Актуальность темы исследования заключается в научном поиске функциональных показателей организма обучаемых, способствующих в наибольшей степени овладению плавательными навыками, освоению спортивной техники и на этой основе повышению эффективности процесса обучения.
Цель исследования. Изучить особенности физического развития, физических качеств, проявление специфических свойств тела в воде их влияние на способности осваивать навыки плавания детей на этапе начального обучения.
Задачи исследования.
1. Проанализировать научные и методические источники по вопросам ведущих факторов, обуславливающих успешность обучения плаванию, а также специфических особенностей формирования двигательных навыков в плавании.
2. Определить комплекс показателей, характеризующих предрасположенность детей младшего школьного возраста к овладению навыками плавания.
3. Выявить влияние предрасположенности детей к освоению навыка плавания на качество освоения техники спортивных способов плавания.
Исследование было проведено в течение 4 месяцев в группе учащимися ДЮСШ, численностью 29 человек. В течение эксперимента в группах начального обучения плаванию были определены характерные черты детей, предрасположенных к быстрому и качественному освоению навыков плавания и положительно влияющих на овладение техникой плавания спортивным способам «кроль на груди».
Для оценки физического развития детей применялось тестирование физического развития, уровня развития физических качеств и функционирования дыхательной системы. Для измерения подвижности голеностопного сустава использовался метод гониометрии. Подвижность плечевых суставов определялась расстоянием между хватом рук при выполнении выкрута назад прямыми руками. Для экспресс-оценки физического состояния был определен индекс Кетле.
Специальные физические качества определялись по тестам:
1. Дифференциация мышечных усилий на кистевом динамометре.
2. Определение специфических свойств тела в воде. В частности, степень овладения техникой спортивных способов «кроль на груди», выявлялась с помощью экспертной оценки.
По данным ряда авторов [1-4] показатели, характеризующие предрасположенность к освоению навыка плавания, могут благотворно повлиять на формирование техники спортивных способов плавания. На практическом этапе исследования решалась задача выявления и экспериментального обоснования влияния показателей, характеризующих предрасположенность ученика к освоению основного навыков плавания:
- умения держаться на поверхности воды,
- умения перемещаться по воде с помощью водно-опорных умений,
- освоения спортивных способов плавания.
Программа педагогического экспериментального обучения состояла из комплекса упражнений по освоению с водной средой и овладению техникой спортивных способов плавания «кроль на груди». По окончании эксперимента результаты тестовой программы сопоставлялись у детей, считавшихся и не считавшихся предрасположенными к освоению навыка плавания. У всех испытуемых оценивались элементы навыка и техники плавания. Кроме того, программа тестирования включала элементы формирования состояния готовности к обучению плаванию.
Таким образом, на основании полученных результатов определен комплекс показателей характеризующих предрасположенность детей 7-10 лет к овладению плавательным навыком. Доказано, что эффективность освоения техники плавания спортивными способами во многом обусловлена индивидуальной предрасположенностью детей к овладению навыками плавания и его составляющими.
Основная причина возникновения ошибок и недостатков в технике спортивных способов плавания, как показали результаты исследований, заключается в недостаточно высоком уровне функционирования дыхательной системы, развития выносливости и гибкости в голеностопных и плечевых суставах, что затрудняет качественное приобретение водно-опорных умений и освоение специфического акта дыхания в условиях водной среды.
1. Физическое развитие детей, предрасположенных к обучению плаванию характеризуется относительно небольшим ростом тела в длину и весом, лучшими показателями жизненной емкости легких. Не выявлено различий в индексах телосложения у детей с разной степенью предрасположенности.
2. Установлено преимущество детей, предрасположенных к образованию навыков плавания, в развитии физических качеств: гибкость в плечевых и голеностопных суставах и выносливость. Не было выявлено достоверных различий в развитии становой, кистевой силы и быстроты. Заметное преимущество «предрасположенных» выявлено в дифференциации мышечных усилий и воспроизведении пространственных параметров.
3. Результаты оценки элементов навыка плавания свидетельствуют о превосходстве «предрасположенных» в баллах оценки плавучести, обтекаемости, в выполнении многократных актов вдох-выдох в воде, в упражнении «поплавок», и в погружениях в воду.