Сетевое издание
Международный студенческий научный вестник
ISSN 2409-529X

1 1
1

Баскетбол занимает одно из приоритетных мест в физическом воспитании школьников благодаря своей воспитательной, оздоровительной и образовательной направленности среди других видов спортивной деятельности. Исследования, проведенные в последние годы, убедительно показали его большое значение как здоровьеформирующей функции, обеспечивающей эффективное развитие основных двигательных и координационных способностей (3).

Баскетбол является действенным средством физического воспитания детей младшего школьного возраста, так как предоставляет широкие возможности для разностороннего воздействия на растущий организм. Баскетбол способствует развитию и совершенствованию многих двигательных качеств и, прежде всего скоростно-силовых, быстроты, выносливости, координации движений. Составляющие его естественные движения человека: прыжки, бег, ловля, метание, помогают формировать жизненно необходимые умения и навыки (2).

Проведенный анализ школьных программ по физическому воспитанию позволяет говорить о том, что обучение техническим приемам баскетбола начинается только с 5 класса, а в начальной школе применяются только подвижные игры с элементами баскетбола. В связи с внесением изменений в Федеральный компонент Государственного образовательного стандарта (2008), возникает необходимость включения в программу по физическому воспитанию младших школьников раздела «Баскетбол» (1).

Понятие «координационные способности» выделяется из общего и менее определенного понятия «ловкость», широко распространенного в обиходе и в литературе по физическому воспитанию. В младшем школьном возрасте происходит «закладка фундамента» для развития этих способностей, а также приобретение знаний, умений и навыков при выполнении упражнений на координацию. Этот возрастной период называется «золотым возрастом», имея в виду темп развития координационных способностей. Высокий уровень развития координационных способностей позволяет детям быстрее обучаться, точнее, оценивать пространственные, временные, динамические параметры своих движений, точно и быстро выполнять двигательные действия в необычных условиях, даже предугадывать изменения условий действия (4).

В результате проведения исследования нами выявлены методические особенности воспитания координационных способностей у учащихся младшего школьного возраста на уроках баскетбола.

Во-первых, высокий уровень развития координационных способностей позволяет детям быстрее обучаться, точнее, оценивать пространственные, временные, динамические параметры своих движений, точно и быстро выполнять двигательные действия в необычных условиях, даже предугадывать изменения условий действия. В связи с этим, необходимо развивать координационные способности одновременно с обучением техническими действиями по баскетболу.

Во-вторых, ведущими для воспитания в младшем школьном возрасте, являются пространственные, динамические параметры движений, способность к реагированию, быстроте перестроения двигательной деятельности, способности к согласованию движений.

В-третьих, для развития координационных способностей целесообразно использовать упражнения сопряженного характера, который подразумевает выполнение приемов или действий в усложненных условиях, что позволяет приблизить условия выполнения к игровым, а также игровые и специальные упражнения.

В-четвертых, наиболее эффективными методами воспитания координационных способностей является: повторный, игровой и соревновательный методы.