В связи с этим возникает необходимость изучения практических подходов к обучению менеджеров в зарубежной и российской практике.
Анализ экономической, психологической и педагогической литературы отечественных и зарубежных авторов (Ананьев Б.Г. [2], Петрук Г.В. и Клещевой Н.А. [3],Картежникова А.Н.[4], Шадриков В.Д. [5]), показал, что существует множество исследований, связанных с профессиональным становлением и формированием профессиональных качеств у менеджеров. Данные работы составляют методологическую основу исследования.
Анализ особенностей подготовки менеджеров в России и за рубежом показал, что можно выделить три школы менеджмента: американскую, европейскую и японскую.
Рисунок 1. Практические подходы к обучению менеджеров в зарубежной и российской практике
Менеджмент США базируется на профессиональной компетентности, делегировании полномочий и способности настроиться на восприятие и мышление партнёра. Формирование организаторских способностей является основополагающим для американского студента-менеджера. Ведущими школами (университетами) обучения менеджера являются школа Уортона Пенсильванского университета, Гарвард, Стенфорд. Они также предлагают курсы обучения для будущих менеджеров. Кроме того, существуют специальные сообщества, помогающие будущим менеджерам: Американская ассоциация менеджмента (АМА), Ассоциация развития менеджмента (SAM).
Япония тем временем тоже занимается целенаправленной подготовкой управленцев, применяя теорию коллективизма. Японские управленцы и менеджеры строят горизонтальную карьеру, основываясь на «пожизненном найме». Высокая работоспособность и постоянное самосовершенствование, дисциплинированность и коллективная работа являются профессионально важными качествами менеджера в данной стране. Подготовка менеджеров осуществляется в Осакском, Токийском, Киотском, Нагасакском университетах, где есть различные курсы (рис. 2).Студенты получают конкретную специальность, например, экономическую, но при этом изучают менеджмент [6].
Рисунок 2. Известные школы обучения менеджмента
Европейский менеджмент соединяет теории и практики многих стран воедино, но придерживается в основном американской системы. Производственные дисциплины и международные аспекты являются важными для европейского студента-менеджера. Самыми известными местами обучения менеджеров являются: французская бизнес-школа INSEAD, швейцарская IMD (International Institute for Management Development), Оксфордский университет, Лондонская бизнес-школа (LBS).
В России же также формируется своя модель менеджмента под влиянием Европы. Данная профессия появилась совсем недавно, поэтому ещё не до конца сформирован процесс образования будущего менеджера. Будущий работник должен обеспечивать жизнеспособность своего предприятия, добиваться максимизации прибыли, разрабатывать программу развития в долгосрочной перспективе. Всё это должен знать и обеспечивать российский менеджер. Особенности профессионально важных качеств, на которые ориентируется модель менеджмента в России представлена на рисунке 3. К профессионально важным качествам относятся системные характеристики личности, и процесс их формирования и развития предполагает овладение различными по исполнению, операциям и познавательности видами деятельности. В научной литературе достаточно широко представлены подходы в определении профессионально важных качеств менеджеров, так например,в работе Петрук Г.В. [7], Картежниковой А.Н. [4]и других.Множество университетов предлагают свои курсы менеджмента, но ведущим специалистом в этой сфере является Высшая школа финансового менеджмента Академии народного хозяйства при Правительстве РФ. Данное заведение старается сосредоточить свои усилия на финансовом управлении, готовя студентов для будущего трудоустройства [8]
.
Рисунок 3. Основные профессионально-важные качества при подготовки менеджеров в России
Но несмотря на все плюсы, существуют определённые проблемы в процессе образования российских менеджеров: содержание самой науки менеджмента теряется перед созданием новых методов; рассматривают западные модели менеджмента, невзирая на иную ситуацию на национальном рынке; недостаточно российских разработок и моделей, а также практических знаний; отбор дисциплин ВУЗами с субъективной точки зрения, не учитывая потребность на рынке и т.п.
Таким образом, в России складывается система подготовки менеджеров, которая несколько противоречива. После того как Россия вошла в ВТО, отраслевой рынок стал нуждаться высококвалифицированных менеджерах. Исходя из этого соображения, должен быть осуществлен переход на гибкую многоуровневую систему подготовки. Возникает необходимость модернизации структуры образовательного процесса, переход на более эффективную программу обучения, которая будет соответствовать темпу развития современных технологий.Поэтому необходимо рассмотреть профессионально важные качества, а также определить какие они должны быть у студентов, оканчивающих университет.