Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования в качестве важнейшей задачи иноязычного образования выделяется формирование иноязычной коммуникативной компетенции учащихся. Решение задачи требует развития языковых способностей учащихся.
Интерес к проблеме развития языковых способностей у младших школьников отмечается в работах В.Б. Беляева, Е.Д. Божович, В. Гумбольт, И.А. Зимней, А. М. Шахнарович и др. Проблема использования игр и игровых приемов для развития языковых способностей у детей младшего школьного возраста находит свое отражение в работах Л.C. Выготского, А.А. Леонтьева, Е.И. Пассова, М.Н. Скаткина, М.Ф.Стронина, Д.Б. Эльконина и др.
А.А. Леонтьев определил языковую способность как совокупность психологических и физиологических особенностей личности, обеспечивающих усвоение, производство, воспроизводство и адекватное восприятие языковых знаков [1]. В связи с этим, в языковые способности входят такие психические процессы как память, мышление, внимание, восприятие.
Вовлечение учащихся в устную коммуникацию на уроках иностранного языка может быть успешно осуществлено в процессе игровой деятельности. В игре особенно полно и порой неожиданно проявляются языковые способности любого человека. Многие ученые, такие как Л.С. Выготский, E.И. Пассов, М.Н. Скаткин и др., справедливо обращали внимание на эффективность использования игровых приемов для развития языковых способностей.
Е.И. Пассов определяет игровой прием как один из методов активного обучения, включающий игровые действия или отдельные, единичные элементы активизации [2].
Цель нашего исследования заключается в разработке системы игровых приемов для развития языковых способностей младших школьников и апробации ее на уроках английского языка.
Для достижения этой цели нами была проведена опытно – практическая работа, ориентированная на учащихся 4 «А» класса Авторской академической школы № 186 г. Нижний Новгород, которая проходила в два этапа. На подготовительном этапе нами был осуществлен анализ УМК «Family and Friends» издательства РЕЛОД для 4 класса на наличие игровых приемов и разработана система игровых упражнений. Данная система была направлена на повышение уровня развития языковых способностей, определяемых по критериям:
– хорошая слуховая дифференциальная чувствительность, т. е. способность различать звуки и их оттенки, узнавать их в потоке речи и имитировать их;
– достаточный объем памяти (объем памяти младшего школьника 6-7 слов);
– словесно-логическое мышление (умение обобщать, сравнивать, анализировать, определять понятия, выводить следствия и устанавливать связи между языковыми явлениями).
Основной этап опытно-практической работы включал в себя проведение разработанных игровых упражнений на уроках английского языка. Поскольку, игровые приемы УМК «Family and Friends», как нам удалось выявить, в большинстве своем ориентированы на развитие восприятия и внимания, для эффективности развития языковых способностей мы разработали и применили игровые приемы, большей частью направленные на развитие памяти и мышления.
Так, при обучении школьников нами были использованы лексические игры («Съедобное/ несъедобное» по теме «Food», «Животное на букву…», «Третий лишний» по теме «Animals», «Назови слово на букву…» по теме «Animals»), фонетическая игра («Назови слово со звуком...» по теме «Clothes»), грамматическая игра («Изобрази действие» при изучении настоящего продолженного времени (The Present Continuous Tense), орфографическая игра («Стань в ряд» при изучении темы «Clothes»), способствующие развитию таких психических процессов как память, мышление, внимание, восприятие.
Как мы видим, все психические процессы, необходимые для развития языковых способностей, задействованы в предложенных нами игровых приемах и в той или иной мере развиваются благодаря им. Мы можем вполне справедливо полагать, что данные игровые приемы развивают языковые способности младших школьников.