Наибольшая ценность человека – это его здоровье. Учитывая высокую заболеваемость студентов, в современных социально-экономических условиях особое значение приобретает обучение их умениям и навыкам проведения самостоятельных занятий по улучшению здоровья доступными средствами физической культуры. Самостоятельные занятия физическими упражнениями позволяют увеличить двигательную активность студентов, улучшить их физическое развитие, функциональное состояние организма, нормализовать обменные процессы, а также повысить эмоциональный и психический статус[2].
Контроль собственного самочувствия и состояния здоровья в целом является обязательным при регулярных физических тренировках. Самый подходящий вид самоконтроля при таких упражнениях – заполнение особого дневника. Показатели самоконтроля можно условно разбить на две части: на объективные и субъективные. Объективным показатели самоконтроля – это влияние тренировок на состояние сердечно-сосудистой системы и всего организма человека. К субъективным показателям относят самочувствие, сон, аппетит, умственную и физическую работоспособность, а также положительные и отрицательные эмоции. После занятий физкультурой человек должен быть бодрым и в хорошем настроении, не должно быть головной боли или переутомления. При ощущении сильного дискомфорта стоит немедленно прекратить занятия и проконсультироваться у специалистов. Как правило, при регулярных физических тренировках хороший сон, с быстрым засыпанием и бодрым состоянием после сна. Нагрузки при упражнениях должны соответствовать физической тренированности и возрасту.
Систематическое заполнение дневника позволяет определить плодотворность занятий, средства и методы, оптимальное планирование объема и интенсивности физической нагрузки и отдыха в отдельном занятии. В дневнике также следует фиксировать случаи нарушение режима и то, как они отражаются на занятиях и общей работоспособности. К объективным показателям самоконтроля относятся: наблюдение за частотой сердечных сокращений (пульсом), артериальным давлением, дыханием, жизненной ёмкостью лёгких, весом, мышечной силой, спортивными результатами. Также очень важно выполнить оценку функций органов дыхания. Необходимо не забывать, что при выполнении физических нагрузок резко увеличивается потребление кислорода работающими мышцами и мозгом, в связи с чем возрастает функция органов дыхания. По частоте дыхания можно судить о величине физической нагрузки.
Перед началом самостоятельных занятий, нужно проконсультироваться и получить рекомендации у участкового врача или во врачебно-физкультурном диспансере. После этого можно выбрать для себя наиболее полезные и эффективные виды упражнений, руководствуясь методической литературой, советами врачей или специалистов по физкультуре. Занятия должны проходить регулярно, при этом нужно стараться их не пропускать. Необходимо систематическое наблюдение за собственным самочувствием, тщательно фиксировать все происходящие в организме изменения, до и после физических упражнений. Поэтому нужно проводить диагностику или самодиагностику, если возможно. При её проведении отмечаются объективные показатели самоконтроля, такие как артериальное давление, частота сердцебиения, дыхание, вес, антропометрические данные. Тренированность занимающегося также определяется диагностикой.
Для диагностики состояния организма есть множество критериев и тестовых упражнений. Однако, даже пользуясь всеми данными методами самоконтроля, человеку не обойтись без врачебного и педагогического контроля. Поэтому их нужно включить как подпункт самоконтроля. Определить состояние здоровья и оценить физическое развитие может врач на обследовании, также он сможет выявить уровень физической подготовленности.