Цель работы состоит в комплексном анализе усыновления (удочерения) детей, оставшихся без попечения родителей, по семейному законодательству Российской Федерации.
Семья играет огромную роль в жизни каждого человека, а особенно в жизни ребенка. Именно в семье у ребенка формируется определенное мировоззрение на жизнь. В каждой семье свои взгляды на воспитание детей, кто-то воспитывает с помощью любви, ласки и уважения, а кто-то наоборот.
К сожалению в современной России без родительской опеки остаются сотни тысяч детей в силу различных обстоятельств, будь то смерть родителей, материальные либо жилищные трудности семьи, рост вне брачной рождаемости [1].
В последнее время наблюдается значительное усиление внимания со стороны государства, общественности и средств массовой информации к проблемам семьи и детства.
Государство берет ответственность за таких детей на себя, направляя их в детские воспитательные учреждения. Однако, не одно детское учреждение, даже если воспитатели профессионалы своего дела, не заменит ребенку семью, даже чужую.
Нормами семейного законодательства Российской Федерации предусмотрены различные формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей, в семьи – это усыновление, опека и попечительство, приемная семья [4].
В России усыновление является приоритетной формой среди всех форм устройства детей оставшихся без попечения родителей [2].
Для достижения названной цели поставлены задачи: исследовать усыновление (удочерение) как одну из форм воспитания детей, оставшихся без попечения родителей, при этом выявить субъектов усыновления и проанализировать динамику усыновления детей гражданами Российской Федерации и иностранными гражданами.
Объектом исследования являются общественные отношения, определяющие усыновление (удочерение) детей, оставшихся без попечения родителей, и проблемы защиты прав и интересов субъектов этих отношений, прежде всего – интересов ребенка.
Предметом исследования выступают нормы семейного законодательства и положения, содержащиеся в подзаконных нормативных актах, касающиеся защиты прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей.
Усыновление (удочерение) это юридический акт, в результате которого между усыновителем (усыновителями) и его родственниками, с одной стороны, и усыновленным - с другой, возникают такие же права и обязанности, как между родителями и детьми, а также их родственниками по происхождению.Усыновление производится судом по заявлению лиц, желающих усыновить ребенка. Дела об усыновлении детей рассматриваются судом с обязательным участием самих усыновителей, органов опеки и попечительства, а также прокурора. Посредническая деятельность по усыновлению детей не допускается.В соответствии с Семейным законодательством РФ усыновителями могут быть как граждане России, так и иностранные граждане и лица без гражданства. Однако последние могут быть усыновителями в случаях, если не представляется возможным передать этих детей на воспитание в семьи граждан России, постоянно проживающих на территории РФ, либо на усыновление родственникам детей независимо от гражданства и места жительства этих родственников.
Но даже тщательно выверенное усыновление не дает стопроцентной гарантии того, что о судьбе ребенка отныне можно не беспокоиться. Поэтому установлен порядок контроля за условиями воспитания усыновленных детей. Если они переданы на усыновление в другое государство, этот контроль осуществляют консульские учреждения Российской Федерации.
В процессе исследования проанализирована динамика количества детей, оставшихся без попечения родителей за период 2006-2013 годы, проведен сравнительный анализ различных формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей, а также анализ усыновления (удочерения) детей гражданами Российской Федерации и иностранными гражданами. Исследование проводилось на основании данных, представленных Департаментом государственной политики в сфере защиты прав детей, Министерства образования и науки Российской Федерации [3]. Данные представлены на рисунке.
Динамика устройства детей в семьи
В 2013 году по сравнению с 2006 годом количество детей, оставшихся без попечения родителей, составляет 68770 человека, то есть на 58326 человек меньше. Следовательно можно сделать вывод о том, что в РФ наблюдается тенденция уменьшения числа детей, оставшихся без попечения родителей.
Представленные данныедепартамента государственной политики в сфере защиты прав детей, Министерства образования и науки Российской Федерации позволяют сделать вывод о том, что в течение анализируемого периода основной формой устройства детей, оставшихся без попечения родителей, является безвозмездная форма опеки и попечительства, на данную форму приходится 60 процентов. Что же касается приоритетной формы устройства детей - усыновления (удочерения), то доля ее, как видно, незначительная – на усыновление гражданами России приходится 10-11 процентов, иностранными гражданами 4-5 процентов. При этом по данной форме устройства детей, оставшихся без попечения родителей, наблюдается хотя и незначительная, но тенденция снижения.
Сравнительный анализ усыновления (удочерения) детей гражданами России и иностранными гражданами, свидетельствует о том, что в большей мере (в пределах 80 процентов) усыновление детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется гражданами России.Доля усыновления детей иностранными гражданами, в анализируемом периоде, незначительно менялась (1-2 процента) и в 2013 году сохранилась тенденция сокращения усыновления детей иностранными гражданами. Распределение усыновлений российских детей иностранными гражданами по странам свидетельствует о том, что наибольшее количество усыновителей на 2013 год -это представители таких стран как США - 646 детей, Испания – 502 ребенка, Франция – 245 детей, лидер в этом списке –Италия – 762 усыновленных ребенка.
Несмотря на то, что в целом по России идет тенденция сокращения усыновления детей иностранцам, в Приморском крае ситуация иная. Представленные данные свидетельствуют о тенденции снижения усыновления детей гражданами России и росте усыновлений иностранными гражданами (2010 году усыновлено иностранными гражданами 84 российских ребенка, а в 2013 – 102 ребенка.)