Целью проведенной исследовательской работы является качественная оценка компетенций, которые формируются в процессе обучения у бакалавра-физика. Компетенция – комплекс знаний, умений, ценностных ориентаций и опыта практической деятельности, необходимых человеку для успешного решения проблем в определенной сфере жизни или профессиональной деятельности. Основными структурными компонентами компетенции являются знания, умения, ценностные ориентации, опыт практического применения полученных знаний и умений. Формы контроля знаний: обязательные контрольные работы, зачеты, квалификационные испытания, защита курсовых и дипломных работ, семестровые и переводные, государственные экзамены. Контроль знаний и умений студентов проводится систематически на всех этапах обучения различными методы, в том числе и интерактивными. Элементами интерактивности являются все элементы системы, при помощи которых происходит взаимодействие с другой системой, человеком. Сформированные компетенции бакалавра-физика нами была разработана совокупность тестовых задач и заданий по темам «Дифракция» и «Поляризация света» и сформирована интерактивная система для изучения механизмов отражения и преломления света в зависимости от вида его поляризации, формул Френеля для расчета коэффициентов отражения, составлена программа для визуализации процессов отражения и преломления (рис. 1, рис. 2).
В разработанной системе реализована возможность изучения компьютерных моделей по темам «Закон Малюса» (рис. 4), «Зоны Френеля» (рис. 5), «Призма Николя», «Призма Волластона», «Двойное лучепреломления». Система позволяет, изменяя параметры эксперимента, наблюдать на экране компьютера его результаты.
Система содержит задачи, позволяющие контролировать уровень компетенции студентов по теме дифракция света, задачи, контролирующие уровень компетенции студентов по теме поляризация света. В связи с необходимостью формирования не только глубоких и прочных знаний, но и умений использовать их в различных ситуациях, самостоятельно добывать знания, формировать опыт решения проблем остро стоит вопрос о целенаправленной работе по развитию у студентов интеллектуальных, физических, эмоционально-волевых, познавательных умений. Наилучшие результаты при решении этой проблемы можно получить только при наличии активной позиции учащихся в учебном процессе, использовании современных технологий обучения и соответствующих технических средств обучения.
Рис. 1. Поляризация: ход лучей
Рис. 4. Модель проверки закона Малюса
Рис. 2. Зависимость коэффициента отражения и пропускания от угла падения света
Рис. 5. Зоны Френеля