Оптимизация материальных запасов на предприятии и повышения эффективности управления ими становится в условиях современной рыночной экономики весьма актуальной. Поскольку размер запасов непосредственно влияет на конечные результаты деятельности предприятия, на то, как предприятию выработать такую хозяйственную политику и страте-гию в области управления товарными запасами, которая позволила бы организации поддерживать свою конкурентоспособность в обозримой перспективе на жестком рынке конкуренции. В качестве причин, обуславливающих необходимость формирования товарных запасов выделены следующие:
- несоответствием ритма потребления и производства;
- сезонные колебания в производстве и потреблении;
- несогласованность производственного и торгового ассортимента, что требует подсортировки, расфасовки, упаковки, подработки;
- особенности территориального размещения производства;
- удаленность потребителя от производителя;
- разрыв во времени между моментом поступления товаров и их потреблением;
- условия и время необходимые для транспортировки товаров;
- состояние складского хозяйства.
Товарные запасы в розничных предприятиях должны находится в предельном соответствии с объемом товарооборота. Небольшие товарные запасы привлекают менеджеров низкими расходами по их содержанию, однако могут таить в себе угрозу. В условиях быстроменяющейся конъюнктуры торговли и под влиянием случайных факторов при малом запасе могут возникнуть перебои в торговле отдельными наименованиями товаров, что в конечном итоге приведет к утрате позиций в конкурентной борьбе, потерям в розничном товарообороте, потере возможных доходов и прибыли.
Большие товарные запасы позволяют привлечь покупателей широким ассортиментом, обеспечить регулярную, бесперебойную торговлю всеми наименованиями товаров. Вместе с тем большие запасы связаны с опасностями на предприятии: повышение расходов по их содержанию, замедление оборачиваемости средств, вложенных в товары. Возникает риск потери качества товаров при длительном хранении, устаревании фасона, модели, что в свою очередь может привести к трудностям сбыта, росту расходов, снижению прибыли. Таким образом, слишком малые и слишком большие размеры товарных запасов могут отрицательно сказаться на финансовых результатах торговой деятельности.
Для более глубокого изучения экономической сущности, а так же в целях создания оптимальной системы управления товарными запасами, необходимо их классифицировать по различным признакам. Классификаций любого объекта в теории может быть бесконечное множество. Достаточно выделить классификационный признак, и возникает новая классификаций. В данной работе представим отраслевые признаки классификация товарных запасов, используемая на предприятиях торговли (рисунок 1).
Рисунок 1 – Классификационные группы товарных запасов
Основой классификации товарных запасов, без которой нельзя обойтись при их изучении, является товарная классификация, или классификация по товарному составу (ассортименту).Такая классификация позволяет выявить объем и структуру запасов по отдельным товарным группам. Так как объектом анализа на исследуемом предприятии являются продовольственные товары, то с целью дальнейшего анализа произведено их деление с выделением таких признаков как происхождение, химический состав, назначение (рисунок 2).
На величину товарных запасов в оптовой и розничной торговле оказывает влияние множество факторов, вязанных с производством, обращением и потреблением. Одним из показателей, характеризующих эффективность использования товарных запасов, является товарооборачиваемость или время обращения товаров. Время обращения товаров показывает продолжительность их пребывания в сфере обращения. Ускорение товарооборачиваемости уменьшает затраты на хранение товарных запасов, приводит к высвобождению денежных средств и других оборотных активов. Поэтому анализу и учету товарооборачиваемости и товарных запасов отводится значительное место при анализе хозяйственно-финансовой деятельности торговых организаций.
Величина товарных запасов и оборачиваемость зависят от многих факторов. Одни из этих факторов ускоряют товарооборачиваемость и тем самым объективно уменьшают необходимую величину запасов, другие, наоборот, замедляют скорость товарного обращения и тем самым увеличивают размер запасов. Зная это, можно выявить резервы ускорения оборачиваемости запасов предприятия; улучшить снабжение населения товарами потребления; снизить затраты на образование и содержание товарных запасов. Большое влияние на скорость товарооборота и время обращения товаров оказывает структура товарооборота. Увеличение в составе товарооборота удельного веса товаров быстрой оборачиваемости вызывает ускорение обращения товаров в целом по предприятию и наоборот.
Необходимо также внедрять эффективные формы предварительного и текущего контроля за соблюдением норм запасов и расходованием материальных ресурсов. В связи со спецификой деятельности большая часть финансовых средств торговой организации аккумулирована в товарных запасах. Для эффективного управления товарными запасами необходима оперативная и точная информация о наличии и движении товаров. Основным источником этой информации является бухгалтерский учет, а при наличии и управленческий учет. Таким образом, одна из главных задач управления товарными запасами состоит в правильной организации учета, позволяющей своевременно получать информацию о поступлении товаров, о выполнении договорных обязательств поставщиками и покупателями, о состоянии товарных запасов, о ходе отгрузки и реализации товаров и контроле над их сохранностью.
Рисунок 2 – Отраслевая классификация товарных запасов
Классификация основных факторов, влияющих на оборачиваемость и величину товарных запасов, представлена на рисунке 3 в виде схемы.
Рисунок 3 - Классификация основных факторов, влияющих на товарные запасы и товарооборачиваемость
Если производство расположено вблизи районов потребления или источников сырья, то время обращения товаров значительно сокращается, так как сокращаются дальность и время пробега грузов. Это уменьшает объем товарных запасов, находящихся в процессе транспортировки. От соотношения в обороте различных товаров зависит среднее время обращения, так как обращение отдельных товаров различно. Это можно объяснить неодинаковыми потребительскими свойствами товаров, а также сложностью ассортимента.
Расширение ассортимента товаров несколько увеличивает время обращения, ибо объем товарных запасов становится больше и соответственно больше затрачивается времени на подсортировку, подготовку товаров к продаже. Время обращения продовольственных товаров значительно меньше, чем непродовольственных. Поэтому повышение удельного веса непродовольственных товаров и товаров длительного пользования замедляет обращение товаров.
К числу основных факторов в торговле, воздействующих на размеры товарных запасов, относятся объем товарооборота, структура товарооборота, и скорость обращения товаров.
Рост объема товарооборота благоприятно влияет на показатели скорости и времени обращения товаров. Так, увеличение объема товарооборота сопровождается при прочих равных условиях увеличением числа оборотов и сокращением числа дней оборота, т. е. уменьшается количество дней пребывания товаров в обращении.
Весьма существенное влияние на скорость товарооборота и время обращения товаров оказывает структура товарооборота. Увеличение в его составе удельного веса товаров быстрой оборачиваемости ускоряют обращение товаров в целом по организации, и наоборот.
Таким образом, особое значение приобретает управление размерами товарных запасов, под которым понимается комплекс мер, обеспечивающих поддержание товарных запасов в нормативных размерах, регулирование поступления и отпуска их со склада, учет и контроль за состоянием запасов.