данной установки представляется как эмотивный, когнитивный и деятельностный компоненты. Эмотивный компонент - восприятие себя как объекта семейно-брачных отношений, проявляется в позиции человека по отношению к браку. Когнитивный компонент предполагает знания, необходимые для взаимодействия в семье. Деятельностный компонент определяет психологическую готовность человека к созданию семьи.

Исследование особенностей брачно-семейных установок у молодежи на современном этапе развития общества показывает, что нарушена система психолого-педагогической подготовки молодых людей к созданию семьи. Существует противоречие между необходимостью формирования брачно-семейных ценностей молодого поколения и различной степенью развития данных ценностей у юношей и девушек [2].

Ведущими факторами формирования брачно-семейных установок является матримониальный менталитет, семья родителей, образовательная среда и среда массовой информации. Причем образовательная среда играет далеко не последнюю роль в формировании брачно-семейных установок.  Теория и практика образования в России свидетельствует, что ни одна теоретическая педагогическая, психологическая проблема, как правило, не может быть изучена, разработана и успешно решена без её историко-педагогического анализа, накопленного в процессе развития человечества, общества, государственной и военной высшей школы [1]. Нравственно-психологическая готовность к браку предполагает воспитание комплекта требований, обязанностей и сценариев поведения, которые регулируют семейную жизнь. К таковым относятся: умение взять на себя ответственность по отношению к партнеру, будущим детям, стремление к сотрудничеству и общению, умение приспособиться к привычкам и характеру другого человека [5].

С целью выявления особенностей представления о брачно-семейных отношениях у курсантов, обучающихся в вузах МВД России, нами было проведено исследование - ранжирование семейных ценностей.

В исследовании приняло участие 40 студентов - юноши в возрасте 18-19 лет.

Анализ результатов ранжирования испытуемыми семейных ценностей показал, что наиболее значимы для них: любовь - 1-е место, взаимопонимание - 2-е место, верность - 3-место. Далее ранжирование семейных ценностей представлено следующим образом: 4-е место - доверие, 5-е - дети, 6-е - взаимоподдержка, 7-е терпение, 8-е - умение идти на компромисс, 9-е - сходство взглядов, 10-е - мудрость и терпение, 11 и 12 -е место занимают романтичность и привязанность, 13-е - сходство характеров, 14-е - финансовое состояние супруга, 15-е - коммуникабельность, 16-е - хорошие отношения с родителями супруга.

Полученные результаты соответствуют известным в литературе данным (Красненкова С.А., Маркова И.И., 2014). Как и для других представителей молодежной культуры (законопослушных или осужденных) основными условиями благополучия семейной жизни для студентов - юношей в возрасте 18-19 лет являются любовь, взаимопонимание, верность, доверие между супругами, дети.

Создание семьи является важным этапов в жизни каждого человека. Несмотря на то, что изменение семейно-брачных отношений оцениваются как кризис брака и семьи семья все равно остается социальным институтом, который оказывает положительное влияние на поведение и жизненные позиции молодежи. Проведенное исследование подтверждает мнение, что наблюдаемые изменения в институтах брака и семьи могут носить преходящий характер, что требует их постоянного изучения и коррекции.