Химия как предмет вводится в школу только в среднем звене, а интерес к занимательным опытам, необычным явлениям у детей проявляется гораздо раньше. Важно обнаружить, поддержать, сохранить и развить этот интерес еще с самого малого возраста.
Формирование естественнонаучной картины мира нужно начинать на начальных этапах обучения, с младшей школы. Ведь уроки химии дают детям довольно много необходимых навыков и знаний. Дети учатся размышлять, прогнозировать и предвидеть. У них развивается наблюдательность, абстрактное мышление, улучшается логика и аналитические способности, появляются исследовательские навыки и чувство вещества. Знания по химии необходимы в любой деятельности, каждый день и, несомненно, пригодятся ребенку, а впоследствии взрослому, в течение всей его жизни.
Одним из средств решения этой задачи является внеурочная деятельность. Под внеурочной деятельностью в рамках реализации ФГОС НОО понимают образовательную деятельность, осуществляемую в формах, отличных от классно-урочной, и направленную на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы.
На основе детского клуба дошкольного и школьного образования была организована работа с детьми шести – семи лет по программе раннего развития. Одним из модулей этой программы является курс «Занимательная химия». Этот курс содержит 4 блока: «Воздух», «Вода и растворы», «Электричество», «Минералы» и рассчитан на 12 часов обучения. Цель таких занятий – пробудить познавательный интерес к химии и ко всему, что с ней связано, дать необходимые, актуальные для детей знания, познакомить учащихся с химическими понятиями и объектами и определить их практическое применение, научить проводить химические опыты, воспитать культуру труда во время проведения химического эксперимента, развить навыки работы с химическим оборудованием, дать четкое и понятное объяснение наблюдаемым явлениям, и в итоге расширить кругозор детей, дать им необходимые ориентиры и навыки в жизни, помочь в формировании ясной картины мира.
На первом занятии происходит знакомство детей с учителем и друг с другом. Важно создать легкую, дружелюбную атмосферу, чтобы детям было комфортно чувствовать себя в окружении учителя и товарищей. Для облегчения этой задачи применяются различные развлекательные игры на знакомство, помогающие детям раскрепоститься, рассказать о себе и узнать о других. Затем идет один из самых необходимых этапов проведения каждого занятия – ознакомление с техникой безопасности при работе с химическим оборудованием в классе. Учитывая возраст детей и их неумение концентрироваться долго на теоретическом материале, информация по технике безопасности дается в короткой, но содержательной и легко запоминающейся форме. После ознакомления с правилами поведения на уроках занимательной химии дети готовы получать новые знания и делать интересные опыты. Начинается этап объяснения нового материала.
В первом блоке «Воздух» раскрываются такие вопросы как определение воздуха, его состав и свойства, проблемы загрязнения, вред грязного воздуха, и т.д. Теоретический материал дается вместе с практическим, то есть вместе с объяснениями показываются опыты, дающие наглядную картину и помогающие лучше усваивать и запоминать информацию. Учитель демонстрирует опыт, а затем дети принимают в нем непосредственное участие. Подобным образом проходят занятия по всем блокам данного курса.
Название опыта |
Используемый материал |
Выполнение опыта |
Что происходит |
Властелин воды |
Глубокая форма для выпечки, молотый перец, жидкое мыло, вода |
В форму наливаем воду. Затем посыпаем поверхность молотым перцем. Макните палец в жидкое мыло и дотроньтесь до поверхности. Результат виден сразу же – мелкий перец начинает бежать от пальца в разные стороны. |
Мыло меняет натяжение воды и перец стремится от вашего пальца к краям посуды, где натяжение выше. |
Синхронное плавание зубочисток |
Миска с чистой водой, 5-7 зубочисток, кубик сахара, небольшой кусочек мыла. |
Аккуратно кладем зубочистки на поверхность воды в произвольном порядке, главное, чтобы они не соприкасались. Заставим их сбежаться к центру нашей посуды! Для этого кладем в середину миски сахар – и зубочистки спешат к центру. Теперь пусть бегут врассыпную – кладите в то же место мыло. Теперь зубочистки спешат так же, только в разные стороны! |
Сахар впитывает влагу, и зубочистки стремятся к созданному «водовороту», если можно так выразиться. Мыло, в свою очередь, создает дисбаланс в натяжении воды – в центре миски оно становится слабее, и деревяшки стремятся туда, где натяжение поверхности более сильно. |
В блоке «Вода и растворы» объясняется понятие воды, ее свойств и агрегатных состояний, нахождения в природе, значение в жизни человека и всех живых существ. Важно взаимодействие учителя с детьми и предоставление им возможности самим думать и размышлять над ответами на заданные вопросы. Как и в предыдущем блоке детям дается возможность на опытах убедиться в различных свойствах воды. К примеру, вот некоторые из опытов, демонстрирующие такое свойство воды как натяжение (таблица).
Следующий блок «Электричество» освещает такие вопросы как статическое электричество, проводники, положительные и отрицательные заряды, притяжение и отталкивание заряженных частиц. В последнем блоке рассказывается о минералах, их разновидностях и видах, формах нахождения в природе, свойствах. Данная тема особенно интересна для детей, так как на занятии они могут наглядно увидеть разновидности кристаллов, и, более того, попробовать самостоятельно их вырастить.
По окончании курса дети глубже узнают такой предмет как химия. Они начинают понимать, что химия – одна из основополагающих наук, ведь все, что нас окружает, состоит из различных химических соединений. Учащиеся не только приобретают новые знания в области химии, проведении химических опытов и возможности определить вещество по основным свойствам, но и развивают не связанные с областью химии, однако необходимые в жизни, качества, такие как уверенность, самостоятельность, трудолюбие, внимательность, способность работы в команде, аккуратность, настойчивость, а также много других полезных навыков, помогающих ребенку успешно двигаться на пути к самоопределению.