Многие думают, что вести болид формулы 1 не так уж и трудно, просто крутишь руль на протяжении полутора часов. Однако это не так, ведь во время гонки пилоты испытывают огромные физические нагрузки.
Постоянные стрессы и истощение до полного порой изнеможения сопровождают гонщика всю его спортивную карьеру. Эксперименты показывают, что в период гонки, а это в среднем полтора часа, пульс пилота находится на уровне 200 ударов в минуту. В течение же всего дня он колеблется от 140 до 160 ударов. Это вдвое больше нормы! Добавьте к этому большие перегрузки. Например, на самой быстрой трассе Гран-при в Сильверстоуне, где лидеры проходят повороты на скорости почти 300 километров в час, зарегистрированы четырехкратные перегрузки организма, сопровождающиеся внезапным ухудшением зрения из-за резкого отлива крови от сетчатки глаза. Но и это, к сожалению, еще не все, что может создавать «неудобства» гонщику в его работе за рулем «снаряда». Полтора часа нещадной парилки испытывает он на своем рабочем месте, теряя огромное количество воды, солей и минералов. Поэтому каждый гонщик взвешивается до и после гонки. Известны случаи, когда спортсмен терял до пяти килограмм.
Наблюдая за гонщиками по телевизору через камеру, установленную на автомобиле, не скажешь, что они слишком уж себя перетруждают. Вот только почему-то на пьедестале почета Айртон Сенна, например, после победы в родной Бразилии, выглядел как выжатый лимон. А вспомните Найджела Мэнселла, когда, победив в Монте-Карло, он не мог стоять без посторонней помощи: «Я не берусь обрисовать то потустороннее состояние, в котором находишься, проходя повороты. Порой даже отдельные предметы различить невозможно. О том, что происходит впереди твоей машины, можно только догадываться. Ноги прикованы к педалям, руки вцепляются в руль, голова же, кажется, не имеет с телом никакой связи, ведь это, по сути, единственная часть тела, которая жестко не связана с машиной...»
Тогда какими физическими качествами должен обладать пилот, и как можно подготовиться к такой проверке своего организма? Пилот болида не должен быть склонен к полноте, так как гонки существенно влияют на его собственный вес. Так же кабины пилота стараются делать как можно меньше, чтобы добиться меньшего веса. Физические тренировки пилотов направленны на приобретение мускулатуры, обеспечивающей уверенную работу за рулем автомобиля. Шварценеггер, например, не смог бы проехать и треть гонки, потому что каждый мускул здесь требует строго определенного количества крови и кислорода. У культуристов же за рулем «Формулы 1» кровь, образно говоря, должна закипеть. Ни в коем случае нельзя заниматься усиленной тренировкой какой-то одной группы мышц, как это делают бегуны, например. Специально можно тренировать лишь шею. Ноги должны быть развиты настолько, чтобы, удерживая свое тело, гонщик мог контролировать давление на педали тормоза. То же самое касается и рук при работе с рулем. Вот почему считается, что «лучшая тренировка для водителя гоночной машины – вождение гоночной машины».
Наконец, диета. До определенного времени яичница с ветчиной была чуть ли не основной пищей пилотов Формулы 1 перед гонкой. В идеале же им нужны очень легкая, в основном овощная еда и много жидкости. Боже упаси чего-либо мучного. Для столь тяжелой работы, когда организм теряет много воды и углеводов, необходима строжайшая диета. Достаточно сказать, что желудок пилота, чтобы переварить одну чашку кофе, требует от организма три чашки воды. Как пример можно привести Дженсона Баттона, пилота команды McLaren, который участвует в триатлонах, чтобы подготовиться к гонке.
Поэтому каждый пилот обязан усвоить раз и навсегда, что если основная задача механиков и инженеров команды – заботиться о готовности автомобиля к гонке, то для него нет важней задачи, чем заботиться о готовности к гонке своего организма. Формула 1 не самый простой спорт и требует полной отдачи от пилотов.