Тенденция к ухудшению состояния здоровья студентов выдвинула задачу сохранения и укрепления здоровья учащейся молодежи на одно из ведущих мест стоящих перед российским образованием. Студенчество можно выделить как категорию людей с повышенным фактором риска для здоровья. При этом самыми уязвимыми оказываются студенты, которые сталкиваются с рядом трудностей, связанных с увеличением учебной нагрузки, невысокой двигательной активностью, относительной свободой студенческой жизни, проблемами в социальном и межличностном общении. Поэтому физическая культура и спорт становятся для них важнейшим средством укрепления здоровья, природной, биологической основой для формирования личности, эффективного учебного труда, овладения наукой и профессией [4].
Студенты, а особенно студентки, относящиеся по состоянию здоровья к специальной медицинской группе, имеют ряд особенностей, важных для организации физического воспитания: как правило, это заниженная самооценка своих физических возможностей и отсутствие положительного опыта занятий.
Формирование мотивационного отношения к занятиям физической культурой направлено на приобретение студентками здоровья как ценностной ориентации. Именно физкультурно-спортивная деятельность предполагает формирование таких качеств и свойств личности как социальная активность, ориентация на здоровый образ жизни, эстетические идеалы и этические нормы жизни. Поэтому приобщение студенток к здоровому образу жизни является основной целью физического воспитания, задачами которого являются повышение функциональных, адаптивных возможностей организма, воспитание и развитие личности, направленное на развитие и саморазвитие физической культуры человека [3].
При проведении занятий физической культурой в специальных медицинских группах задача преподавателя - правильно мотивировать студенток к регулярным занятиям. Но для получения качественного результата, помимо мотивации необходимо полное осознание студентками важности активных занятий физической культурой – осознания регулярности занятий, осознание правильного выполнения всех физических упражнений, корригирующей гимнастики, оздоровительных мероприятий. Именно комплекс всех этих факторов влияют на то, каким будет результат от занятий в специальной медицинской группе. Замечено, что после проведения бесед со студентками о необходимости осознанного, правильного выполнения физического упражнения, у них наблюдается более качественное выполнения этого упражнения, что ведет к осознанию значимости упражнения и как следствие, к сохранению здоровья[1].
Особой популярностью в настоящее время среди студенток пользуются занятия аэробикой или ритмической гимнастикой. Ритмическая гимнастика – это комплексы несложных общеразвивающих упражнений, которые выполняются без пауз для отдыха, в быстром темпе. В комплексы включаются упражнения на все основные группы мышц. Благодаря быстрому темпу и продолжительности занятий, ритмическая гимнастика, кроме воздействия на опорно-двигательный аппарат, оказывает большое влияние на сердечно – сосудистую и дыхательную системы. Студентам специальной медицинской группы можно заниматься данным видом с учетом противопоказаний. Располагая набором обычных гимнастических упражнений, каждый может составить себе комплекс для самостоятельной работы. Занятия аэробикой, ЛФК, терренкур, прогулки на лыжах со студентами специальной медицинской группы позволит повысить их интерес к физической культуре [2].