Сетевое издание
Международный студенческий научный вестник
ISSN 2409-529X

PRINCIPLES FOR INFORMATIONAL ENSURE ANALYSIS OF COMMODITY STOCKS

Ilyukhina N.A. 1 Shestero N.V. 1
1 The Federal State Budgetary Educational Establishment of Higther Professional Education «The Orel State Institute of Economics and Trade»
An important condition for achieving good financial results from the trading activities of the enterprise and increase its efficiency is the formation of an optimal amount of inventory and skillful management. Solutions for inventory management has an impact on all aspects of economic activity: the costs of the sale, the volume of sales of goods, the amount of income, profit and profitability. Therefore, for any business more and more important function is the analysis and evaluation of the efficiency of inventory management policy. The goal of almost any solution in inventory management are sales growth and minimizing overall costs associated with the formation and storage of inventory.
analysis tovarooborachivaemoste
classification of freight trains
inventories
Постоянное наличие товарных запасов на складах предприятия является необходиым условием его бесперебойной работы, выполнения плана товарооборота, удовлетворения спроса потребителей. Любой товар до момента продажи относится к категории товарного запаса. С экономической точки зрения эта форма существования товара является статичной (физически он может находиться в движении). Данное обстоятельство означает, что товарный запас является величиной моментной. Меняя свой размер товарные запасы - постепенно вовлекаясь в товарооборот, продаются, переставая быть запасами. Но поскольку товарные запасы замещаются другими партиями товаров, то есть регулярно возобновляются, они являются постоянно существующей величиной, размер которой варьирует в зависимости от конкретных хозяйственных условий.

Оптимизация материальных запасов на предприятии и повышения эффективности управления ими становится в условиях современной рыночной экономики весьма актуальной. Поскольку размер запасов непосредственно влияет на конечные результаты деятельности предприятия, на то, как предприятию выработать такую хозяйственную политику и страте-гию в области управления товарными запасами, которая позволила бы организации поддерживать свою конкурентоспособность в обозримой перспективе на жестком рынке конкуренции. В качестве причин, обуславливающих необходимость формирования товарных запасов выделены следующие:

- несоответствием ритма потребления и производства;

- сезонные колебания  в производстве и потреблении;

- несогласованность производственного и торгового ассортимента, что требует подсортировки, расфасовки, упаковки, подработки;

- особенности территориального размещения производства;

- удаленность потребителя от производителя;

- разрыв во времени между моментом поступления товаров и их потреблением;

- условия и время необходимые для транспортировки товаров;

- состояние складского хозяйства.

Товарные запасы в розничных предприятиях должны находится в предельном соответствии с объемом товарооборота.  Небольшие товарные запасы привлекают менеджеров низкими расходами по их содержанию, однако могут таить  в себе угрозу. В условиях быстроменяющейся конъюнктуры торговли и под влиянием случайных факторов при малом запасе могут возникнуть перебои в торговле отдельными наименованиями товаров, что в конечном итоге приведет к утрате позиций в конкурентной борьбе, потерям в розничном товарообороте, потере возможных доходов и прибыли.

Большие товарные запасы позволяют привлечь покупателей широким ассортиментом, обеспечить регулярную, бесперебойную торговлю всеми наименованиями товаров. Вместе с тем большие запасы связаны с опасностями на предприятии: повышение расходов по их содержанию, замедление оборачиваемости средств, вложенных в товары. Возникает риск потери качества товаров при длительном хранении, устаревании фасона, модели, что в свою очередь может привести к трудностям сбыта, росту расходов, снижению прибыли. Таким образом, слишком малые и слишком большие размеры товарных запасов могут отрицательно сказаться на финансовых результатах торговой деятельности.

Для более глубокого изучения экономической сущности, а так же в целях создания оптимальной системы управления товарными запасами, необходимо их классифицировать  по различным признакам. Классификаций любого объекта в теории может быть бесконечное множество. Достаточно выделить классификационный признак, и возникает новая классификаций. В данной работе представим отраслевые признаки классификация товарных запасов, используемая на предприятиях торговли (рисунок 1). 


 

            Рисунок 1 – Классификационные группы товарных запасов


Основой классификации товарных запасов, без которой нельзя обойтись при их изучении, является товарная классификация, или классификация по товарному составу (ассортименту).Такая классификация позволяет выявить объем и структуру запасов по отдельным товарным группам. Так как объектом анализа на исследуемом предприятии являются продовольственные товары, то с целью дальнейшего анализа произведено их деление с выделением таких признаков как происхождение, химический состав, назначение (рисунок 2).

