Несмотря на наличие в специальной литературе значительного числа научно-методических публикаций фундаментального плана и прикладного характера по проблемам совершенствования системы вузовского физического воспитания, вопросы оздоровления студентов, особенно с избыточным весом, пока являются наименее разработанными на уровне конкретных педагогических технологий. Все более очевидной становится необходимость проведения исследований экспериментального плана, посвященных разработке акцентированно-оздоровительных технологий в методике физического воспитания студентов с избыточным весом [1].
Объектом нашего исследования являлись студенты с отклонениями в массе тела. Для чего были использованы тесты характеризующие уровень физического состояния, у всех участников эксперимента фиксировали показатели, характеризующие их физическое развитие, физическую подготовленность и состояние здоровья.
Для определения физического развития измеряли: длину тела (при помощи ростомера); массу тела (при помощи анализатора состава массы тела TANITA BС-540); окружность грудной клетки (ОГК) и обхваты частей тела (при помощи сантиметровой ленты); толщину жировых складок (при помощи калипера); общую скорость форсированного выдоха (при помощи нагрузочного спирометра) (ОСФВ). На основании полученных данных рассчитывали: абсолютное и процентное содержание жировой и мышечной ткани (по формулам Я. Матейко); весоростовой индекс (по формуле Кетле); показатель пропорциональности грудной клетки (индекс Эрисмана); жизненную емкость легких (ЖЕЛ) (по формуле ЖЕЛ (мл) = ОСФВ (%) x норма ЖЕЛ (мл) / 100).
Показатели физической подготовленности были получены в результате выполнения тестов: глубины наклона туловища из положения, стоя; подтягивания перекладине (юноши); отжимания от гимнастической скамейки (девушки); жима штанги от груди, лёжа; жима веса ногами из положения, лежа на спине, на тренажере; тяги станового динамометра ДС-500; жима электронного ручного силомера BS – D706; челночного бега 3Х10 м; бега на дистанции 1000 м (юноши) и 500 м (девушки) [2].
Показатели здоровья включали определение: частоты сердечных сокращений в покое (пальпаторно); артериального давления (АД) при помощи автоматического измерителя M2Eco (OMRON); времени задержки дыхания на вдохе (проба Штанге); времени задержки дыхания на выдохе (проба Генче); пробы с ходьбой (по В.Л. Карпману, З.Б. Белоцерковском); пробы Руфье. На основании полученных данных рассчитывали жизненный индекс и уровень здоровья по Г.Л. Апанасенко.
Все показатели были подвергнуты корреляционному и семантическому анализу. После чего можно сделать следующее заключение, полученные результаты необходимо учитывать при планировании и организации содержания как учебных, так и внеурочных занятий физической культурой юношей и девушек студентов вузов, имеющих избыточную массу тела и относящихся к основной и подготовительной медицинских группам. Как известно, эти группы составляют студенты, у которых нет отклонений в состоянии здоровья [3].
Так же по данной теме нами разработаны методические указания, в которых представлена методика оптимизации массы тела молодых людей, имеющих отклонения от нормы. Эта методика включает набор физических упражнений, методов их выполнения и методических приемов и указаний, способствующих повышению эффективности педагогического процесса.