В своем послании к Федеральному собранию, президент РФ В. Путин сказал: «Нам нужны школы, которые не просто учат, что чрезвычайно важно, …, но …, которые воспитывают личность. Граждан страны - впитавших ее ценности, историю и традиции» [1]. Таким образом, президент РФ обратил внимание на воспитание подрастающего поколения в духе патриотизма, любви к Родине, народным традициям и культуре.
Утрата духовных, исторических и нравственных ценностей прошлого своего народа приводит к бездуховности молодого поколения. В таких условиях неоценимую значимость приобретает переосмысление педагогических и этнических традиций, самой сущности воспитательного процесса в плане использования богатейшего опыта воспитания народной педагогики.
Цель дипломной работы: разработать и апробировать программу для дошкольного учреждения по возрождению идей народной педагогики.
Объект исследования: деятельность социального педагога по возрождению идей народной педагогики.
Предмет исследования: условия эффективности деятельности социального педагога дошкольного учреждения по возрождению идей народной педагогики.
1. Рассмотрены сущностно-теоретические основы народной педагогики.
Народная педагогика – это исторически сложившаяся совокупность воспитательного и социального опыта, норм поведения, общественных традиций, передаваемых из поколения в поколение в виде определенных требований к воспитанию детей.
Она представляет собой совокупность знаний и навыков воспитания, сохранившаяся в этнокультурных традициях, народном поэтическом и художественном творчестве, устойчивых формах общения и взаимодействия детей друг с другом и со взрослыми.
Дает возможность воспитывать в детях любовь к родному языку, интерес к его настоящей истории, неравнодушие к национальным традициям, способность к творчеству. Воспитывать в ребенке личность. Такие качества как, самосознание, достоинство, гордость, честь.
Таким образом, народная педагогика это система воспитания, основанная на традициях и обычаях народа [2, 4].
Социализирующая функция народной педагогики заключается в передаче накопленного опыта последующим поколениям, что облегчает им присвоение национальных ценностей, традиций и уклада жизни.
2. Изучена специфика деятельности социального педагога в современных условиях.
Деятельность социального педагога в ДОУ очень разнообразна и требует приложения многих усилий, терпения и творчества. Организуя свою работу, социальный педагог направляет усилия на создание здорового, эмоционально стабильного и благополучного микроклимата как во взрослом, так и в детском коллективах, способствует гуманизации межличностных отношений (педагог – педагог, педагог – ребенок, ребенок – сверстник, ребенок – группа, ребенок – родитель, педагог – родитель), защищает права и интересы каждого ребенка, участвует в организации досуга и отдыха детей, помогает раскрыться способностям каждого воспитанника.
Сопровождение детей в детском саду социальный педагог осуществляет в процессе взаимодействия всех специалистов ДОУ при поддержке родителей и включает следующие направления профессиональной деятельности (диагностику, профилактическую, коррекционную работу, консультирование, методическую и организационную работу) [3].
Социально педагогическая деятельность в условиях ДОУ – это та работа, которая включает педагогическую и психологическую деятельность, направленную на помощь ребенку, педагогу и родителю в развитии собственной индивидуальности, организации себя, своего психологического состояния; помощь в решении возникающих проблем и их преодолении в общении; а также помощь в становлении маленького человека в обществе.
Реализация социализирующей функции народной педагогики в деятельности социального педагога дошкольного учреждения открывает широкие возможности для творческой деятельности социального педагога и как организатора мероприятий, методиста и непосредственного участника.
3. Проанализированы в ходе опытно-экспериментальной работы, возможности возрождения народной педагогики в условиях дошкольного учреждения.
Целью констатирующего этапа исследования являлось выявление базового (начального) уровня знаний о традициях народной педагогике среди воспитателей и родителей дошкольников, а также знание народного творчества и народных обычаев и традиций самими дошкольниками.
В ходе, которого выявлено недостаточное знание народных обычаев, традиций и т.д. как среди детей, так и среди родителей и воспитателей.
Целью формирующей программы являлось внедрение в работу социального педагога детского дошкольного учреждения, элементов народной педагогики, с целью более успешной социализации детей, укрепления народных традиций, патриотизма и становления активной социальной позиции.
Программа включает 3 направления:
1. воспитание патриотизма
2. становление духовно-нравственных ценностей;
3. трудовое воспитание, через знакомство с русскими народными промыслами и культуру взаимопомощи.
По итогам формирующей программы, мы видим, что все дети подготовительной группы узнали предложенные разрезные картинки, с изображение русских народных промыслов. Затруднение вызвали вопросы и том, «что на картинке неверно?». Но количество детей испытывающих такие затруднения сократилось с 23,335 до 3,33%.
Среди терминальных ценностей родителей дошкольников на первое место вышла «счастливая семейная жизнь» 46,67% против 26,67% в начале, далее приоритеты распределились между «материально обеспеченной жизнью» и «здоровьем». В динамике инструментальных ценностей стоит отметить большую по сравнению с констатирующим экспериментом роль «воспитанности» – 20,00%/36,67%.
Динамика результатов методики Рене Жиля показала, что дошкольники стали теплее относится к членам семьи, в частности к бабушкам, дедушкам – 70,00%/80,00%, к сестрам, братьям – 60,00%/76,67%. Чаще стали идентифицировать родителей как семейную пару – 80,00%/90,00%
Анализируя динамику показателей эмоциональной стороны детско-родительского взаимодействия по итогам формирующей программы, мы можем отметить общий рост всех показателей в положительную сторону. Из этого можно предположить, что эмоциональный фон в семье стал «теплее», родители и дети стали лучше понимать друг друга, сопереживать и стараться поддерживать.
Результаты опроса родителей, после проведения программы показали большую информированность родителей в вопросах народной педагогики. Родители стали чаще рассказывать детям русские народные сказки (60,00%/86,67)
Формирующая программа принесла значительную помощь воспитателям (особенно молодым). Итоги контрольного опроса показали 100,00% знание воспитателями детского сада основ народной педагогики.
Контрольный опрос показал очень хорошее усвоение детьми основ народного творчества и традиций. Затруднение вызвал лишь вопрос, связанный с поговорками у 20,00% воспитанников.
Анализ результатов контрольного среза показал, что, формирующая программа и созданные условия развивающей среды оказали положительное влияние на всех участников программы, обогатив их знаниевый и эмоциональный опыт.