В связи с этим особую популярность приобретают тестовые задания, обеспечивающие быструю проверку знаний учащегося. По сравнению с традиционными математическими заданиями, которые предусматривают запись действий и рассуждений, ведущих к ответу, тестовая форма предполагает задания, не требующие громоздких записей [4, c. 4]. Тесты позволяют объективно оценить умения и знания учеников, по единым критериям, в баллах, это помогает определить, кто и на каком уровне овладел материалом.
Как показал проведенный анализ научно-методической литературы, [2; 3] важными особенностями тестового контроля являются:
1) возможность охвата большого количества проверяемых с учетом их профессиональной подготовки и требование учебных программ по конкретным специальностям;
2) экономия времени при проведении контроля большой группы обучающихся;
3) интерес обучающихся к современным компьютерным технологиям и возможность оценить уровень своей подготовки;
4) возможность оперативной коррекции тестовых заданий в зависимости от аудитории и уровня оценки знаний и т.д.
В ходе проводимого исследования был выбран наиболее простой, удобной в использовании и условно бесплатный программный продукт UniTest System, представляющей собой несложный механизм, состоящий из нескольких модулей: модуля авторизации; модуля тестирования; модуля создания/редактирования файлов тестов.
Выделим некоторые возможности UniTest System:
1) Поддержка OLE объектов, документов, видео и аудио;
2) Возможность запускать интерактивные объекты OLE во время тестирования;
3) В качестве ответа могут быть как простые ответы, так и задания установление соответствия или прямой ввод ответа с клавиатуры;
4) Подтесты, позволяющие собирать базу данных вопросов, выделять разделы, устанавливать правила отображения и отбора вопросов в тесте;
5) Возможность узнать, как тестируемый проходил любой вопрос теста (ответ, время, правильность и т.д.);
6) Возможность создавать собственные отчеты или использовать уже готовые;
7) Можно делать выборку записей результатов по любым критериям и сортировать данные по полям;
8) Возможность тестирования по сети;
9) Мониторинг всех действий подключенных пользователей (тестируемых) в реальном времени;
10) Администрация подключенных пользователей. Вы можете временно отключать или блокировать особенно назойливых пользователей;
11) Технология сетевой идентификации клиентов и идентификации на уровне операционной системы не позволит кому-либо не санкционированно подключиться к системе и пройти тестирование;
Editor предназначен для создания и редактирования тестов, используемых для проведения тестирований в Test. Выделим основные возможности Editor:
· Удобный и легко настраиваемый интерфейс Editor, подобный интерфейсу MS Office XP;
· Editor может отображать вопросы теста так, как они будут выглядеть при тестировании;
· Встроенный редактор, подобный упрощенному MS Word, позволяет создавать практически любое содержание для тестов. При этом тесты занимают очень мало места (например, полноценный тест из 500 вопросов в среднем занимает 500-700 Kb);
· Удобная вставка данных из других программ, работа с буфером обмена;
· Возможность создания и редактирования любых доступных OLE-объектов прямо в Editor;
· Удобная навигация и "быстрые клавиши" сэкономят немало времени;
· Режим ограниченного доступа и режим блокировки помогает исключить использование баз данных посторонними;
· Режим разметки позволяет расположить элементы вопроса на экране простым перетаскиванием и сжатием/растягиванием этих элементов. Дополнительные возможности: работа с группами элементов, установка относительных размеров и положения.
В ходе проводимого исследования нами был составлены тесты для учащихся девятых классов, на примере изучения арифметической и геометрической прогрессий (рис. 1).
Рис. 1. Окно Editor
Test предназначен для проведения самого тестирования. Можно выделить следующие возможности Test:
· Все элементы Test имеют всплывающие подсказки, помогающие сориентироваться даже новичку;
· Весь процесс проведения тестирования автоматизирован и не требует вмешательства со стороны;
· Вопросы (в том числе каждый отдельно) и варианты ответов можно перемешивать случайным образом;
· Имеется возможность пропуска вопросов (чтобы ответить на них после того, как будут даны ответы на остальные вопросы);
· Возможность запускать OLE-объекты, проигрывать аудио и т.п.
Для начала прохождения теста необходимо заполнить поля ввода информации о тестируемом (рис. 2.).
Рис. 2. Окно ввода информации
После чего обучаемый переходит к самому процессу тестирования (рис. 3).
Рис. 3. Окно прохождения теста
Все элементы Test обеспечены всплывающими подсказками. Во время тестирования можно откладывать вопросы (чтобы ответить на них позже). Результаты тестирования записываются в базу данных. После проведения тестирования результаты записываются в Report. Report предназначен для обработки результатов тестирования и создания на их основе отчетов. По результатам тестирований можно осуществлять различные выборки и сортировать данные по любым полям. Кроме заранее заготовленных отчетов можно создавать свои собственные (рис. 4.).
Рис. 4. Окно просмотра отчета
Структура и содержание составленных тестов по арифметической и геометрической прогрессии, в дальнейшей работе будет редактироваться для более объективной оценки знаний учеников. После анализа результатов, по данным из отчета, вопросы, которые вызвали затруднение, будут более подробно разбираться учителем на уроках.