В различной литературе при характеристике действий и поступков, не соответствующих общепринятым нормам и правилам, используются понятия «правонарушения», «противоправные действия», «безнравственный поступок», «девиантное поведение».
Одним из самых важных и в то же время наиболее сложных направлений в работе с детьми является социально-педагогическая работа с теми, кто так или иначе всегда был связан с вышеперечисленными понятиями, выделялся в самостоятельную категорию, но назывался при этом всегда по-разному: трудные, трудновоспитуемые, педагогически запущенные, проблемные, дезадаптированные, дети с отклоняющимся (девиантным) поведением, дети риска.
Отклоняющееся (девиантное) поведения детей является серьезной социальной, психолого-педагогической и медико-биологической проблемой. В настоящее время в изменяющихся условиях развития страны эта проблема становится особо актуальной, что обусловлено целым рядом причин. [1]Среди них – рост числа беспризорных и безнадзорных детей, радикальное изменение социально-экономической жизни, снижение жизненного уровня значительной части населения, неуверенность в завтрашнем дне, отсутствие ценностных ориентаций, безразличие к себе и окружающим, изменения в укладе и образе жизни людей.
А что же делает ребёнка «трудным», девиантным? Ведь это механизм, имеющий свою точку отчёта, свои причины и свои факторы появления. В данной статье, мы постараемся выяснить, почему же ребёнок, становится «трудным».
Василий Александрович Сухомлинский говорил: «Причины, в силу которых ребенок становится «трудным», неуспевающим, отстающим в подавляющем большинстве случаев кроются в воспитании, в условиях, окружающих ребенка в годы раннего детства» [3, с. 80] .
Социально-педагогическая безнадзорность детей, развивающаяся на фоне равнодушного, невнимательного отношения к ним окружающих, в итоге зарождает у ребёнка чувства одиночества, заброшенности, своей ненужности, незащищенности. Возникают чувства протеста, отчуждения, неприязни по отношению к взрослым, стремление к объединению, кооперации, самоорганизации на основе единомыслия, общности судьбы, интересов и склонностей.
Проанализировав психолого – педагогическую литературу, мы выявили ряд объяснений причин возникновения подобного поведения [2]:
Биологическое объяснение включает в себя физические факторы. Некоторые исследователи склонны считать, что физические данные ребёнка могут вызывать склонность к девиантному поведению. В. Шелдон и Ч. Ломброзо в своих исследованиях доказывали, что людям с некой физической структурой свойственно поведение, отклоненное от социальной нормы. Современные физиономисты поддерживают теорию физических факторов. В своих исследованиях они доказываю, что по чертам лица человека можно определить его склонность к агрессии, вседозволенности и аморальности. Впрочем, на практике часто данная теория не находит подтверждения.
Психологическое объяснение рассматривает девиантное поведение в связи с внутриличностным конфликтом, деструкцией и саморазрушением личности, блокированием личностного роста, а также состояниями умственных дефектов, слабоумия и психопатии. Причиной возникновения девиаций в поведении и развитии ребенка может быть недостаточная сформированность определенных функциональных систем мозга, обеспечивающих развитие высших психических функций (минимальные мозговые дисфункции, синдром дефицита внимания, синдром гиперактивности). Отклонения такого рода рассматриваются в рамках неврологии и нейропсихологии. Особое место среди разнообразных концепций девиантности занимают исследования психоаналитической ориентации, основоположником которых является Зигмунд Фрейд. Он видит причины отклонений в дефиците эмоциональных контактов, теплого общения с матерью в первые годы жизни, в качестве важнейшего фактора формирования личности выделяют структуру семьи. Различное положение ребенка в этой структуре и соответствующий тип воспитания оказывают часто решающее влияние на возникновение отклонений. Например, гиперопека ведет к развитию мнительности, инфантильности и комплекса неполноценности. Таким образом, в исследованиях ученых психоаналитической ориентации большая роль отводится социальным, прижизненно действующим факторам.
Социологическое объяснение причин девиантного поведения кроется в социальных факторах. Впервые социологическое объяснение девиантности было предложено в теории аномии Э. Дюркгейма. Аномией называется отсутствие единой линии поведения у личности. Человек просто не знает, какое поведение в данном обществе и ситуации принято, и поэтому ведет себя нестандартно, удивляя, а порой и шокируя окружающих. Социологическая теория гласит о том, что ребёнок имеет девиантное поведение, если его адаптация к среде, в которую он попадает, происходит неудачно. Разочарования разрушают некую грань личности, на месте которой возникает склонность к нестандартному поведению, вредящему окружающим. Простейшим примером является детский коллектив, школьный класс. Если в школу приходит новенький ученик и не может в первые дни общения установить с одноклассниками нормальные отношения, дети его отвергают. Часто в отместку им и для поднятия собственной самооценки новенький становится непослушным и проблемным учеником. Такого рода девиантное поведение – реакция на несостоявшуюся адаптацию к новой среде.
Социально-личностный подход в объяснении девиантного поведения. Сторонниками данного подхода являются С.А.Белокобыльская, В.П.Емельянов, Я.Л.Коломский, А.А.Реан, С.А.Тарарухин. Поскольку сущность девиации нельзя объяснить только на основе анализа психологических факторов - какой-то одной психологической черты, конфликта или «комплекса» или только следствием сложившихся обстоятельств, – в настоящее время большинство психологов и социологов считают продуктивным социально-личностный подход, основанный на использовании принципа дополнительности как взаимодействия ситуативных и личностных факторов, объединяющих биологические, психологические и социальные причины девиаций. Многие ученые особое место среди социальных «механизмов запуска отклоняющегося поведения» выделяют семье, подчеркивая, что предрасположенность к девиациям различной степени закладывается с детского возраста, не в последнюю очередь благодаря родителям.
Трудные дети - это дети, которым трудно. Трудно в классе, трудно в семье, и в первую очередь, трудно с самим собой. Дети не рождаются трудными, трудными они становятся, потому что вовремя им не помогли, их не услышали, им не уделили должного внимания.
Недостаток позитивного социального опыта, неразвитость и несформированность мировоззрения, системы ценностных ориентаций, этических норм и эстетических вкусов способствуют выбору детьми негативных, противоправных сфер приложения своей активности, что неизбежно отражается на их поведении, на формировании личности, социального облика. Значительную роль в этом процессе играет отсутствие своевременной, необходимой педагогической, психологической, социальной и медицинской помощи ребёнку [4].
Микросреда, в которой вращается современный ребёнок, весьма неблагоприятна. Он сталкивается в той или иной мере с различными формами девиантного поведения и по дороге в школу, и во дворе, и в общественных местах, и даже дома (в семье) и в школе. Особенно благоприятную обстановку для появления отклонений в сфере морали и поведения создает городская среда, с ее анонимностью, безличным характером взаимоотношений между людьми, с большей степенью свободы, с обширным ассортиментом отрицательно влияющих экономических, социальных и культурных факторов.[5]
Современной школе сегодня важно создавать среду, свободную от условий, деформирующих сознание ребёнка, порождающих отклоняющееся поведение.
Для того чтобы работа с детьми была успешной, необходимо также выявить факторы, порождающие различные формы отклонений, с целью выработки программы по их дальнейшей нейтрализации или коррекции.