Здоровье непосредственно влияет на многие факторы нашей как социально-общественной, так и личной жизни. И ни для кого не секрет, что плохое отношение студентов к своему здоровью, к здоровому образу жизни влечёт за собой негативные последствия.
При обучении в вузе, особенно в начальный период, режим жизни студентов очень шаток и неустойчив. По-иному говоря, студент часто испытывает стрессы и умственные перенагрузки, замечено значительное нарушение системы питания (у многих есть привычка заедать стресс) и режима дня. Многие проведённые исследования показывают, что среди студентов популярен именно западный стиль питания, который представляет собой однообразность, насыщенность животными жирами и сахарами, большое количество бутербродов, которые запиваются газированными напитками и почти у 70% студентов отмечается низкая физическая активность. Игнорирование физической культуры, малоподвижный образ жизни, переедание, психологическая неорганизованность, непривычные умственно-эмоциональные нагрузки – все эти факторы, разумеется, влекут за собой группу заболеваний. И в эту группу входят не только распространённые болезни обмена веществ, но и отклонения в массе тела.
Для выявления студентов, имеющих отклонения массы тела от принятой нормы, было проведено исследование, в котором приняли участие студенты I-го и II-го курсов Волжского политехнического института. Результаты показали, что у 33% студентов существует отклонение массы тела от нормы, т.е. это значит, что практически у каждого третьего студента масса тела или превышает норму для данного возраста, или же находится за нижней её границей [1].
Основной причиной низкой двигательной активности у студентов данной категории является несформированность привычки, поскольку на протяжении школьного периода им мешал лишний вес. Если у детей существует врожденная мотивация к двигательной активности, то у взрослого человека проявляется только на основе сознательного побуждения. Именно в учебной деятельности необходимо создать осознанные устойчивые мотивы. Таким образом, в физкультурной деятельности у студентов с лишним весом принцип сознательности в период активного развития интеллекта приобретает основополагающее значение в формировании мотивации.
Нами был проведен эксперимент со студентами, имеющими отклонения в массе тела. В течение учебного года велись специальные занятия, направленные на уменьшение массы тела. Целью проведенного исследования было определение способов мотивации студентов к занятиям физической культурой. Следует отметить, что физкультурная деятельность студентов имеет следующую классификацию побуждающих мотивов; мотивы, связанные с перспективой (стремление к самосовершенствованию), а именно: коррекция фигуры, желание быть не хуже других, развитие физических качеств, быть привлекательным для противоположного пола, желание быть готовым к службе в армии.
Мы считаем, что непосредственно в физическом воспитании студентов необходимо формировать мировоззренческую систему научно-практических знаний и отношение к физкультуре с помощью теоретической подготовки. Поскольку знания формирующим образом влияют на мотивы и интересы и являются одним из факторов направления учебно-физкультурной деятельности студентов [4].
Поэтому правильно организованный процесс физического воспитания может стать движущей силой всего учебного процесса по формированию и становлению физической культуры личности [3].