В Концепции духовно-нравственного развития личности гражданина России отмечается, что «в российском обществе стал ощущаться недостаток сознательно принимаемых большинством граждан принципов и правил жизни, согласия в вопросах корректного и конструктивного социального поведения, а также дало о себе знать отсутствие созидательных ориентиров смысла жизни»;…Духовное единство народа и объединяющие нас моральные ценности – это такой же важный фактор развития, как политическая и экономическая стабильность… и общество лишь тогда способно ставить и решать масштабные национальные задачи, когда у него есть общая система нравственных ориентиров, когда в стране хранят уважение к родному языку, к самобытной культуре и к самобытным культурным ценностям, к памяти своих предков, к каждой странице нашей отечественной истории. Именно это национальное богатство является базой для укрепления единства и суверенитета страны, служит основой нашей повседневной жизни, фундаментом для экономических и политических отношений» [1].
Усилия школы, наконец, после долгого периода бездеятельности в этом направлении нацелены сегодня на то, чтобы воспитать духовно и нравственно развитую личность. Нам представляется, что одним из средств такого воспитания является русская народная культура. Весной 2014 года мы уже реализовали студенческий проект «Вперёд к традициям», начав работу с 1-м классом МОУ гимназия №1 городского округа Шуя Ивановской области. В сентябре мы вновь пришли в это класс, теперь уже второй (22 человека), чтобы продолжить нашу работу.
Нашей целью было: способствовать формированию духовно-нравственного воспитания младших школьников средствами русской народной культуры.
Вначале мы провели комплекс диагностик, позволяющий оценить уровень духовности и нравственности школьников. По результатам диагностики нравственной самооценки были получены следующие результаты:11 человек имеют высокую нравственную самооценку; 10 человек имеют среднюю нравственную самооценку; у одного человека нравственная самооценка ниже среднего значения; ни у кого в классе не выявилось низкого уровня нравственной самооценки.
Диагностика этики поведения показала, что у 10 человек из 22 выявлен высокий уровень этики поведения; так же у 10 человек выявлен средний уровень этики поведения; у двух человек этика поведения находится на уровне ниже среднего; ни у кого не выявлен низкий уровень этики поведения.
По результатам диагностики отношения к жизненным ценностям: 7 человек имеют высокий уровень отношения к жизненным ценностям; 13 человек имеют средний уровень; у двоих детей уровень ниже среднего; и ни у кого не выявлено низкого уровня.
Диагностика нравственной мотивации показала, что у семи человек выявлен высокий уровень нравственной мотивации; у 14 человек средний уровень; и у одного низкий уровень нравственной мотивации.
Анкета на выявление уровня знаний младших школьников о русской народной культуре и жизни наших предков, содержала 5 вопросов.
1. Что такое красный угол? 20 человек (90%) из 22 правильно ответили на поставленный вопрос.
2. Какие игры являются русскими народными? 19 человек (86%) из 22 ответили правильно. 3 человека (14%) к русским народным играм отнесли спортивные игры: волейбол, баскетбол, футбол, хоккей.
3. Какие праздники относятся к русским народным? В данном вопросе ребята предлагалось выбрать несколько вариантов ответа. Почти все (21 человек – 95%) посчитали, что Масленица относится к русским народным праздникам. 12 человек (54%) выбрало Пасху, как русский народный праздник. 9 человек (40%) – Троицу. 8 человек (36%) – Новый год. 5 человек (22%) – День Св. Валентина. Одинаковое количество выборов (4 человека – 18 %) набрали праздники: 8 марта и Иван Купала. 1 человек выбрал День Нептуна.
Исходя из представленных результатов, можно сделать вывод, что ребята знают, что Масленица, Пасха и Троица – праздники, которые относятся к русским народным. А такой праздник как Иван Купала известен всего 18% класса.
4. Какие песни относятся к русским народным ? 21 человек в классе выбрал единственный правильный вариант ответа – «Во поле березка стояла», однако половина класса выбрала и военную песню «Катюша» и стихотворение «Белая береза под моим окном». Подобные результаты показывают, что ребята относят к русским народным просто песни, написанные давно.
5. Какой была традиционная одежда наших предков? Большинство ребят (86%) ответили правильно. Только лишь 3 человека дали неправильный ответ.
Итак, мы пришли к выводу о том, что базовые знания класса о русской народной культуре находятся на среднем уровне, есть значительные пробелы в знаниях о русской народной культуре. Однако можно отметить, что дети разбираются только в том, что вызывает у них положительные эмоции (праздник Масленица, который был отмечен практически всеми). Отсюда можно сделать вывод, что если заинтересовать ребят и включить их в активную творческую деятельность по нашей теме, то они успешно усвоят информацию и захотят добывать ее сами.
С учётом выявленных проблем мы разработали программу духовно-нравственного воспитания средствами русской народной культуры. Программа состоит из 10 занятий, разбитых на 4 блока.
Первый блок «Как жили наши предки?» включал 3 занятия, посвящённые тому, кто славяне, где и как они жили; русскому народному костюму и русской народной кухне. Завершало этот блок творческое и очень увлекательное занятие: девочки перевоплотились в русских красавиц, а мальчики в богатырей, изготовив для себя кокошники и щиты.
Второй блок «Воспитание в русской семье». Два занятия были посвящены идеальному образу парня и девушки на Руси (черты характера, умения в возрасте 9 – 10 лет); значению имени и тому, какие имена были на Руси распространены. Русским героям – былинным богатырям; красным девицам; перекидывался мостик и героям нашего времени.
Третий блок «Традиции и обычаи русского народа». Два занятия о русских народных праздниках и о русских народных обычаях, проводившиеся с использованием проектной деятельности
Четвёртый блок«В свободное время…» включал 2 занятия о русском фольклоре и народных играх.На 10-м занятии подводились в игровой форме итоги путешествия по русской народной культуре.
Отличительной чертой методики проведения занятий была их игровая и практико-ориентированная направленность. Атмосфера занятий была творческой, неформальной. Дети были вовлечены в процесс познания через игру, проектную художественно-декоративную деятельность. Итоговая диагностика, подтвердившая эффективность русской народной культуры как средства духовно-нравственного воспитания, завершила нашу программу.