Современный технический прогресс с использованием средств автоматизации производства, вычислительной техники, программирующих устройств, урбанизация, изменение окружающей среды, ограничение связей человека с живой природой, прогрессирующий рост общественного и личного транспорта, широкое использование бытовой техники значительно снизили энергетические затраты организма на производстве и в быту. Одновременно вследствие применения высокопроизводительных процессов, развития средств коммуникации возрастает нервно-психическое напряжение организма.
В этих условиях для предотвращения вредного воздействия внешней среды на организм человека все большее значение приобретает развитие массовой физической культуры и спорта. Физическая тренировка широко используется для поддержания хорошего состояния здоровья, повышения физической и умственной работоспособности, профилактики и восстановления лечения ряда, распространенных в настоящее время заболеваний, связанных с недостатком физической активности, поэтому студентам необходимо овладеть средствами физической культуры, которые будут использоваться во время самостоятельных занятий. Еще также важно уметь контролировать процесс индивидуальных занятий и оценивать свои результаты.
Главной задачей преподавателя состоит в том, чтобы научить студентов правильно и верно контролировать свою нагрузку на организм, что является обучением занимающихся самоконтролю.
Самоконтроль – это наблюдение занимающегося за состоянием своего здоровья, изменением физического развития, двигательной подготовленности, влиянием занятий физическими упражнениями на функции органов дыхания, кровообращения и др. Самоконтроль существенно дополняет сведения, полученные при врачебном обследовании и педагогическом контроле. Существует несколько видов самоконтроля: во время каждого занятия и через определенные промежутки времени.
Важным показателем, характеризующим состояние организма, является частота сердечных сокращений (ЧСС).
Занятия физической культуры в вузе включают в себя уровень физической подготовленности – совокупность показателей физических способностей студентов, а именно скоростных, скоростно-силовых, силовых, выносливости, координации и гибкости. Для контроля и регулирования правильности подбора средств, методики проведения учебно-тренировочных занятий студентам рекомендуется заводить дневник самоконтроля или оформить карту здоровья, куда будут записаны следующие данные:
1. Показатели физического развития – соматоскопия и антропометрия;
2. Показатели функциональных возможностей – ЧСС, артериальное давление, ЖЕЛ;
3. Результаты на тестировании физической подготовленности каждого студента, оцененной по 5 бальной шкале – бег 30м, прыжки в длину с места, подтягивание, бег 1000м (девушки) и 3000м (юноши), челночный бег 3х10м, глубина наклона туловища.
Все результаты записываются в дневник или карту здоровья, где отмечают дату, часы занятий, ЧСС до и во время, в период восстановления, самочувствие, количество повторений упражнений.
После сбора всей информации студент можно легко определить уровень своей физической подготовленности высчитав средний балл по 5 бальной шкале и поставить перед собой определенные цели и задачи, правильно оценивать реакцию своего организма на физическую нагрузку во время учебно-тренировочных занятий, а также при посещении других физкультурно-оздоровительных комплексов.