Физическое воспитание детей имеющих функциональные изменения здоровья, имеет свою специфику, которая обусловлена их анатомо-физиологическими и психологическими особенностями.
Физические упражнения – это естественные и специально подобранные движения, применяемые в физическом воспитании. Их отличие от обычных движений заключается в том, что они имеют целевую направленность и используются для укрепления здоровья, восстановления нарушенных функций. Физические упражнения стимулируют физиологические процессы в организме через нервный и гуморальный механизмы. Мышечная деятельность повышает тонус ЦНС, изменяет функцию внутренних органов и особенно системы кровообращения и дыхания по механизму моторно-висцеральных рефлексов. Усиливаются воздействия на мышцу сердца, сосудистую систему и экстракардиальные факторы кровообращения; усиливается регулирующее влияние корковых и подкорковых центров на сосудистую систему. Физические упражнения обеспечивают более совершенную легочную вентиляцию и постоянство напряжения углекислоты в артериальной крови [3].
Под воздействием физических упражнений нормализуется состояние основных нервных процессов - повышается возбудимость при усилении процессов торможения, развиваются тормозные реакции при патологически выраженной повышенной возбудимости. Физические упражнения формируют новый, динамический стереотип.
Поступающие в кровь продукты деятельности желез внутренней секреции, продукты мышечной деятельности вызывают сдвиги в гуморальной среде организма. Гуморальный механизм во влиянии физических упражнений является вторичным и осуществляется под контролем нервной системы [4].
Адаптивная физическая культура является (АФК) одним из основных компонентов лечебно-восстановительной работы при различных нарушениях опорно-двигательного аппарата (ОДА) и задержкой психического развития (ЗПР). В школе АФК направлена на мобилизацию всех двигательных возможностей и восстановлению функций пораженных мышц, для коррекции дефектов моторики с целью формирования основных функций прямостояния, ходьбы, манипулятивной деятельности рук.
Рационально организованные мероприятия по физическому воспитанию детей специальной группы в режиме дня расширяют функциональные возможности организма ребенка, повышают производительность умственного труда, уменьшают утомляемость.
Задачами АФК является:
- нормализация тонуса мышц;
- содействие становлению и оптимальному проявлению статотонических рефлексов;
- предупреждение и активное преодоление патологических установок конечностей, вызывающих деформацию в суставах;
- восстановление мышечного чувства, «схема тела», пространственных представлений;
- коррекция нарушения осанки.
- формировать двигательные умения и навыки;
- вооружать учеников знаниями по физической культуре, гигиене, о правилах закаливания;
- формировать интерес к физкультуре и потребность заниматься ей;
- воспитывать позитивные морально-волевые качества [1].
Основной формой работы с детьми специальной группы является индивидуально-групповые занятия АФК.
Главное внимание должно быть уделено особенностям заболевания детей и функциональным возможностям организма каждого ребенка. При организации занятий необходим дифференцированный подход и четкая дозировка нагрузки. При этом физическая нагрузка регулируется учителем, а именно: подбор упражнения, последовательность, количество повторений и т.д. Решая задачи занятия, учитель должен тесно сотрудничать с врачом и родителями учеников.
Прежде чем начать занятия в группах СМГ учитель должен провести тестирование по определению уровня физической подготовленности детей. Оно проводится по трем основным направлениям:
- физическое развитие и соматические показатели
- функциональные возможности кардиореспираторной системы
- показатели двигательных качеств [2].
По результатам тестирования и с учетом особенностей заболевания учитель составляет план занятий, осуществляет подбор специальных упражнений и определяет индивидуальную нагрузку.
На сегодняшний день в Мичуринской МОУ СОШ Ростовской области только один ребенок с ЗПР занимается АФК, занятия проходят во внеурочное время и чаще с привлечением родителей, т.к. помощь родителей неотъемлема в данном вопросе. Также часто привлекаются учащиеся старших классов, что способствует формированию благоприятного психологического климата на занятиях и не создает у ребенка чувство отрешенности.
После принятия постановления Министерством образования РФ «Об оценивании и аттестации учащихся СМГ по физической культуре»(от 31.10.2003г.) стало возможным выставление оценок этой категории детей. При выставлении текущей оценки обучающимся в СМГ необходимо соблюдать особый такт, быть максимально внимательным, не унижать достоинства ученика, использовать отметку таким образом, чтобы она способствовала его развитию, стимулировала его на дальнейшие занятия физической культурой [5].
Таким образом, спорт для детей специальной медицинской группы имеет колоссальную значимость в их жизни: помогает адаптироваться в обществе, обеспечивает хорошее личностное становление, даёт почувствовать свою независимость и самостоятельность в любых ситуациях. Задача учителя в данной ситуации состоит в том, чтобы помогать данным детям в развитии своих способностей, двигательных навыков, а также почувствовать себя частью общества.