Сетевое издание
Международный студенческий научный вестник
ISSN 2409-529X

1 1
1
В условиях роста потенциала кластеризации на основе развития конкурентных преимуществ машиностроительных комплексов, предприятий регионального значения и логистической инфраструры принцип TQM (всеобщее управление качеством с обеспечением надежности функционирования и высокого качества работы каждого элемента) имеет особое значение.

В 2012 году импорт машиностроительной продукции в Россию составил $157 млрд, в том числе: автомобили – $28,2 млрд (17,9 %); телекоммуникационное оборудование – $15,0 млрд (9,5 %); автокомплектующие – $14,8 млрд (9,4 %); энергетическое оборудование – $9,17 млрд (5,8 %); офисная техника – $8,39 млрд (5,3 %); дорожно-строительная и горно-шахтная техника – $5,90 млрд (3,8 %); медицинская техника – $5,19 млрд (3,3 %); авиатехника – $4,78 млрд (3,0 %); бытовая техника – $4,60 млрд (2,9 %); электрораспределительное оборудование – $3,79 млрд (2,4 %); подъёмно-транспортное оборудование – $3,67 млрд (2,3 %); железнодорожная техника – $3,34 млрд (2,1 %); сельскохозяйственная техника – $3,23 млрд (2,1 %); измерительная техника – $2,96 млрд (1,9 %); металлообрабатывающее оборудование – $1,85 млрд (1,2 %); плавучие средства – $1,39 млрд (0,9 %); металлургическое оборудование – $0,55 млрд (0,4 %).

Перспективными с точки зрения импортозамещения являются станкостроение (доля импорта в потреблении по разным оценкам более 90%), тяжелое машиностроение (60-80%), машиностроение для пищевой промышленности (60-80%).

К сожалению, у большинства российских предприятий существует краткосрочный горизонт планирования. Поэтому стратегически импортозамещение достижимо лишь в условиях развития российских машиностроительных кластеров. Достижение глобального оптимума всего машиностроительного кластера появляется через 5-7 лет.

Именно в кластерах становятся возможными надежность поставщиков и мобильность в использовании местных ресурсов; доступность инженерного и научного персонала; научный потенциал высшей школы; традиции советской научно-производственной кооперации.

В результате взаимодействия предприятий в рамках кластера возникает синергический эффект, которым можно объяснить экономию на трансакционных издержках при получении информации, издержках обмена и в итоге – логистических цепочках.

Ведь существующий принцип тотальных затрат предполагает учет всей совокупности издержек управления материальными и связанными с ними информационными и финансовыми потоками в кластере.

Например, в Липецкой области практически впервые в России создана и успешно реализуется модель конкурентоспособного территориального кластера по производству «белой» техники, предприятий, работающих по кооперации с ними и крупнейшего в Европе Центра логистики для складирования и дистрибуции бытовой техники.

В Омской области поддержана инициатива создания кластера медицинского приборостроения. В городе уже самостоятельно функционируют десятки организаций и предприятий, в разной степени связанных с медицинскими технологиями и выпуском медицинского оборудования.

Успешная реализация подобных проектов сформирует научно-производственные цепочки, объединяющие участников кластера, а также механизмы координации деятельности и кооперации участников кластера, логистический синергетический эффект.