Сетевое издание
Международный студенческий научный вестник
ISSN 2409-529X

1 1
1

На снижение года внешнеторгового оборота России в 2014 году повлияли следующие факторы:

1. Нерешенная проблематика политических и экономических отношений с Украиной

2. Низкая инвестиционная привлекательность (по рейтингам 2014 года)

3. Падение курса рубля

4. Снижение цен на нефть.

5. Замедление роста экономики страны.

6. Санкции против России.

В этой ситуации структура экспортируемой и импортируемой продукции и объемы их перевозок могут рассчитывать лишь на медленный рост. Периодические снижения показателей грузооборота формировались под сильным давлением внешнеэкономических факторов, а также внутренними проблемами. Например, на железную дорогу приходится почти половина всего грузооборота страны, поэтому технико-экономические трудности функционирования РЖД вынуждают участников внешнеэкономической деятельности использовать другие способы транспортировки товаров. В результате сокращения выделенного для РЖД бюджета в 2014 году на 16 млрд. рублей вынужденной мерой было резкое снижение эксплуатационныех расходов на 84 млрд. рублей , что не могло положительно повлиять на качество предоставляемых услуг, безопасность перевозок и привело к увеличению тарифов.В результате в 2014 г. можно было заметить так называемое «перетекание» грузов с железнодорожного на автомобильный транспорт.

Высокая степень коррумпированности и криминализации транспортно-логистического рынка России не позволяет использовать выгодные логистически эффективные схемы, реализовывать оптимальные таможенные схемы, преодолевать хаос портовых процедур, получать подвижной состав МПС вне квот и очередей и т.п. На заседании коллегии Минтранса РФ, доля транспортных затрат на единицу ВВП в США оказывается ниже в 3,6 раза, а в Германии – в 10 раз.

Министерством транспорта РФ разработана Транспортная стратегия развития, реализация которой предполагает инвестиции до $ 20 млрд. ежегодно. Вдвое должен увеличиться объем экспедиторских услуг, предоставляемых российскими компаниями. Доля нашей страны на мировом рынке морских перевозок должна достичь 50 процентов.

По данным Росстата, в 2012 г. объем перевозок грузов организациями всех видов экономической деятельности (без трубопроводного и железнодорожного транспорта необщего пользования) составил 7261,2 млн т (102,8% к уровню 2011 г.), а грузооборот – 2600,8 млрд т-км (104,3%).

Объем коммерческих перевозок грузов, выполняемых всеми видами транспорта (без трубопроводного и железнодорожного транспорта необщего пользования), в 2012 г. составил 3125,2 млн т (102,2% к уровню 2011 г.), а коммерческий грузооборот – 2480,5 млрд т-км (104,3%).

Отгрузки на Октябрьской железной дороге (ОЖД) в 2014 г. снизились на 3,6% по сравнению с 2013 г. до 99,8 млн т. Отгрузка нефтеналивных грузов сократилась на 9,2% до 14,7 млн т, строительных – на 2% до 27,5 млн т, химикатов – на 14,2%, железной руды – на 4,7% до 23 млн т. Погрузка промышленного сырья выросла на 66,6% до 2,4 млн т, лесных грузов – на 9,5% до 4,8 млн т, грузов в контейнерах – на 10,9% до 3,8 млн т. Погрузка в сети РЖД в 2014 г. снизилась на 0,8% по сравнению с 2013 г. до 1,2 млрд т.

Высокая динамика жилищного строительства, а также реализация масштабных инфраструктурных проектов с бюджетным финансированием ( проекты Олимпиады-2014 в Сочи и подготовка к чемпионату мира по футболу в 2018 г.) позволили строительной индустрии стать локомотивом российского спроса на грузоперевозки. Небольшое увеличение производства в сегменте топливно-энергетических ресурсов за счет роста добычи газа и нефти не смогло положительно повлиять на интенсивность грузопотоков. К тому же ожидаемый снивелированный санкциями эффект от снятия таможенных барьеров в связи со вступлением России в ВТО усугубился снижением темпов роста платежеспособного спроса внутри страны. Очевидно, что оценки экономистов в 2013 году относительно динамики роста ВВП и промышленности России за весь 2014 г., в январе 2015 представляются необоснованно оптимистичными.

Анализ конкретной прогнозной динамики грузооборота и тарифов позволяет сказать, что в 2015г. темп роста рынка транспортных услуг в текущих ценах снизится и станет ниже уровня инфляции.