Сетевое издание
Международный студенческий научный вестник
ISSN 2409-529X

1 1
1

Региональные налоги – основная часть при формировании доходов региональных бюджетов. Они дают возможность субъектам РФ разрабатывать прогнозы экономического развития на дальнейшую перспективу, что и подтверждает актуальность данной работы.

В связи с этим необходимо выяснить, какие нововведения произошли области регионального налогообложения и оценить их дальнейшую перспективу.

Региональные налоги представлены налогом на имущество организаций, транспортным налогом и налогом на игорный бизнес. В 2011-2013 годах они обеспечивают порядка 11-15 % общего объема доходов Приморского края [1]. Динамика поступления региональных налогов в консолидированный бюджет Приморского края представлена в табл. 1.

Таблица 1

Динамика поступления региональных налогов в консолидированный бюджет Приморского края за 2011-2013 гг. в млн рублей

Налоги

2011 год

2012 год

2013 год

Темп роста 2012/2011

Темп роста 2013/2012

Налог на имущество организаций

3 934,9

4 244,3

6 445,2

107,9 %

151,6 %

Транспортный налог

684,6

846,4

948,2

123,6 %

112 %

Налог на игорный бизнес

0,1

1,2

1,7

1200 %

141,7 %

Но утвержденные бюджетные назначения исполняются не в полной мере. В целом доходы бюджета Приморского края за анализируемый период снизились почти на 10 %. Данный факт указывает на несовершенство доходной базы консолидированного бюджета Приморского края, в связи с чем, была утверждена Стратегия развития Приморского края на период до 2025 года и разработаны пути оптимизации регионального налогообложения. Рассмотрим подробнее, чем они выражены.

В ноябре 2013 года произошли изменения в определении налоговой базы по налогу на имущество организаций. Теперь предприятия будут выплачивать налог исходя из кадастровой стоимости, в то время как сейчас уплачивают налог по остаточной стоимости [2]. Будут установлены другие налоговые ставки, иные условия предоставления льгот. Здесь существует определенная особенность, например, если на балансе предприятия не числится крупная недвижимость, то являясь, даже арендатором офисного помещения, собственниками зданий будут перекладываться все вновь возникшие издержки. В свою очередь это отразится на конечном потребителе, которому придется из-за повышения цен платить больше за продукцию. Для использования расчета налога на имущество по кадастровой стоимости, будут утверждены результаты кадастровой оценки объектов недвижимости и особенности определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости. Для регионов максимально допустимое значение ставки будет равно 1,5% – в 2015 году, 2% – в 2016 года [3].

Например, фирма владеет торговым комплексом и производственным оборудованием (не относящимся к движимому имуществу). Кадастровая стоимость торгового комплекса составляет 50 000 000 руб. Остаточная стоимость оборудования равна значениям, указанным в таблице 2. В данном регионе ставка по налогу на имущество для торговых комплексов равна 1%. Ставка для прочего имущества – 1,1%.

Величина налога для торгового комплекса составила 500 000 руб.(50 000 000 руб. * 1%).

Налоговая база для производственного оборудования равна 1 200 000 руб.((1 500 000 + 1 450 000 + 1 400 000 + 1 350 000 + 1 300 000 + 1 250 000+ 1 200 000 + 1 150 000 + 1 100 000 + 1 050 000 + 1 000 000 + 950 000 + 900 000): (12+1)).

Величина налога в отношении оборудования составила 13 200 руб.(1 200 000 руб. * 1,1%).

Таблица 2

Остаточная стоимость оборудования предприятия

В рублях

Месяц

Остаточная стоимость

01 января

01 февраля

01 марта

01 апреля

01 мая

01 июня

01 июля

01 августа

01 сентября

01 октября

01 ноября

01 декабря

31 декабря

1 500 000

1 450 000

1 400 000

1 350 000

1 300 000

1 250 000

1 200 000

1 150 000

1 100 000

1 050 000

1 000 000

950 000

900 000

Таким образом, если сейчас предприятие уплачивает налог в сумме 13 200 рублей, то при введении кадастровой оценки торгового комплекса величина налога в сумме 500 000 рублей будет включена арендодателем в стоимость арендных платежей, что скажется напрямую скажется на затратах, которые понесет предприятие, а в свою очередь и на потребителе.

Министерство финансов России разработало комплекс рекомендаций в части повышения доходной базы бюджета субъектов, рекомендовано рассмотреть ставки региональных налогов, сделать анализ, и там, где эти ставки занижены, увеличить их. Администрация Приморского края провела такой анализ и выдвинула предложения по изменению транспортного налога. Новая налоговая ставка на автомобили в Приморье составит 7,5 рублей. То есть те приморцы, которые на сегодняшний день платят по 500 рублей транспортного налога в год, будут платить 750. Нововведение вступает в силу с 2016 года, а юридические лица начнут вносить авансовые платежи уже с 2015 года. Тем не менее, ставки транспортного налога в Приморском крае остаются ниже, чем в соседних регионах. Дополнительная сумма в бюджет составит, по оценкам специалистов, 450 миллионов рублей и 61 миллион рублей с юридических лиц. Данные средства будут направлены в дорожный фонд Приморского края, из которого средства направляются, в том числе, на ремонт муниципальных дорог [4].

Как известно, в России создано 4 игорные зоны, одна из которых находится в Приморском крае, что отводит особую роль налогу на игорный бизнес, который поступает в бюджет региона. В 2014 году были увеличены ставки налога на игорный бизнес, что колоссально увеличит поступления по налогу в бюджетную систему Приморского края.

По данным проекта в Игровой зоне Приморского края планируется установить 4 800 игровых автоматов и 380 игровых столов [5]. Исходя из этого, начальный объем поступлений за счет налога на игорный бизнес в региональный бюджет составит 1 002 000 000 рублей в год

125000*380=47 500 000 рублей с игровых столов в месяц

7500*4800=36 000 000 рублей с игровых автоматов в месяц

Таким образом, увеличение налоговых ставок регионального налогообложения, а также развитие игорной зоны поможет Приморскому краю значительно увеличить доход бюджета. Общее изменение структуры регионального бюджета Приморского края можно наглядно увидеть на рисунке.

Legkonogova.tif

Общее изменение структуры регионального бюджета Приморского края при реализации нововведений в сфере регионального налогообложения

Таким образом, общий темп прироста вливаний в региональный бюджет за счет налогов при реализации новой налоговой политики в 2015 году составит 20,46%.

В заключение стоит отметить, что Минфином разработан законопроект, который предлагает регионам, где федеральные вливания составляют больше 10% собственных доходов бюджета, отказаться от финансовой помощи из Москвы, либо ограничить свою финансовую самостоятельность. В краевом бюджете Приморского края на 2013 год предусмотрено получение федеральных дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности в объеме почти 6,66 млрд рублей. Собственные доходы бюджета 2013 года при этом составляют около 55 млрд рублей, а общий размер доходной части после последней корректировки бюджета – 70,54 млрд рублей. Т.е., регион балансирует на грани тех самых 10%, о которых говорится в проекте Минфина [6]. Из этого следует вывод, что если Приморский край будет получать любые виды дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности, то регион окажется под полным контролем федерального центра. Таким образом, оптимизация регионального налогообложения является одним из важнейших направлений становления современной бюджетной политики Приморского края, которая обеспечит региону самостоятельность.