В настоящее время большое внимание уделяется детям с ограниченными возможностями здоровья. Права детей с ограниченными возможностями здоровья закреплены в нормативно-правовых документах: Закон Российской Федерации «Об образовании»; Письмо Министерства образования и науки РФ от 31.05.2007г. № 1213 «О методических рекомендациях по отнесению ДОУ к определённому виду»; Федеральный закон от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации». Значительная часть детей с ограниченными возможностями здоровья, несмотря на усилия, принимаемые обществом, с целью их обучения и воспитания, став взрослыми оказывается неподготовленной к интеграции в социально-экономическую жизнь. Вместе с тем, результаты исследований свидетельствуют о том, что любой человек, имеющий ограниченные возможности здоровья (ОВЗ), может при соответствующих условиях стать полноценной личностью, развиваться духовно, обеспечивать себя в материальном отношении и быть полезным обществу.
Особую остроту проблема социализации детей с ОВЗ приобретает в глухой провинции, в сельских поселениях, расположенных вдали от областных центров и специалистов по реабилитации таких детей. Мы считаем, что использование волонтёрской деятельности студентов, будущих педагогов-психологов и социальных педагогов, проживающих в селе, будет полезно в решении данной проблемы. Поэтому мы разработали социально-педагогический проект «Во имя добра и милосердия» рассчитанный на детей с ограниченными возможностями здоровья, проживающих на территории Мытского сельского поселения Ивановской области.
Для написания нашего социально-педагогического проекта нами были изучены сущность и принципы социально-педагогической работы, нормативно-правовая база, методика и опыт социально педагогической работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья, а также технология социально-педагогического проектирования. Провели предпроектную диагностику проблем и потребностей детей с ОВЗ и их семей. Число детей с ограниченными возможностями здоровья на территории Мытского сельского поселения составляет 5 человек, из них с заболеваниями опорно-двигательного аппарата 2 ребёнка (один с врожденными нарушениями, а второй с приобретенными), 1 – с заболеванием органа зрения, 2 – с умеренной умственной отсталостью. По результатам предпроектной диагностики было выявлено, что 80% дети не занимаются никаким творческим делом, но 100% детей хотят ходить в различные студии и заниматься им.
Сроки создания и реализации проекта: 3 октября2014 – 31 декабря -2015 года.
Цель проекта – создание условий для интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья в среду здоровых.
Механизмами реализации проекта являются-волонтерская деятельность студентов Шуйского филиала ИвГУ; инклюзивное обучение детей с ОВЗ в кружках детского творчества; краеведческие экскурсии.
Этапы проекта:
1)Подготовительный этап: октябрь2014-февраль 2015 года;
2) Основной этап: март-ноябрь 2015 года;
3) Итоговый этап: декабрь 2015 года.
Подготовительный этап включает в себя:
1. Разработку проекта;
2. Заключение договоренности с директором Мытского Дома ремесел и руководителем краеведческого кружка «Горизонт», для посещения детьми с ограниченными возможностями здоровья вместе с детьми нормы кружка «Горизонт» и студий Мытского Дома ремесел.
3. Встреча и знакомство с детьми с ограниченными возможностями здоровья и ознакомление детей с планом нашего проекта;
4. Поиск денежных средств. На расходы мы будем использовать деньги из районного бюджета и социальных программ; материальная помощь от профсоюзной организации Шуйского филиала Ивановского Государственного университета;
5. Покупка грамот, сувениров для проведения итогов конкурса;
6. Договоренность с директором Мытской школы насчет автобуса, для проведения экскурсии-похода на Ревякинский валун с краеведческим кружком «Горизонт».
Основной этап:
1. Просмотр документального фильма «О любви» Тофика Шахвердиева и обсуждение его. Беседа с детьми из кружков и студентами о проблемах детей с ограниченными возможностями здоровья.
2. Организация включения детей с ОВЗ в работу студий Мытского Дома ремесел, где они приобретут опыт общения с детьми нормы и технику работы в различных студиях.
3. Экскурсия-поход на «Ревякинский валун», где будет проведена беседа о легенде этого исторического памятника, связанного со временем татаро-монгольского ига, проведены игры и загадки.
4. Организация и проведение конкурса работ детей с ограниченными возможностями здоровья и детей нормы. Дети принесут свои работы сделанные в студиях Мытского Дома ремесел.
5. Подведение итогов конкурса мастерства, награждение, чаепитие.
Итоговый этап включает в себя:
1. Анализ реализации проекта, выявление положительных и отрицательных сторон проекта
2. Проведение итогового анкетирования, в котором дети изложат все свои впечатления и пожелания.
3. Анализ результатов анкеты, в ходе которого выявим, какие изменения произошли с детьми с ограниченными возможностями здоровья и чему они научились.
Для реализации проекта нам необходимо 3450 руб. На расходы мы будем использовать деньги из районного бюджета и социальных программ; материальная помощь от профсоюзной организации Шуйского филиала Ивановского Государственного университета.
В результате реализации проекта дети с ограниченными возможностями здоровья будут посещать Мытский Дом ремесел и краеведческий кружок «Горизонт», где смогут социализироваться в группе сверстников, приобрести навыки рукоделия, узнаю историю своего родного края. При проведении выставки мы сможет показать общественности, что дети с ограниченными возможностями здоровья не отличаются способностями от здоровых сверстников, а иногда даже и преуспевают их.
В рамках данного проекта мы создали программу по организации досуговой деятельности детей с ограниченными возможностями здоровья. Организация работы кружков и секций позволит социализироваться детям с ограниченными возможностями здоровья в среду здоровых школьников. Дети будут заняты интересным для них делом, что в дальнейшем, возможно, поможет профессиональному самоопределению. Кроме того, успешная организация досуговой деятельности детей позволит им принимать участие в районных, областных конкурсах и фестивалях детского творчества, что повысит их самооценку.
Перспективы развития проекта мы видим в его продлении на следующие годы, в расширении сферы творческой деятельности детей и помощи в профессиональном самоопределении.