«Международный стандарт железнодорожной промышленности» International Railway Industry Standard (называемый в дальнейшем для краткости IRIS) – является признанным международным сообществом стандартом, предназначенным для оценки систем менеджмента бизнеса на предприятиях железнодорожной отрасли.
Изначально предприятия железнодорожной отрасли разрабатывали и внедряли системы менеджмента качества в соответствии с ISO 9001:2008, однако со вступлением в силу распоряжения президента ОАО "РЖД" В. И. Якунина №1943 от 17.09.2009 г. предприятия отрасли вынуждены разработать и внедрить систему менеджмента бизнеса в соответствии с требованиями IRIS. В данной работе проведен анализ требований ISO 9001:2008 и IRIS с целью установления необходимого перечня мероприятий при внедрении систем менеджмента бизнеса (СМБ) при наличии функционирующей системе менеджмента качества на предприятии.
Стандарт IRIS включает в себя все требования стандарта ISO 9001:2008 и дополнен специфическими требованиями характерными для железнодорожной отрасли. В таблице представлен анализ требований этих стандартов.
Анализ требований ISO 9001:2008 и IRIS
Разделы IRIS и ISO 9001:2008 |
Дополнительные требования по отношению к ISO 9001:2008 |
4.3 Менеджмент знаний |
Идентифицированы, документально оформлены, внедрены и должны регулярно обновляться |
4.4 Менеджмент Проектов |
СМБ должна быть документально оформлена и внедрена |
5.3.1 Бизнес-план |
Разработка стратегии и политики, анализ требований и ожиданий потребителей, анализ законодательных и нормативных требований |
6.5 План действий на случай непредвиденных обстоятельств |
Разработка плана действий на случай непредвиденных обстоятельств, смягчение критического положения, нехватка персонала, отказ основного производственного оборудования, возврат продукции из эксплуатации |
7.2.4 Менеджмент при проведении тендера |
Возможность поставки продукции, требования по условиям тендера, оформление документов. |
7.4.4 Менеджмент Цепи поставок |
Поставки от поставщика должны производиться по графику с требованиями по закупкам. |
7.5.1.1 Составление графика производства |
Планирование оценки возможностей и периодического регулирования ресурсов |
7.5.1.2 Производственная документация |
Чертежи, номенклатура деталей, карта потока Процесса, перечень инструментов и программное обеспечение для ЧПУ |
7.5.1.3 Управление изменениями Процесса производства |
Оформление документов, определение персонала, одобрение изменений государственных органов в соответствии с контрактами потребителей, рабочее состоянии Записей |
7.5.1.4 Управление оборудованием и инструментами |
Оформление документов Процедуры для обеспечения производства |
7.7 Менеджмент проекта |
Внедрение Процесса менеджмента проекта или Процесса разработки новой продукции. |
7.8 Менеджмент конфигурации |
Документально оформленная процедура для менеджмента конфигурации: перечень продукции, прослеживаемость во время производства и выполнения работ. |
7.9 Контроль первого изделия (FAI) |
Внедрение документально - оформленной процедуры, включающую в себя: контроль, верификацию, документальное оформление, обновление Записей. |
7.10 Ввод Продукции в эксплуатацию / Сервисное обслуживание у потребителей |
Требование контракта: управление и обновление технической документацией, использование схем ремонта, управление Консигнационной продукцией. |
7.11 Готовность, ремонтопригодность, стоимость жизненного цикла (RAMS/LCC) |
Регистрация стандартной процедуры технического: обслуживания, документальное оформление Процедуры: обеспечивающую безотказность, готовность, ремонтопригодность и безопасность (RAMS). |
8.2.2 Внутренние аудиты (проверки) |
Организация должна проводить аудит всех процессов на их соответствие требованиям. |
8.2.3 Мониторинг и измерение процессов |
Для измерения и мониторинга Процессов должны быть установлены обязательные и рекомендуемые KPI. |
8.2.4 Мониторинг и измерение продукции |
Записи испытаний должны содержать истинную информацию о результатах испытания. |
8.3 Управление несоответствующие продукции |
Любое отклонение в пределах выполнения Проекта относится к несоответствию, например, аспекты логистики, документация. |
8.3.1 Управление несоответствующим Процессом |
Организация должна разработать, документально оформить и поддерживать в рабочем состоянии Процесс управления изменчивостью. |
8.3.2 Разрешение потребителя на отклонение от требований |
Организация должна получить от потребителя Разрешение на отклонение когда Продукция отличается от тех. характеристик. |
Вывод:
Базовые требования по ISO 9001:2008 плюс специфические требования, относящиеся к железнодорожной промышленности, по каждому разделу ISO 9001:2008. Кроме того, добавлены некоторые пункты, отсутствующие в ISO 9001:2008, такие как: проектный менеджмент, первая инспекция продукта, RAMS/LCC – процесс, предусматривающий рассмотрение стоимости на протяжении всего жизненного цикла продукта и мониторинга таких его характеристик, как надежность, доступность, поддержка и безопасность.