Сельская среда – сложнейший комплекс, сочетающий различные факторы: экономические, социальные, имущественные, возрастные. Социально-педагогическая среда села – это и социально-психологический климат среды обитания индивида, и социокультурные, социально-экономические, природные, климатические, социально-бытовые условия его жизни. Это и народные традиции, это и половозрастной состав жителей, его культурный и образовательный уровень, это и тип поселения, его история.
Изучением социально-педагогических проблем села и сельской школы занимались Д.М. Абдуразакова, Ц.Р. Базаров, В.А. Горбунов, О.Р. Голованов, М.П. Гурьянова, Т.Г. Зеленова, Д.Е. Иванов, П.В. Макаров, В.П. Малыхина, Л.И. Омукова, Н.А. Петрушова, Н.В. Рябова, Е.П. Чехордуна. Все они отмечают, что сельской школе необходимо расширение воспитательно-образовательного пространства жизнедеятельности сельского школьника, а также целевая ориентация школы, семьи и других субъектов образования на подготовленность сельского школьника к жизни (труду, творчеству, общению, познанию).
Одним из способов организации социально-педагогической деятельности сельской школы является создание клуба выходного дня в селе Мугреево-Никольское Южского района Ивановской области». Школа осуществляет следующие направления работы: гражданско-патриотическое, духовно-нравственное, физическое и формирование здорового образа жизни, трудовое, экологическое и художественно-эстетическое.
С целью изучения досуговых потребностей учеников 6-10 классов, нами было проведено анкетирование, анализ которой показал, что 75% ребят не знают, что происходит во внеурочной жизни школы, 10% считают, что нужно создать курсы по выбору профессии, 10% добавили бы еще спортивных мероприятий, 5% изменили бы структуру внеклассной работы.
В результате мы пришли к необходимости создания социально-педагогического проекта, направленного на удовлетворение досуговых потребностей школьников.
В рамках данного проекта была создана программа по организации досуга школьников в выходные дни, в которую вошли: организация кружков (танцевального, вокального), организация спортивных секций (по футболу, баскетболу, теннису, лыжному спорту.) организация мероприятий, интересных детям: поездки, экскурсии, встречи с интересными людьми.
Проект состоял из четырех этапов: подготовительный, организационный, основной, заключительный. Непосредственная реализация проекта осуществлялась на основном этапе, в него вошли три направления: спортивно-оздоровительное, художественно-эстетическое, культурно-просветительское.
Программа реализации проекта
Этапы и направления работы |
Формы работы |
Задачи |
Ответственные |
Подготовительный этап |
1) первичная диагностика досуговых потребностей учеников МКСОШ с.Мугреево-Никольское; поиск денежный средств на реализацию проекта, условий для его реализации; 2) поиск педагогов для реализации проекта; 3) подготовить документы для заключения договоров с директором школы, педагогами и Главой администрации села и школы. |
– выявить досуговые потребности детей; – заинтересовать детей и родителей посещать досуговые мероприятия; – обеспечить педагогам стимулирующих надбавок за проведение мероприятий. |
Социальный педагог |
Организационный этап |
1) информационно-просветительская работа с общественностью села и школы: – пиар-акция: распространение информации об открытии «Клуба выходного дня», объявление родителям на общешкольном и классном родительском собраниях, размещение рекламного стенда в холе школы, статья на сайте школы; 2) заключение договоров о сотрудничестве с администрацией досуговых центров села Мугреево-Никольское: Домом культуры, библиотекой; 3) заключение договоров с Администрацией села, с отделом образования, с центром занятости населения; 4) поиск денежных средств для реализации проекта (ИП Амашов А.Н.; ИП Лебедев П.В.; ЧП Самусенко Ю.Г.) открытие новых бюджетных ставок руководителей кружков; 5) установление связей между школой, ДК, библиотекой; 6) создание «Клуба выходного дня», в организации которого будут участвовать школа, Дом Культуры и библиотека |
– обеспечить помещения для проведения мероприятий; – распределение ответственных за кружки: вокальный, танцевальный и за спортивную секцию, организация экскурсий, поездок и встреч с интересными людьми. |
Социальный педагог; Представители от школы, ДК, библиотеки Глава администрации села |
Основной этап Направления работы: 1. Спортивно-оздоровительное направление. 2. Художественноэстетическое направление 3. Культурно-просветительское направление |
Начало работы кружков и секций по направлениям, проведение мероприятий (поездок, экскурсий, встреч) 1) работа спортивных секций по волейболу, футболу, лыжному спорту, теннису; 2) организация игр и соревнований между командами школ, между командами детей и родителей, между семьями: «Мама, папа, Я - спортивная семья», «Если хочешь быть здоров - закаляйся», «День здоровья», «Веселые старты», «Лапта») 1) работа танцевального кружка по направлению – современные танцы (эр-эн-би, хип-хоп); 2) работа вокального кружка по направлению – фольклор, народное пение; 3) работа кружков по лепке, резьбе по дереву, вышиванию. Посещение музеев, театров, поездки в цирк, экскурсии в исторические города, встреча с интересными людьми, походы, концерты, круглые столы, организация выставок |
– обеспечить занятость детей в кружках и секциях в выходные дни и в будни в существующие кружки и секции |
Учитель физкультуры; социальный педагог, зам. директора по воспитательной работе Учитель физической культуры, учитель музыки, библиотекарь Художественный руководитель библиотекарь социальный педагог, родительский комитет |
Заключительный этап |
диагностика степени удовлетворенности досуговых потребностей школьников; анализ реализации проекта; опрос среди педагогов об оценке эффективности работы клуба |
Выявить степень удовлетворенности досуговых потребностей; Сделать выводы об эффективности работы клуба |
Сотрудники клуба выходного дня; Социальный педагог. Директор школы |