Новые федеральные государственные стандарты образования декларируют, как основной приоритет системы образования формирование у школьников общеучебных умений и навыков, а также способов деятельности, а не только освоение учащимися конкретных знаний, умений и навыков в рамках отдельных дисциплин.
На сегодняшний день в качестве важнейшей задачи иноязычного начального образования выделяется формирование универсальных (метапредметных) учебных действий, обеспечивающих младшим школьникам, осваивающим иностранный язык, умение учиться, способность к самостоятельной работе над языком, а, следовательно, и способность к саморазвитию и самосовершенствованию. Как известно, ведущей учебной деятельностью младшего школьного возраста является учебная деятельность. Регулятивные учебные действия отражают содержание именно этой деятельности. Поэтому важное место в формировании умения учиться занимают регулятивные универсальные учебные действия, обеспечивающие организацию, регуляцию и коррекцию учебной деятельности.
Целью нашего исследования является разработка эффективных способов развития регулятивных универсальных учебных действий на уроках английского языка во 2 классе начальной школы.
Теоретической основой данного исследования послужили идеи развивающего обучения (Л. С. Выготский, В. В. Давыдов, Л. В. Занков, Д. Б. Эльконин), современные дидактические концепции о содержании образования в контексте формирования общеучебных умений в частности: концепция развивающего иноязычного образования в начальной школе (З.Н. Никитенко); концепция развития универсальных учебных действий (УУД) в системе общего образования (А. Г. Асмолов, Г. В. Бурменская, И. А. Володарская и др.).
Универсальные учебные действия – это совокупность способов действия учащегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих его культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний, формированию умений, включая организацию этого процесса [1].
Группа исследователей под руководством А. Г. Асмолова выделяет четыре блока в составе основных видов универсальных учебных действий: 1) личностный; 2) регулятивный (включающий также действия саморегуляции); 3) познавательный; 4) коммуникативный [1].
Предметом нашего внимания являются регулятивные универсальные учебные действия, т.к. именно этот вид универсальных учебных действий лежит в основе формирования умений организации учебной деятельности у младших школьников, а значит и в основе успешности всего обучения в начальной школе. Структура регулятивных универсальных учебных действий включает в себя: целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекцию, оценку и саморегуляцию.
Мы предположили, что для успешного развития регулятивных универсальных учебных действий у учащихся 2 класса на уроке по английскому языку необходимо использовать специально отобранные методические приемы. Для решения этой задачи нами была проведена опытно-практическая работа, которая проходила в три этапа: констатирующий этап, формирующий этап, контрольный этап.
Констатирующий этап нашего исследования был ориентирован на выявление исходного уровня сформированности регулятивных универсальных учебных действий учащихся 2 «Г» класса. Для достижения поставленной цели был проведен ряд специально подобранных методик: диагностическая методика Д.Б. Эльконина «Графический диктант»; методика П.Я. Гальперина, С.Л. Кабыльницкой «Проба на внимание».
Результаты диагностического исследования показали, что регулятивные универсальные учебные действия у учащихся 2 «Г» класса не развиты в достаточной степени, лишь двое учеников (18% от общего числа детей) показали высокий уровень сформированности регулятивных универсальных учебных действий по всем проведенным методикам, в то время как остальные находятся на среднем (36%) и низком (46%) уровнях.
На формирующем этапе нашего исследования было необходимо: 1 – проанализировать УМК «Happy English.ru» К. И. Кауфман, М. Ю. Кауфман для 2 класса, на наличие заданий и упражнений, а также конкретных рекомендаций по вопросам формирования регулятивных универсальных учебных действий; 2 – отобрать комплекс типовых заданий и методических приемов, направленных на повышение уровня развития регулятивных универсальных учебных действий; 3 – провести работу по развитию регулятивных универсальных учебных действий у учащихся 2 «Г» класса.
При отборе типовых заданий за основу было взято методическое пособие разработанное группой авторов под редакцией Н. Н. Деменевой [2]. Представленный комплекс заданий лег в основу проектирования серии уроков английского языка, одной из задач которых являлось целенаправленная работа по развитию регулятивных универсальных учебных действий.
На наш взгляд, к методическим приемам, направленным на развитие регулятивных УУД относятся: решение проблемной ситуации при постановке цели и задач, составление плана работы, использование памяток при решении учебных задач, приемы контроля и взаимоконтроля деятельности, а также различные приемы оценивания своей деятельности.
Об эффективности проделанной работы в количественном эквиваленте позволил судить контрольный этап. На контрольном этапе нашего исследования целью ставилось выявление динамики уровня сформированности регулятивных универсальных учебных действий у учащихся 2 «Г» класса после проведенной работы по их развитию. Задачами контрольного эксперимента стало повторное проведение диагностик и интерпретация результатов, а также сопоставление их с результатами, полученными в ходе первого этапа нашей опытно-практической деятельности. Сравнительный анализ полученных результатов показал положительную динамику в уровне сформированности регулятивных УУД у учащихся 2 «Г» класса.
Высокий уровень на данном этапе показали трое учащихся (27%), на среднем уровне находятся шесть человек (55%), и лишь двое учащихся (18%) остались на прежнем низком уровне сформированности регулятивных действий.
Таким образом, проделанная опытно-практическая работа подтвердила возможность и необходимость регулярной, целенаправленной работы по развитию регулятивных универсальных учебных действий на уроках английского языка у младших школьников.