Сетевое издание
Международный студенческий научный вестник
ISSN 2409-529X

1 1 1 1
1 Volzhsky Polytechnical Institute (branch) Volgograd state technical University

Целью физического воспитания в ВУЗе является формирование физической культуры студента, как неотъемлемого компонента общей культуры будущего специалиста, способного реализовать его в учебной, социальной, профессиональной деятельности и в семье. Вопрос сохранения и укрепления здоровья средствами и методами физического воспитания в настоящее время является весьма актуальным. Студенческий возраст – это один из критических периодов в биологическом, психическом и социальном развитии человека. Возрастающая интенсивность и напряженность современной жизни, связанная с кардинальными изменениями жизнедеятельности студентов, а также неблагоприятные факторы социального, экономического, экологического характера, стиль жизни и нарастающая гиподинамия, наличие соматических и других заболеваний накладывает свой отпечаток на здоровье и творческую активность человека.

Психологи считают, что студенты, занимающиеся физической культурой, становятся более общительными, контактными, доброжелательными, имеют более высокую самооценку и уверенность в своих силах и возможностях. Конфликтные ситуации у студентов возникают значительно реже и воспринимаются намного спокойнее; психологический стресс или вообще не развивается, или же вовремя нейтрализуется, что является лучшим средством профилактики инфаркта миокарда. В результате более полноценного отдыха центральной нервной системы повышается не только физическая, но и умственная работоспособность, творческие возможности человека. Многие ученые отмечают повышение творческой активности, и плодотворности научных исследований после начала занятий студентов физической культурой.

Творческая самостоятельность студента заключается в том, что обучающийся не просто воспринимает поставленную задачу, но и сам отыскивает способы ее решения. Физическая культура влияет на творческую активность и самостоятельность личности. Творческий уровень характерен для студентов, убежденных в ценностной значимости и необходимости использовать физическую культуру для развития и реализации возможностей личности [1]. Этим студентам присуща основательность знаний по физической культуре, они владеют умениями и навыками физического самосовершенствования, организацией здорового образа жизни, используют средства физической культуры для реабилитации при высоких нервно-эмоциональных нагрузках и после перенесенных заболеваний; они творчески внедряют физическую культуру в профессиональную деятельность, в семейную жизнь. После окончания вуза проявляют инициативу во многих сферах жизнедеятельности.

Выделяют следующие основные мотивации студентов к занятиям физической культурой и интересу к физическому состоянию: удовольствие от самого процесса; стремление улучшить свои результаты; следование моде; стремление к общению; стремление познать свой организм, свои возможности; укрепление здоровья и профилактика заболеваний; повышение работоспособности; мотивация творчества и т.д.

Однако, по наблюдениям, наиболее сильным стимулом для занятий является именно удовольствие, огромное чувство радости, которое приносит физическая культура. В большинстве случаев прекращают занятия те люди, которые в результате неправильной тренировки не смогли испытать эти ощущения.

В побуждении студентов к занятиям физической культурой и спортом важны и интересы. Они отражают избирательное отношение человека к объекту, обладающему значимостью и эмоциональной привлекательностью. Когда уровень осознания интереса невысок, преобладает эмоциональная привлекательность. Чем выше этот уровень, тем большую роль играет объективная значимость. В интересе отражаются потребности человека и средства их удовлетворения. Если потребность вызывает желание обладать предметом, то интерес - познакомиться с ним.

Для решения этой проблемы должна быть создана система преподавания физической культуры, направленная на развитие творческой активности и самостоятельности студентов на занятиях физической культуры. Система работы включает следующие основные моменты: формирование приемов самостоятельного выполнения двигательных действий; организация и обеспечение условий для проявления самостоятельности; стимулирование активности и творческой самостоятельности на занятии и во внеурочное время.

Таким образом, физическая культура является важным средством формирования творческой активности и самостоятельности человека.