Общие сведения о программе моделирования
Библиотека блоков SimPowerSystems является одной из множества дополнительных библиотек Simulink ориентированных на моделирование электромеханических и электроэнергетических систем и устройств. SimPowerSystems содержит набор блоков для имитационного моделирования электротехнических устройств. В состав библиотеки входят модели пассивных и активных электротехнических элементов, источников энергии, электродвигателей, трансформаторов, линий электропередачи и прочего оборудования. Имеется также раздел содержащий блоки для моделирования устройств силовой электроники, включая системы управления для них. Используя специальные возможности Simulink и SimPowerSystems, пользователь может не только имитировать работу устройств во временной области, но и выполнять различные виды анализа таких устройств. В частности, пользователь имеет возможность рассчитать установившийся режим работы системы на переменном токе, выполнить расчет импеданса участка цепи, получить частотные характеристики, проанализировать устойчивость, а также выполнить гармонический анализ токов и напряжений.
Несомненным достоинством SimPowerSystems является то, что сложные электротехнические системы можно моделировать, сочетая методы имитационного и структурного моделирования. Например, силовую часть полупроводникового преобразователя электрической энергии можно выполнить с использованием имитационных блоков SimPowerSystems, а систему управления с помощью обычных блоков Simulink, отражающих лишь алгоритм ее работы, а не ее электрическую схему. Такой подход, в отличие от пакетов схемотехнического моделирования, позволяет значительно упростить всю модель, а значит повысить ее работоспособность и скорость работы. Кроме того, в модели с использованием блоков SimPowerSystems можно использовать блоки и остальных библиотек Simulink, а также функции самого MATLAB, что дает практически не ограниченные возможности для моделирования электротехнических систем.
Библиотека SimPowerSystems достаточно обширна. В том случае, если все же нужного блока в библиотеке нет, пользователь имеет возможность создать свой собственный блок как с помощью уже имеющихся в библиотеке блоков, реализуя возможности Simulink по созданию подсистем, так и на основе блоков основной библиотеки Simulink и управляемых источников тока или напряжения.
Таким образом, SimPowerSystems в составе Simulink на настоящее время может считаться одним из лучших пакетов для моделирования электротехнических устройств и систем.
Расчет данных для моделирования
Целью моделирования является построение характеристик зависимости момента и угловой скорости вращения электродвигателя от времени при пуске, а также определение перерегулирования, разрегулирования и времени переходного процесса. Также необходимо будет выполнить сопоставление промоделированных параметров с расчётными значениями. Выполним моделирование на простой модели с прямым пуском асинхронного двигателя для проверки рассчитанных параметров.
Перед началом моделирования приведем справочные параметры выбранного асинхронного двигателя с короткозамкнутым ротором MAK355M6, которые понадобятся для расчета остальных недостающих обмоточных данных.
Исходные данные двигателя рабочего органа комбайна
Наименование параметра |
Значение |
Высота оси вращения вала h |
355 мм |
Мощность PH |
200 кВт |
Масса |
1280 кг |
Синхронная частота вращения n1 |
1000 об/мин |
Номинальная частота вращения nH |
978 об/мин |
Номинальное скольжение SH |
2,2 % |
КПД η |
0,945 |
Коэффициент мощности Cosφ |
0,9 |
Номинальное напряжение UH |
1140 В |
Отношение пускового тока к номинальному |
7 |
Отношение пускового момента к номинальному |
1,6 |
Отношение максимального момента к номинальному |
2 |
Отношение минимального момента к номинальному |
0,9 |
Момент инерции J |
8,8 кг*м2 |
Число пар полюсов |
3 |
Соединение обмоток |
|
Для моделирования двигателя произведем расчет недостающих обмоточных данных по методике профессора И.В. Черных.
1. Механические потери:
Вт
2. Приведенная мощность двигателя:
ВА
3. Номинальный ток двигателя:
А
4. Сопротивления обмотки статора двигателя:
Ом
5. Сопротивление обмотки ротора:
Ом
6. Приведенная индуктивность обмоток статора и ротора:
7. Индуктивность обмоток статора и ротора:
Гн
8. Взаимоиндукция между обмотками статора и ротора:
Гн
9. Проверка обмоточного коэффициента:
Моделирование асинхронного двигателя
Модель представляет собой принципиальную схему, состоящую из источников напряжения, асинхронного двигателя, блока для измерения основных параметров двигателя, осциллографа для измерения тока, момента и скорости и графопостроителя для отображения механической характеристики двигателя.
Рис. 1. Модель прямого пуска асинхронного двигателя
Рассчитанные параметры двигателя подставляем в окно параметров блока асинхронного двигателя.
Рис. 2. Окно параметров асинхронного двигателя
Промоделировав, снимаем показатели напряжения, тока, угловой скорости и момента. Сравниваем рассчитанные параметры с результатами моделирования и делаем соответствующие выводы.
На этих графиках показано значение тока при заданных параметрах двигателя. Данные значения имеют расхождения с расчётными данными.
Данный график показывает нам параметры скорости вращения ротора (в об/мин) в зависимости от времени моделирования. Из графика видно, что время переходного процесса моделирования немного превышает 1 секунду, а перерегулирование отсутствует.
График момента отображает зависимость электромагнитного момента АД от времени моделирования. При пуске пусковой момент превышает допустимые значения (1,6*Мн). Рабочее значение момента составляет 2000 Н*м, что почти совпадает с расчетным значением.
На следующем графике показана зависимость угловой скорости ротора от электромагнитного момента асинхронного двигателя.
Рис. 5. Скорость вращения ротора при прямом пуске
Рис. 6. Момент двигателя при прямом пуске
Рис. 7. Зависимость угловой скорости от момента двигателя
Вывод
В результате произведенного моделирования видно, что пусковой ток статора значительно превышает расчетное значение. Это говорит о нецелесообразности использования прямого пуска для проходческого комбайна, т.к. будет наблюдаться большой перегрев двигателя и чрезмерный расход электроэнергии. В целом по быстродействию и номинальной нагрузке выбранный двигатель полностью подходит для использования на проходческом комбайне с учетом установки плавного пуска или системы управления типа ПЧ-АД, ТРН или УВ-АИН.