Исполнительская деятельность является предметом исследования как в психологии, музыкознании, так и педагогике музыкального образования. В частности, хорошо известны исследования в области психологии музыкально-исполнительской деятельности Л.Л. Бочкарева, А.Л. Готсдинера, Г.М. Цыпина, В.А. Петрушина, работы по теории исполнительства А.Д. Алексеева, Л.А. Баренбойма, Г.М. Когана, А.В. Малинковской, С.И. Савшинского, А.Г. Каузовой, В.Л. Живова и др.
Обобщая взгляды выдающихся музыкантов-исполнителей, ученых и педагогов-исследователей, можно утверждать, что процесс исполнительского творчества представляет собой не только акт воплощения композиторского замысла, но и создания собственной исполнительской трактовки. Творчество исполнителя проявляется прежде всего в наиболее полном выражении объективного содержания музыки, проникновении в сущность музыкального произведения, раскрытии и воплощении его концепции. Каждое исполнение музыкального произведения является (вернее должно являться) уникальным творческим актом. С одной стороны, исполнение может повышать эстетическую ценность произведения, углублять его содержание и обогащать. С другой – исполнение может обеднить и исказить сущностные стороны содержания музыкального произведения. Так же как в человеческой речи одни и те же слова могут произноситься по-разному, так и в музыкальной речи одни и те же нотные знаки могут интонироваться, интерпретироваться различно.
Г.М. Коган утверждал, что «в основе всякой культуры лежит культура восприятия. Там, где она не развита или потеряна не может быть никакой культуры. Где не умеют читать - не умеют писать, где не умеют слушать - не умеют играть» [3, 214].
Л. А. Баренбойм писал, что исполнитель - будь он музыкант или актер - должен обладать рядом качеств: творческой страстностью, иначе говоря, творческой способностью ярко, эмоционально, страстно воспринимать художественное произведение; сосредоточенностью; рельефным представлением («видением» или внутренним слышанием); гибким воображением; пылким и сильным желанием воплотить и передать воплощенное другим; творческим эстрадным самочувствием;техническим мастерством; высоким интеллектуальным уровнем общем и специальной, связанной со спецификой данного искусства, культурой [2,334].
Вместе с тем, при всей значимости проблемы развития музыкально-исполнительской культуры нами не было обнаружено в научно-методической литературе формулировки указанного понятия, несмотря на наличие многочисленных упоминаний о ней. Однако ряд авторов конкретизируют отдельные составляющие исполнительской культуры, в частности, на это указывают Л.Т. Файзрахманова и И.Э. Рахимбаева.
По мнению Л.Т. Файзрахмановой, концентрированным выражением профессиональной культуры учителя музыки является его исполнительская культура, в которой синтезируется историко-теоретические знания, исполнительские умения и навыки, проявляются художественный вкус, интеллектуальная и эмоциональная воспитанность студента, реализуется его креативный потенциал [5, 101].
И.Э. Рахимбаева в модель профессионально-педагогической культуры учителя музыки в качестве обязательных составляющих включает методологическую, интеллектуальную, коммуникативную и исполнительскую культуру. При этом исследователь указывает, что исполнительская культура включает знание инструментального, хорового и вокального репертуара, интонационного строя, стиля, формы, мелодико-гармонического языка, метроритмической структуры, эмоционально-художественного образа музыкальных произведений, техническое мастерство, опыт публичных выступлений [4, 88].
Термин «исполнительская культура учащихся» вводится в употребление в изданном в 2004 году учебнике по теории музыкального образования Э.Б. Абдуллина, Е.В. Николаевой, где приводятся характеризующие ее показатели: выраженные интересы, склонности, потребности к конкретному виду исполнительской деятельности;владение необходимыми исполнительскими знаниями, умениями и навыками, способствующими достижению единства интонационно-образного восприятия, воспроизведения в соответствии с характером, стилем и жанром произведения;отношение к исполнительству как творческому процессу;умение оценить качество исполнения музыки на основе своих представлений о красоте певческого, инструментального звучания, исполнительской интерпретации произведения [1, 94].
Полагаем, что перечень вышеуказанных показателей с необходимостью должен быть дополнен индивидуально-личностными качествами человека с учетом специфики и многогранности музыкально-исполнительской деятельности. Обусловлено сказанное тем, что в деятельности музыканта-исполнителя основополагающую роль играет комплекс музыкально-творческих способностей, куда входят художественно-образное мышление, воображение, фантазия, музыкальная одаренность и т.д.
Исполнительскую культурумы трактуем как совокупность личностно-значимых качеств, проявляющихся в процессе творческой музыкальной деятельности и раскрывающих меру освоения индивидом эмоционально-образного содержания музыкального произведения, как объекта общественного музыкального создания. К структурным компонентам развития исполнительской культуры соответственно относим следующие: опыт исполнительской деятельности, исполнительская компетентность и комплекс музыкально-творческих способностей исполнителя.
Первый компонент - опыт исполнительской деятельности включает в себя: наличие выраженных интересов, склонностей и потребностей, мотивов обращения к конкретному виду исполнительской деятельности; умение оценивать качество исполнения музыки на основе своих музыкально-слуховых представлений о звучании данного конкретного произведения в определенном характере, жанре, стиле; наличие сформированного интонационно-слухового запаса, музыкальных впечатлений о жанрово-стилевом разнообразии музыкального искусства; способность к музыкальному переживанию, эмоциональной культуре исполнения.
Второй компонент исполнительской культуры - исполнительская компетентность включает в себя: владение необходимыми исполнительскими знаниями, умениями и навыками, различными способами звуковедения, звукоизвлечения, артикуляции;способность к анализу и самоанализу исполнительской деятельности, слуховому контролю и самоконтролю за качеством звучания;владение исполнительским репертуаром;способность к чтению с листа, к эскизному разучиванию;музыкально-исполнительские артистические качества.
Третий компонент исполнительской культуры - комплекс музыкально-творческих способностей исполнителя, который включает в себя: музыкальную одаренность;художественно-образное мышление, музыкальные воображение, фантазию;способность к индивидуальной творческой интерпретации музыкального произведения.
Рассмотренные выше компоненты нуждаются, на наш взгляд, в структурировании с целью выявления наиболее существенных составляющих исполнительской культуры, так как в музыкальном искусстве творчество отличается ярко выраженным личностным содержанием и проявляется как особое умение воспроизводить, интерпретировать, переживать музыку.