Научно-педагогическая практика магистрантов – одно из важнейших звеньев в цепи подготовки квалифицированного магистра химии. Она позволяет связать знания, полученные при усвоении университетской образовательной программы, с практической деятельностью по внедрению этих знаний в учебный процесс.
Целью практики является приобретение магистрантами навыка педагога-исследователя, владеющего современным инструментарием науки для поиска и интерпретации информационного материала с целью его использования в педагогической деятельности. Проведение научно-педагогической практики магистрантов направления 020100.68 Химия предполагает решение сразу нескольких задач. К ним относятся:
1. Изучение вопросов организации учебного процесса в вузе и нормативных документов, регламентирующих учебный процесс.
2. Способность проводить лекционные, лабораторные и практические занятия со студентами.
3. Готовность разрабатывать учебно-методические материалы по отдельным видам занятий для студентов.
4. Способность руководить курсовыми проектами бакалавров.
5. Готовность к организации занятий в «Школе юного химика», работающей на химико-технологическом факультете.
6. Закрепление знаний, умений и навыков, полученных магистрантами в процессе изучения дисциплин магистерской программы «Химия», профиль «Неорганическая химия».
7. Привитие магистрантам навыков самообразования и самосовершенствования.
С момента появления магистратуры на химико-технологическом факультете СОГУ (с 2009 года) и до настоящего времени педагогическая практика претерпела ряд изменений. Изменения касались, в основном, формы, а содержание оставалось неизменным. Оно регламентировалось Федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования, приказом Минобразования РФ от 25 марта 2003 г. №1154 «Об утверждении Положения о порядке проведения практики студентов образовательных учреждений высшего профессионального образования» и Положением о практике магистрантов СОГУ.
Организация научно-педагогической практики направлена на обеспечение непрерывности и последовательности овладения магистрантами навыками и умениями профессиональной деятельности в соответствии с требованиями к уровню подготовки магистра. Для решения задач научно-педагогической практики нами была разработана модель организации научно-педагогической практики магистрантов направления 020100 Химия. Эта модель включает в себя три этапа (рисунок).
На первом этапе магистранты изучают дисциплину «Методика преподавания химии» и осваивают вопросы организации учебного процесса в вузе в целом. На втором этапе магистранты ходят на занятия и изучают педагогический опыт лучших преподавателей СОГУ, причем среди таких преподавателей – не только химики, но и представители других специальностей и направлений подготовки. Второй этап включает в себя также знакомство с инновационными образовательными технологиями. Часть занятий второго этапа практики проходит в лаборатории инновационных образовательных технологий СОГУ, где созданы все условия для знакомства с передовыми технологиями в образовательном процессе. На втором этапе магистранты делают самостоятельный выбор и прикрепляются к преподавателю кафедры общей и неорганической химии, на занятиях которого они и будут проводить учебную часть работы. Третий этап практики начинается со сбора литературы по теме научно-педагогического исследования. Он ведется параллельно с подготовкой материалов для проведения занятий по выбранной дисциплине. И если на первых двух этапах большую роль играет самостоятельная работа магистранта, то на третьем этапе возрастает роль руководителя практики и преподавателя-консультанта. Важной частью третьего этапа является подготовка реферата и проведение педагогического исследования по научной части практики. Обязательной частью научно-педагогической практики является проведение лекций и практических занятий со студентами по дисциплине, закрепленной за практикантом.
По итогам прохождения научно-педагогической практики каждый магистрант составляет отчеты по установленной форме, заверяет их у преподавателя-консультанта и преподавателя-руководителя. Завершается практика итоговой конференцией, где магистранты и их руководители-консультанты делятся впечатлениями, подводят результаты работы по исследовательской части практики, обсуждают дальнейшие перспективы.
Итоговая аттестация по результатам прохождения научно-педагогической практики проводится в виде дифференцированного зачета, результаты которого отражаются в экзаменационных ведомостях.
Научно-педагогическая практика, организованная в описанном формате, является интересной для магистрантов, помогает развивать их творческие наклонности, способствует проявлению интереса к педагогической деятельности.
Модель организации научно-педагогической практики магистрантов-химиков в СОГУ