Музыка – величайший источник эстетического и духовного наслаждения. Она сопровождает человека на протяжении всей его жизни, вызывает эмоциональный отклик, взволнованность, сопереживание. Именно эта способность музыкального искусства сделала его активно востребованным на протяжении всей истории цивилизации. Следует отметить, что не только разнообразная по своему содержанию музыка может оказывать разное воздействие на индивида. Одно и то же музыкальное произведение часто влияет по-разному на человека при неодинаковых условиях реализации слушания. Безусловно, во многом это зависит и от подготовленности индивида к восприятию музыки, от уровня объема его слухового опыта, развития умения слушать музыкальный материал, эстетического вкуса, общей культуры.
В данном контексте является важным влияние музыкальной среды на формирование указанных качеств людей. Современное музыкальное наполнение социума характеризуется насыщенностью, разнообразием видов и форм трансляции данной информации, но одновременно и засильем легкого жанра, представленного зачастую произведениями весьма низкого художественного уровня. Такая ситуация не способствует выполнению социальных запросов в сфере музыкального становления подрастающего поколения, которое завтра будет определять уровень культуры общества. Это ведет к культурной деградации и повышению требований, а, значит, и усложнению задач в области школьного образования, призванного обеспечить формирование всестороннее развитие обучающихся, в том числе и в сфере музыкальной культуры.
Формирование музыкальной культуры школьников позволяет ребенку, опираясь на приобретенные знания и умения, научиться понимать музыку, испытывать потребность в общении с ней и самовыражаться в данном виде искусства. Не случайно Д. Б. Кабалевский видел на первом месте в музыкальной культуре учащихся «способность воспринимать музыку как живое, образное искусство». Именно развитость умения слушать (воспринимать) музыку лежит в основе и представляет собой условие освоения всех других видов музыкальной деятельности. Поэтому слушание музыки является ведущей развиваемой способностью школьника.
Учитывая, что только через выполнение учебно-музыкальной деятельности можно музыкально развивать и формировать музыкальную культуру личности обучающегося, для музыкально-образовательного процесса становится актуальным выбор оптимальных видов данного функционирования школьников. Относительно восприятия музыки таковой является деятельность слушателя, обеспечивающая совершенствование сушательской культуры учащегося. Изучение указанного аспекта музыкального образования, позволило выявить эффективные условия освоения слушательских действий, экспериментальная апробация которых доказала их продуктивность, что дало основания сформулировать следующие методические рекомендации по осуществлению процесса формирования слушательской культуры школьников посредством учебно-концертной деятельности.
Для формирования слушательской культуры школьников и для развития всех разновидностей общения с музыкальным искусством, восприятие музыки является базовым навыком. Более того, он наиболее представленный в социуме и доступный вид музыкальной деятельности, осуществляемый человеком на протяжении всей жизни. Учитывая, что сегодняшние школьники, подрастая, станут взрослыми слушателями и будут завтра определять музыкально-культурный уровень своей страны, формирование их слушательской культуры как составляющего элемента музыкальной культуры личности является обязательным требованием образования и, следовательно, должен целенаправленно реализовываться в профессиональной практике учителей.
Умение слушать и слышать музыку не представляет собой врожденную способность человека, ее необходимо формировать. Данный процесс продолжителен, он связан с интеллектуальным и психолого-эмоциональным совершенствованием личности. В связи с этим начинать его осуществление необходимо с приходом ребенка в школу, что поддерживает и психологическая наука, указывая на соответствие возрастных особенностей учащихся младших классов требованиям рассматриваемого процесса.
Учитывая, что наиболее эффективным средством формирования слушательской культуры является деятельность, в данном случае практика слушания, рассматриваемый процесс должен включать ее. Для осознанной и эмоционально обусловленной реализации указанного функционирования необходимо также освоение умений собирать и изучать информацию о произведениях, их авторах, а также анализировать социализацию сочинений, находить в них сходства и различия; выявлять средства музыкальной и исполнительской выразительности, интерпретационные особенности исполнения; определять образ и его драматургию. Учитель должен обеспечить последовательное накапливание опыта представленных действий, что позволяет обучающемуся постепенно научиться применять его в последующих коммуникациях с музыкальным искусством, в том числе и в повседневной жизни.
Для повышения эффективности процесса освоения музыкально-слушательского функционирования и формирования слушательской культуры школьников целесообразно использование в образовании учебно-концертной деятельности. Основой тому служит следующее.
