Сетевое издание
Международный студенческий научный вестник
ISSN 2409-529X

1 1
1

«Международный стандарт железнодорожной промышленности» International Railway Industry Standard (называемый в дальнейшем для краткости IRIS) – является признанным международным сообществом стандартом, предназначенным для оценки систем менеджмента бизнеса на предприятиях железнодорожной отрасли.

Изначально предприятия железнодорожной отрасли разрабатывали и внедряли системы менеджмента качества в соответствии с ISO 9001:2008, однако со вступлением в силу распоряжения президента ОАО "РЖД" В. И. Якунина №1943 от 17.09.2009 г. предприятия отрасли вынуждены разработать и внедрить систему менеджмента бизнеса в соответствии с требованиями IRIS. В данной работе проведен анализ требований ISO 9001:2008 и IRIS с целью установления необходимого перечня мероприятий при внедрении систем менеджмента бизнеса (СМБ) при наличии функционирующей системе менеджмента качества на предприятии.

Стандарт IRIS включает в себя все требования стандарта ISO 9001:2008 и дополнен специфическими требованиями характерными для железнодорожной отрасли. В таблице представлен анализ требований этих стандартов.

Анализ требований ISO 9001:2008 и IRIS

 

Разделы IRIS и ISO 9001:2008

Дополнительные требования по отношению к ISO 9001:2008

4.3 Менеджмент знаний

Идентифицированы, документально оформлены, внедрены и должны регулярно обновляться

4.4 Менеджмент Проектов

СМБ должна быть документально оформлена и внедрена

5.3.1 Бизнес-план

Разработка стратегии и политики, анализ требований и ожиданий потребителей, анализ законодательных и нормативных требований

6.5 План действий на случай непредвиденных обстоятельств

Разработка плана действий на случай непредвиденных обстоятельств, смягчение критического положения, нехватка персонала, отказ основного производственного оборудования, возврат продукции из эксплуатации

7.2.4 Менеджмент при проведении тендера

Возможность поставки продукции, требования по условиям тендера, оформление документов.

7.4.4 Менеджмент Цепи поставок

Поставки от поставщика должны производиться по графику с требованиями по закупкам.

7.5.1.1 Составление графика производства

Планирование оценки возможностей и периодического регулирования ресурсов

7.5.1.2 Производственная документация

Чертежи, номенклатура деталей, карта потока Процесса, перечень инструментов и программное обеспечение для ЧПУ

7.5.1.3 Управление изменениями Процесса производства

Оформление документов, определение персонала, одобрение изменений государственных органов в соответствии с контрактами потребителей, рабочее состоянии Записей

7.5.1.4 Управление оборудованием и инструментами

Оформление документов Процедуры для обеспечения производства

7.7 Менеджмент проекта

Внедрение Процесса менеджмента проекта или Процесса разработки новой продукции.

7.8 Менеджмент конфигурации

Документально оформленная процедура для менеджмента конфигурации: перечень продукции, прослеживаемость во время производства и выполнения работ.

7.9 Контроль первого изделия (FAI)

Внедрение документально - оформленной процедуры, включающую в себя: контроль, верификацию, документальное оформление, обновление Записей.

7.10 Ввод Продукции в эксплуатацию / Сервисное обслуживание у потребителей

Требование контракта: управление и обновление технической документацией, использование схем ремонта, управление Консигнационной продукцией.

7.11 Готовность, ремонтопригодность, стоимость жизненного цикла (RAMS/LCC)

Регистрация стандартной процедуры технического: обслуживания, документальное оформление Процедуры: обеспечивающую безотказность, готовность, ремонтопригодность и безопасность (RAMS).

8.2.2 Внутренние аудиты (проверки)

Организация должна проводить аудит всех процессов на их соответствие требованиям.

8.2.3 Мониторинг и измерение процессов

Для измерения и мониторинга Процессов должны быть установлены обязательные и рекомендуемые KPI.

8.2.4 Мониторинг и измерение продукции

Записи испытаний должны содержать истинную информацию о результатах испытания.

8.3 Управление несоответствующие продукции

Любое отклонение в пределах выполнения Проекта относится к несоответствию, например, аспекты логистики, документация.

8.3.1 Управление несоответствующим Процессом

Организация должна разработать, документально оформить и поддерживать в рабочем состоянии Процесс управления изменчивостью.

8.3.2 Разрешение потребителя на отклонение от требований

Организация должна получить от потребителя Разрешение на отклонение когда Продукция отличается от тех. характеристик.

Вывод:

Базовые требования по ISO 9001:2008 плюс специфические требования, относящиеся к железнодорожной промышленности, по каждому разделу ISO 9001:2008. Кроме того, добавлены некоторые пункты, отсутствующие в ISO 9001:2008, такие как: проектный менеджмент, первая инспекция продукта, RAMS/LCC – процесс, предусматривающий рассмотрение стоимости на протяжении всего жизненного цикла продукта и мониторинга таких его характеристик, как надежность, доступность, поддержка и безопасность.