На величину товарных запасов в оптовой и розничной торговле оказывает влияние множество факторов, вязанных с производством, обращением и потреблением. Одним из показателей, характеризующих эффективность ис­пользования товарных запасов, является товарооборачиваемость или время обращения товаров. Время обращения товаров пока­зывает продолжительность их пребывания в сфере обращения. Ускорение товарооборачиваемости уменьшает затраты на хранение товарных запасов, приводит к высвобождению денежных средств и других оборотных активов. Поэтому анализу и учету  товарооборачиваемости и товарных запасов от­водится значительное место при анализе хозяйственно-финансо­вой деятельности торговых организаций.

Величина товарных запасов и оборачиваемость зависят от мно­гих факторов. Одни из этих факторов ускоряют товарооборачиваемость и тем самым объективно уменьшают необходимую величину запасов, другие, наоборот, замедляют скорость товарного обраще­ния и тем самым увеличивают размер запасов. Зная это, можно выявить резервы ускорения оборачиваемости запасов предприятия; улучшить снабжение населения товарами потребления; снизить за­траты на образование и содержание товарных запасов. Большое влияние на скорость товарооборота и время обращения товаров оказывает структура товарооборота. Увеличение в составе товарооборота удельного веса товаров быстрой оборачиваемости вызывает ускорение обращения товаров в целом по предприятию и наоборот.

Необходимо также внедрять эффективные формы предварительного и текущего контроля за соблюдением норм запасов и расходованием материальных ресурсов. В связи со спецификой деятельности большая часть финансовых средств торговой организации аккумулирована в товарных запасах. Для эффективного управления товарными запасами необходима оперативная и точная информация о наличии и движении товаров. Основным источником этой информации является бухгалтерский учет, а при наличии и управленческий учет. Таким образом, одна из главных задач управления товарными запасами состоит в правильной организации учета, позволяющей своевременно получать информацию о поступлении товаров, о выполнении договорных обязательств поставщиками и покупателями, о состоянии товарных запасов, о ходе отгрузки и реализации товаров и контроле над их сохранностью.


 

       Рисунок 2 – Отраслевая классификация товарных запасов


Классификация основных факторов, влияющих на оборачиваемость и величину товарных запасов, представлена на рисунке 3 в виде схемы.

 

 

 

 

Рисунок 3 - Классификация основных факторов, влияющих на товарные запасы и товарооборачиваемость

 

Если производство расположено вблизи районов потребле­ния или источников сырья, то время обращения товаров значи­тельно сокращается, так как сокращаются дальность и время пробега грузов. Это уменьшает объем товарных запасов, находя­щихся в процессе транспортировки. От соотноше­ния в обороте различных товаров зависит среднее время обраще­ния, так как обращение отдельных товаров различно. Это можно объяснить неодинаковыми потребительскими свойствами това­ров, а также сложностью ассортимента.

Расширение ассортимента товаров несколько увеличивает время обращения, ибо объем товарных запасов становится боль­ше и соответственно больше затрачивается времени на подсортировку, подготовку товаров к продаже. Время обращения продо­вольственных товаров значительно меньше, чем непродовольст­венных. Поэтому повышение удельного веса непродовольствен­ных товаров и товаров длительного пользования замедляет обра­щение товаров.

К числу основных факторов в торговле, воздействующих на размеры товарных запасов, относятся объем товарооборота, структура товарооборота, и скорость обращения товаров.

Рост объема товарооборота благоприятно влияет на показатели скорости и времени обращения товаров. Так, увеличение объема товарооборота сопровождается при прочих равных условиях уве­личением числа оборотов и сокращением числа дней оборота, т. е. уменьшается количество дней пребывания товаров в обращении.

Весьма существенное влияние на скорость товарооборота и время обращения товаров оказывает структура товарооборота. Увеличение в его составе удельного веса товаров быстрой обора­чиваемости ускоряют обращение товаров в целом по организа­ции, и наоборот.

Таким образом, особое значение приобретает управление размерами товарных запасов, под которым понимается комплекс мер, обеспечивающих поддержание товарных запасов в нормативных размерах, регулирование поступления и отпуска их со склада, учет и контроль за состоянием запасов.