Коллекции археологических материалов, собранных при раскопках многослойного археологического комплекса Макча были сданы в Трубчевский краеведческий музей. АА. Чубуром при сверке коллекций Трубчевского музея в 2008 году установлено, что суммарно, материалы (коллекции ТКМ 937, 938, 1502, 1503, 1510) в экспозиции и фондах музеев представлены 872 предметами, характеризующими жизнь и быт обитателей Среднего Подесенья в период 2-й половины 1 тыс. н.э. [7]. Таблица 1 дает общее представление об этих материалах.
Таблица 1. Материал археологического комплекса Макча в фондах ТКМ
Объект Артефакт |
Городище |
Селище |
Фрагменты лепных керамических сосудов (колочинских, волынцевских, роменских) включая развалы, принятые каждый за одну единицу. |
564 |
226 |
Обмазка, печина, фрагменты кирпичей-«вальков» |
15 |
3 |
Шлак металлургический |
- |
9 |
Керамические конические грузы для ткацкого станка |
1 |
16 |
Керамические грузила рыболовные |
1 |
2 |
Пряслица биконические и цилиндрические керамические, биконические из белого камня |
- |
4 |
Изделия из камня: терочник, кресальный кремень, гальки-лощила, оселок |
5 |
2 |
Изделия из кости (шило, формочка для тиснения) и кость со следами работы |
3 |
8 |
Железные изделия (фрагмент рала, наконечник стрелы, ножи, кольцо, скоба, удила, сюльгама) |
2 |
7 |
Итого |
591 |
281 |
Наше внимание привлек остеологический материал из Макчи. Он немногочисленный (11 предметов), но содержит некоторые весьма информативные предметы.
Археозоолог В.И. Цалкин, знакомившийся с материалами М.В. Воеводского, дает информацию всего о 6 костях животных с городища Макча, 5 из которых принадлежат двум особям крупного рогатого скота и 1 – лошади [5, c.130, 142, 181]. Эти остатки в Трубчевском музее не сохранились. При этом в фондах выявлены обожженный клык кабана (ТКМ937, скорее всего из довоенных разведок В.П. Левенка, поскольку материалы М.В. Воеводского попали к В.И. Цалкину), путовая кость лошади (первая фаланга) и шило из ее заточенной грифельной (шиловидной) кости из раскопок В.А. Падина. Также лошади принадлежат фрагменты обугленных локтевой и шиловидной костей (что свидетельствует об использовании конины в пищу). Наконец, в коллекции есть изделия, заготовки и обрезки из рога лося. Таким образом, список В.И. Цалкина существенно дополняется двумя видами дикой лесной фауны, весьма характерной для поселений роменского времени.
Некоторую информацию о лошадях обитателей Макчи дает сохранившаяся в коллекции первая фаланга. Ее длина – 74,0 мм, минимальная ширина диафиза 31 мм. Ширина нижнего эпифиза 34 мм, верхнего – 51,5 мм, его поперечник – 35,5 мм. Индекс ширины диафиза 42%, то есть мы имеем дело с достаточно толстым экземпляром. При этом сама кость достаточно короткая (хотя недалека от средних показателей для более поздних лошадей Древней Руси [5]), что говорит о не очень крупных размерах животного, обладавшего, однако, относительно коренастым, плотным телосложением. Конечно, останки одного животного не могут дать характеристику всему стаду, особенно учитывая сильную внутривидовую изменчивость, однако и такая скудная информация важна, учитывая плохую сохранность кости на поселении.
Лосиный рог служил основным материалом для косторезного дела. На фрагментах рога (краевая часть лопаты с отростками, отрезанный отросток) имеются следы строгания, резания, скобления и пиления, что свидетельствует о весьма высоком уровне косторезного дела. В витрине Трубчевского музея выставлен изготовленный из лосиного рога предмет, названный в экспликации «предметом неизвестного назначения».
Проблема «предметов неизвестного назначения», так или иначе, возникает перед археологами регулярно, и одной из задач исследователей становится тогда определение назначения таких артефактов и поиск их аналогий.
Итак, изделие, найденное в Макче, вырезано из краевой части лопаты рога лося, часть предмета утрачена в древности. Оно имеет на одной стороне 3 крупных округлых ямки (в двух случаях полусферических диаметром 25 мм, в одном – эллипсоидную 25 х 13 мм, глубиной 13-15 мм) ямки с отшлифованным дном и участок поверхности со следами забитости. На другой стороне – три больших (диаметром соответственно 10, 13 и 15 мм и глубиной менее сантиметра и частично сохранившиеся) и четыре маленьких, 6-7 мм диаметром (в том числе две тройные – каждая в форме стилизованного равностороннего трилистника) лунки (Рис.1). Автором раскопок В.А. Падиным предмет был предварительно идентифицирован как культовый (исследователь даже попытался усмотреть в нем антропоморфные черты, «лик», что, безусловно, явило совершенно умозрительный подход) [1]. В экспозицию зала археологии Трубчевского краеведческого музея изделие было помещено с более осторожной интерпретацией как «предмет неизвестного назначения» (инвентарный номер ТКМ №1510/57).
Для поиска аналогий Макчинской находки мы обратились к материалам близкого культурно и хронологически Пастырского городища.
Оказалось, что еще в 1948 г. на Пастырском городище был найден предмет, имеющий сходство с находкой из Макчи. Этот предмет представляет собой пластинку из рога оленя с 4 круглыми полусферическими лунками разного диаметра. О.М. Приходнюк обоснованно полагает, что данное изделие является матрицей для тиснения из тонкого металлического листа бляшек-полусфер [4, Рис.2: 4, с.65-66].
Рис.1. Роговое изделие с поселения Макча.
Такие полусферы могли быть расположены в качестве деталей орнамента на фибулах, на поясных накладках, также полусферы могли быть деталями височных колец. Возможно, как нам представляется, матрица из Макчи служила и для рельефного орнаментирования женских очелий из толстой серебряной фольги, как на очелье из Козиевского клада [9, Рис.9-3]. На забитых участках матрицы из Макчи мог наноситься на изделия из металлического листа мелкий пуансонный орнамент. Возможно, что в результате сильного удара мастера роговая матрица и была расколота.
Похожие костяные формы с полусферическими лунками были, по всей видимости, достаточно распространены, например, как пишет О.М. Приходнюк, известна подобная матрица из клада близ села Костешты в Румынии [4].
Находка из Макчи, таким образом, свидетельствует о наличии на поселении собственного мастера-ювелира, что в свою очередь может говорить о высоком статусе данного поселения (например, как некоего родового или родо-племенного центра).
В целом, мы, по остеологическому материалу, наблюдаем свидетельства заметной роли охоты в хозяйстве обитателей Макчи, а также высокий социально-административный статус данного поселения, отраженный в наличии не только свидетельств черной металлургии, но и косторезного и ювелирного дела. Нельзя исключать, что именно комплекс Макча был центральным в местной агломерации памятников колочинско-волынцевского периода.