Учебно-концертная деятельность трактуется нами как действия и взаимодействия ролевых субъектов учебного концерта (исполнителя, слушателя, организатора, педагога), обеспечивающие его реализацию. Учебный концерт – это интегративная организационная форма обучения, обобщающая «периоды подготовки учебного выступления, его осуществления и совершенствования опыта» [2, с. 272]. Следовательно центральным этапом учебного концерта является учебное выступление, в котором через публичное исполнение и восприятие репертуарно-организованного музыкального и иного учебного материала происходит непосредственное «художественно-обучающее общение участников концерта…, приводящее к решению поставленных учебных задач» [2, с. 273].
Подразделение участников на разные категории ролевых субъектов, комплексная реализация ими своих публично совершаемых действий и последовательное осуществление этапов подготовки учебного выступления, его реализации, а также фазы закрепления и распространения полученного опыта, все это в совокупности ставит учебный концерт на высшую ступень в иерархии организационных форм обучения музыке и общения с ней. Соответствующие характеристики приобретает и функционирование ролевых субъектов, в частности, восприятие содержания учебного концерта слушателями.
При участии обучающихся в учебном концерте, моделируется организация восприятия музыки во время концертов вне образовательного процесса, что облегчает социальную адаптацию учащихся и их самоактуализацию в обществе. Учащийся усваивает последовательность и содержание действий, выполняемых слушателем, за счет чего в концертах для него начинают более активно работать учебно-воспитательные функции.
Являясь педагогической технологией, учебный концерт способен гарантированно обеспечить повышение эффективности процесса освоения реализуемого в нем учебно-концертного функционирования. Для достижения этого необходимо выполнение ряда методических требований, в частности, относящихся к слушательской деятельности школьников, формирующей их слушательскую культуру. Так, планировать включение в образовательный процесс учебного концерта и определять задачи его ролевых участников учителю надо заранее. Следующей обязанностью учителя является обеспечение подготовки слушателей к восприятию содержания учебного выступления. Учащийся должен быть способен воспринять музыкальную и немузыкальную информацию. Это подразумевает: ее понимание и встраивание в существующую у ребенка систему знаний; адекватную чувственно-психологическую оценку воспринимаемого и реакцию на него; способность без больших усилий совершать слушательские действия, согласно принятым правилам поведения в данных условиях, через их знание и наличие базовых умений.
Надо отметить, что довольно часто встречающаяся сегодня в образовании практика посещения концертов учащимися-слушателями с целью «для общего развития», не может считаться продуктивной. К сожалению, это распространяется не только на отчасти «спонтанные» концерты, которые нередко организуются в рамках шефской помощи, например, исполнителями филармоний или музыкальных театров. В планируемых концертах тоже, как правило, педагогическое внимание сосредотачивается на исполнителях, а от слушателей требуется зачастую только сидеть тихо и смирно. Для преодоления такой ситуации целесообразна постановка конкретных творческих заданий слушателям. Особенно это относится ко второму этапу учебного концерта, что позволяет, последовательно выполняя задания, осознанно, эмоционально и эффективно реализовать свою ролевую деятельность. В ходе осуществления крайних периодов также важны задания, поскольку они активизируют слушателей и служат целостности организационной формы. Так, их целью в подготовительной фазе учебного концерта является знакомство детей с тематической информацией и освоение ими действий, обеспечивающих на учебном выступлении необходимый уровень восприятия, чтобы оно стало доминантой и параллельное выполнение заданий не отвлекало от слушания музыки. В постконцертный период надо проанализировать результаты слушательской деятельности, обобщить полученный опыт и распространить его на дальнейшее обучение. Крайние этапы учебного концерта могут моделировать условия учебного выступления, что имеет большие педагогические перспективы [1, с. 138].
В целом реализация учебно-концертной деятельности обучающимися слушателями должна учитывать их возрастные и индивидуальные особенности, не выходить за рамки принятых гигиенических норм ее осуществления, ориентироваться на актуализацию имеющегося соответствующего опыта школьников, активизацию творческого начала детей и стимулирование их интереса к музыкальному искусству, совершаемому виду деятельности и концертным формам ее организации. Это приводит к освоению навыка «слышать» музыку, понимать и ценить ее, а, значит, способствует и формированию потребности общения с высоким музыкальным искусством, что является показателем повышения уровня слушательской культуры обучающихся.